kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Природоохранительное просвещение как средство экологического воспитания младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В настоящее время выделяют множество острых глобальных проблем. Одной из них является оптимизация взаимодействия человека и природы.

   Глобальные экологические проблемы отражают несбалансированность во взаимодействии человека и природы, потребность в обеспечении рационального использования природных условий. Экологические проблемы существенно влияют на все стороны жизни человечества – его хозяйственную деятельность и культуру, мировоззрение и мораль. Все эти вопросы находятся в центре различных дискуссий. Приникают они и в содержание общего среднего образования.

   В младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном – вот задача учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Природоохранительное просвещение как средство экологического воспитания младших школьников"»

Природоохранительное просвещение

как средство экологического воспитания

младших школьников


Федосова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов СОШ№32




В настоящее время выделяют множество острых глобальных проблем. Одной из них является оптимизация взаимодействия человека и природы.

Глобальные экологические проблемы отражают несбалансированность во взаимодействии человека и природы, потребность в обеспечении рационального использования природных условий. Экологические проблемы существенно влияют на все стороны жизни человечества – его хозяйственную деятельность и культуру, мировоззрение и мораль. Все эти вопросы находятся в центре различных дискуссий. Приникают они и в содержание общего среднего образования.

В младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном – вот задача учителя.

Экологическое образование включает обучение, т.е. процесс усвоения учащимися экологических идей, теорий, фактов, понятий, связанных с экологическими проблемами, и процесс воспитания у учащихся бережного отношения к окружающей природной и социальной среде.

Экологическое образование и воспитание – это психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у человека знания научных основ природопользования, необходимых убеждений и навыков нравственных принципов и активной жизненной позиции в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.

Под экологическим воспитанием же принято понимать целенаправленное формирование у людей экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологической материальной и духовной деятельности общества, активной жизненной позиции в осуществлении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Чтобы осуществить экологическое воспитание, учитель должен сам правильно понимать и выделять следующие экологические понятия:

1. Влияние трудовой деятельности человека на условия жизни животных и растений.

2. Определённая среда обитания человека.

3. Роль живых организмов в поддержании экологически равновесного состояния среды.

4. Роль отдельных видов в природном сообществе, в хозяйстве и жизни человека.

5. Овладение способами действий, направленных на охрану, сбережение природы.

6. Человек как фактор жизни.

Одним из средств экологического воспитания младших школьников выступает природоохранительное просвещение, которое должно осуществляться с целью формирования у каждого экологического сознания, необходимого для рационального поведения человека в природе. Общение человека с природой играет огромную роль в душевном, нравственном и эстетическом развитии личности, в становлении его внутреннего мира.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического воспитания, обучения во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

В учебном курсе должно проводиться отражение всех аспектов содержания экологического образования: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически-деятельного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный аспект содержания – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природе и социальном окружении. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания. Содержание экологического аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так.

Практически-деятельный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. Младший школьник в силу огромнейших физических возможностей мало вовлечён в деятельность природоохранительного характера. Объём и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды значительно шире, чем нам кажется: это уборка квартиры, уход за собой и домашними животными, забота о младших, престарелых родственниках и др. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать.

В содержании экологического воспитания в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношении живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям. Оно даёт представление о многообразии природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни, где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение видов растений и животных.

В процессе экологического воспитания рождается важнейшее качество личности – убеждённость, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе и правила поведения в ней.

Сочетание мысли, чувства и действия – важнейшее условие воспитания убеждений личности, её мировоззрения. В процессе воспитания у школьников трудолюбия и уважения к труду учащиеся расширяют свои естественнонаучные знания, постигают отношения человека к окружающей среде. Все чувства, убеждения, которые формируются в ходе экологического воспитания школьников, направлены на решение одной из задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой.

В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном поведении на природе, в активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, в пропаганде экологических идей.

Не менее значимым, чем содержательные аспекты, являются методы экологического воспитания. В рамках обсуждаемого подхода, ориентированного, прежде всего, на понимание природных зависимостей, разнообразных взаимосвязей природных сообществ и деятельности человека, первостепенное значение имеет правильно построенное наблюдение. Содержательным стержнем наблюдения всегда является взаимосвязь живого организма со средой обитания.

Важным аспектом методов становления начал экологической культуры является включение детей в различные виды деятельности. Изодеятельность детей даёт возможность им вторичного переживания впечатлений природы, их практического воплощения в изопродукцию.

Таким образом, возможности детей младшего школьного возраста в становлении начал экологической культуры велики, их реализация целиком связана с содержанием и методиками экологического воспитания детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федосова Юлия Сергеевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства