Доклад «Использование приёмов критического мышления в планировании серии последовательных уроков»
Доклад «Использование приёмов критического мышления в планировании серии последовательных уроков»
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование приёмов критического мышления в планировании серии последовательных уроков»»
Филатова Татьяна Васильевна Портфолио учителя Отчёт А
Группа №7 3- го уровня
Город Петропавловск 07.06.2013 год
Доклад «Использование приёмов критического мышления в планировании серии последовательных уроков»
Критическое мышление– ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. (с.154.Руководство для учителя)
Критическое мышление необходимо развивать не только у учеников, но и у учителей. Каждому необходимо уметь рассуждать, размышлять, анализировать. Критическое мышление принято соотносить с более поздними стадиями образования, но я считаю, что основы критического мышления необходимо закладывать в младшем школьном возрасте. Это необходимо для закладывания у детей необходимых навыков, нужных для формирования критического мышления. Именно критическое мышление способствует развитию таких навыков «как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания» (с. 154.Руководство для учителя)
Перед прохождением курсов я знала о технологии критического мышления со слов своих коллег, но на своих уроках затруднялась использовать приёмы критического мышления. Много времени потратила на то, чтобы проработать программу, дополнительную литературу, искала информацию в интернете. Только после этого полученную информацию постаралась отразить в своих поурочных планах. В будущем планирую внедрять на своих уроках технологию критического мышления.
В начале каждого урока я предлагала объединиться в группы. Класс делился на группы по 4 человека. Для этого использовала деление по картинкам цветов, по видам осадков, по разрезанным картинкам, по временам года.
Уроки по технологии развития критического мышления, имеют набор приёмов и методов, а также чёткий технологический алгоритм. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Свою серию последовательных уроков я постаралась разработать с использованием критического мышления, приемы и методы, которого присутствуют на каждом уроке. На каждом уроке старалась применить такие приемы, которые способствовали бы развитию критического мышления у учащихся.
При продумывании первого урока по теме: «Корчагина «Лето», Трутнева «Лето», мною использованы следующие приёмы. В начале урока был проведён приём прогнозирования. Дети прослушивали аудио запись со звуками природы и попытались определить, о каком времени года будет новое произведение и почему они так решили. Ребята высказывали свои мнения и аргументировали их. В результате подошли к тому, что новое произведение будет о лете, так как звучало пение птиц, шум листвы деревьев, стрекотание кузнечиков. На этом же уроке дети при проверке домашнего задания работали в группах. При работе в группах дети обсуждали и вспоминали рассказ Пришвина «Золотой луг». После обсуждения дети оформляли кластер «Одуванчик, какой он?». Дети выполняли работу с огромным удовольствием. Затем каждая группа выбрала спикера, который защищал работу группы (сильный ученик). Сложность на данном этапе была именно в отсутствии опыта у детей, при выполнении данной работы. При защите ученики немного терялись, словарный запас ребят невелик. В дальнейшем думаю, необходимо чаще выполнять подобные виды работ, чтобы ребята могли отрабатывать свои навыки, обогащать словарный запас.
После изучения новых произведений был использован приём ассоциаций. Дети в группах подбирали ассоциации к слову лето и оформляли ментальную карту. При выполнении подобной работы были задействованы все ученики и сильные, и слабые. Работы получились красочные. Считаю, что подобный приём можно использовать не только на литературном чтении, но и на других уроках. Ведь детей младшего школьного возраста очень привлекают яркие картинки, совместная работа, когда все помогают друг другу, советуют. И новые понятия становятся более понятными и доступными. Дети при совместной работе в группе объясняют, анализируют и подсказывают тем, кто нуждается в помощи.
На завершающем этапе приступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику стикеры и они нарисовали смайлик со своим настроением. Дети работали индивидуально и не слушали мнения друг друга. Исходя из их высказываний, стало понятно, что урок понравился, все смайлики были очень позитивные. На каждом этапе урока я старалась подбадривать и поощрять учащихся.
Проанализировав свой первый урок, стала продумывать следующий урок по теме «Маршак «Дождь», Жанаев «Дождик». В качестве разминки был проведён «Австралийский дождь». Ученики зарядились позитивом и были готовы к работе на уроке. После чего перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: определить тему урока, разгадав кроссворд. Разгадав кроссворд в группе, дети пришли к теме урока.
