kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад Традиции и инновации в совершенствовании классно – урочной системы обучения в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе раскрываются новые технологии ведения современного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Традиции и инновации в совершенствовании классно – урочной системы обучения в условиях реализации ФГОС»

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»






Доклад


Традиции и инновации в совершенствовании

классно – урочной системы обучения в условиях

реализации ФГОС









Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Чекмарёва А.Ю.











ноябрь 2018 года

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, у молодого поколения появляется больше новых возможностей. Развитию подвергаются все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. До 50-ых годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики постоянно работают над совершенствованием современного урока. Известны даже радикальные теории в области дидактики: Быть уроку в школе или не быть. Среди научных оппонентов известны сторонники альтернативных форм обучения, полностью отрицающих урочную систему.

Но только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций.

Каждый новый урок - это ступенька на лестнице освоения знаний и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основы для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?

Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих не уничтожению, а усовершенствованию традиционных подходов к обучению.

Можно определить два основных подхода:

1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.


Использование инноваций в рамках традиционного урока


Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система в современной школе, в первую очередь, опирается на традиционную типологию урока Ю.А.Конаржевского, ориентированную на целевую природу урока:

  • комбинированный урок;

  • урок усвоения новых знаний;

  • урок закрепления изучаемого материала;

  • урок повторения;

  • урок систематизации и обобщения нового материала;

  • урок проверки и оценки знаний.


В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.


Учитель использует в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера:

  • имитационные, ролевые игры – искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности учащихся в коллективном поиске с элементами театрализации;

  • тренинги и тесты – учебные ситуации, требующие знаниевых и логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ;

  • игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала;

  • мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме;

  • творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала;

  • мастер-классы – обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности;

  • дискуссии, диспуты – организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы;

  • технологии обратной связи – послеигровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения;

  • групповые (или парные) технологии – коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей;

  • собственно информационно-коммуникативные технологии – использование компьютерной и медиааппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа.


Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.


Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса как альтернативы традиционному уроку


Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.


Педагогическое сообщество использует следующие виды (жанры) инновационного урока:

  • урок-игра – чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;

  • урок- экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным – с выездом за пределы здания гимназии;

  • урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;

  • урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;

  • урок-суд – проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели – вынесения приговора тем или иным персоналиям или явлениям;

  • урок-пресс-конференция – проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;

  • видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;

  • урок-концерт (или конкурс) – показ индивидуальных или групповых творческих заданий;

  • урок-защита проекта;

  • урок-викторина

  • Урок- поиск

  • Урок – экспедиция

  • Урок без учителя

  • Стихотворно-музыкальный урок

  • Урок пресс- конференция