В ходе проверки домашнего задания ученики в группах обсудили признаки лета и составили кластеры, которые защищали подготовленные спикеры. После чтения стихотворения происходила кумулятивная беседа в парах. После чего ребята заполняли карточки с заданием. При работе в парах лидерство в свои руки брали в основном сильные ученики, но наблюдая за работой в группах, я заметила, что слабые ученики тоже не оставались в стороне. Они читали текст и старались найти нужные слова и словосочетания. Такая работа также помогла во первых, определить какие взаимоотношения в паре, во вторых понять их метод работы в паре, также как дети могут работать в паре и могут показать себя в работе, высказывать свои идеи.
В последующем диалог помог нам с ребятами свободно выражать свои мысли.
Сначала ребята работали неактивно, очень тихо, несмело, некоторые ребята просто сидели, слушая остальных учащихся. Сначала ответы учащихся на заданный вопрос односложны, в основном ребята отвечали неуверенно, но постепенно в кабинете появился небольшой шум, велась беседа между парами. Конечно, работая в паре два ученика, не всегда знали с чего начинать, поэтому обращались за помощью к учителю. Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, то в паре работают сообща, помогая друг другу, оказывали поддержку. Сильные, такие как Даниил, ученики, помогая слабым , таким как Денис, тем самым, повышают себе самооценку и добавляют уверенности слабым ученикам. Уровни ответов учащихся, конечно, отличаются, ведь каждый ученик познает мир по - своему и уровни развития у них разные.
При беседе использовала приём «Тонкие и толстые вопросы». На простые вопросы дети находили ответы быстрее, но по мере усложнения вопросов ответы давать могли только сильные ученики. Думаю, что необходимо использовать данный приём и в дальнейшей своей практике, для развития критического мышления у всех детей. Ведь в поиске ответов на «толстые вопросы» сильные учащиеся помогали слабым ребятам. И если использовать только механическое запоминание, декламацию и инструкцию, то невозможно добиться развития у детей критического мышления. А вот через обсуждение, обмен мнениями и идеями, решение проблем и диалог, возможно, развить у учеников критическое мышление и навыки исследования. И ребята не сумевшие ответить на некоторые из вопросов в ходе обсуждений и совместное решение проблем смогли преодолеть эти преграды. Ответы учеников оценивала капельками дождя и зонтиками (наклейки). На важнейшем этапе урока рефлексии ребята высказывали свои мнения по поводу урока, что нового они узнали, что на уроке им понравилось. Ребята заполнили лист обратной связи по уроку.
Также был произведён подсчёт капелек дождя, зонтиков. Ребята смогли после этого самостоятельно вывести свои оценки. Ведь в начале урока нами совместно были выведены критерии оценивания. В завершении урока ребята прикрепили на кластерах смайлики в виде капель дождя. Урок ребятам понравился, они работали на нём с удовольствием, сложности при проведении данного урока возникали из-за того что словарный запас учащихся ещё не сильно развит. Они не всегда могли дать развёрнутые ответы, на поставленные вопросы. Также пока у них слабо развито чувство саморегуляции.
После обдумывания второго урока на следующем уроке «М.Горький. «Воробьишко» тоже постаралась урок продумать так, чтобы не появились те трудности, которые возникли ранее. Дети позитивно настраивались на урок под весёлую мелодию бодрячка «Цыплятки». Бодрячки необходимо проводить для создания коллаборативной среды на уроке. Это помогает детям отдыхать и с хорошим настроением продолжать работать на уроке. После чего мной был применён приём прогнозирования. Дети при работе в группе собрали картинки, на которых были изображены воробьи. После чего из букв они смогли составить название нового произведения. Целью использования данного приёма считаю самостоятельное определение темы урока и выведение цели. Дети самостоятельно без помощи учителя приходят к выведению цели урока. Они ощущают свою значимость, повышают свою самооценку. Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данный прием помогает преодолеть эти трудности.
Следующим этапом является проверка домашнего задания. Которое было разноуровневым. Сильные ученики писали эссе «Летний дождь», а на уроке зачитывали его, получая небольшие позитивчики (наклейки сердечки). Средние ученики рассказывали стихотворение наизусть, а слабые читали стихотворения и отвечали на вопросы после текста. После просмотра была использована диалогическая беседа.В ходе, которой ребятам были заданы вопросы. На данном уроке ученики уже смелее справлялись с более сложными вопросами, но оставались те ученики, которые не могли ответить на них правильно. Такие ребята всё равно получали маленькие позитивчики, с целью поощрения и активизации их познавательной деятельности.
При работе в парах дети должны были вспомнить и перечислить в карточке главных героев сказки М. Горького «Воробьишко», после чего на интерактивной доске была выведена таблица с подобной схемой и правильными ответами. При выполнении данной работы не было ни одной пары, которая-бы не справилась с заданием.
Во время выполнения заданий учащиеся на оценочных листах выставляли себе оценки за работу над тем или иным заданием.
При работе в группе ребята составляли кластер «Воробьишко». При составлении, которого были подобраны разные задания для всех учеников. Сильные распределяли роли, средние находили слова позволяющие представить себе маленького воробьишку. А слабые ученики записывали слова на кластере. В завершении работы спикеры, подготовленные всеми участниками группы, защищали свой проект. Данный приём используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний.
Сложности при такой работе, конечно, были, в первых сильные ученики хотят основную часть работы выполнять самостоятельно, а им приходиться распределять её между всеми участниками группы, да ещё и подготовить к выступлению других ребят. Слабые ученики пишут медленно и с ошибками, поэтому приходится обращать внимание и на это. Положительные стороны данной работой установление дружелюбной атмосферы, участие в работе всех ребят, учащиеся учатся помогать своим одноклассникам. Выступают не сильные ученики, а подготовленные всеми ребятами спикеры. На данном уроке учащиеся смогли справиться практически со всеми заданиями, учились помогать друг другу. На рефлексии учащиеся показали своё настроение после пройденного урока стикерами - сердечками, прикреплёнными на картинки воробьёв. С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого из них самооценка завышена, а также определить, кто понял изученный материал и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем постараться перебороть.
На четвёртом уроке по теме «Сладков «Бегство цветов», продолжала использовать приёмы позволяющие развить критическое мышление детей. Приёмы использовались разнообразные. Конечно, нельзя было забывать и о возрастных особенностях учащихся. Поэтому, как и на всех предыдущих уроках, сначала была проведена музыкальная зарядка, способствующая созданию коллаборативной среды. Ещё ученикам были предложены загадки о маке, лютике, маке, которые подобрали для своих одноклассников сильные ученики. После чего произошло разделение учеников на группы по названиям цветов. Используя приём «Кубик» была выполнена проверка домашнего задания. Ученики, подбрасывая кубики, отвечают на выпавшие вопросы. Сложность при использовании данного приёма, в то, что даже самый сложный вопрос может достаться слабому ученику. И слабый ученик старается на него ответить, в случае неудачи ребята из группы данного ребёнка, готовят ученика к правильному ответу. Это ещё больше сплачивает детский коллектив. Развивается у детей чувство ответственности за общий результат.
Хорошо подошёл к данному уроку прием «Шесть шляп» здесь каждый ученик высказывал свое мнение, закрепляя материал урока и исходя из этого, становится понятно, насколько ученик усвоил, понял, научился.… У ребят из каждой группы выступающих под разными шляпами были свои задания. Ребята с энтузиазмом взялись за новое для них дело. Участники под жёлтой шляпой работали над заданием «Найдите в тексте положительную информацию». Участники в чёрной шляпе искали отрицательную информацию. В белой шляпе дети обдумывали, к какому жанру относится произведение. Под зелёной шляпой размышляли о нравственной ценности произведения. Ребята под красной шляпой искали информацию, вызвавшую у них удивление. В завершении выступления участников под 5 шляпами выступали участники под синей шляпой. Они подготовили вопросы всем участникам из других групп. В рефлексии к данному уроку ученики, как и цветы из долины ушли на гору. Показывая тем самым, кто как ощущает себя на уроке. Всё ли им стало понятно, возникли ли у них трудности при выполнении заданий, смогли ли они справиться с препятствиями, появившимися перед ними на уроке.
Технология критического мышления мне понравилась, именно потому, что позволяет критически подходить к своей педагогической деятельности. После каждого проведенного урока я ставила перед собой вопрос, что у меня получилось на уроке при применении этого приема? Что получилось не совсем? Какие возникали проблемы? Как с ними справиться? Для достижения цели, которые мы ставим перед собой, необходимо создавать непринужденную обстановку, чтобы ученики свободно высказывались, не боялись сказать что-нибудь не так. Используя на уроках приёмы критического мышления, мы развиваем в детях умение учиться самим и обучать других. Кроме этого они учатся понимать друг друга, идти навстречу, находя компромиссы во взаимоотношениях. В своей дальнейшей педагогической деятельности буду изучать, и применять приемы критического мышления. Ведь именно умение учащихся критически мыслить может повлиять на повышение качества их знаний.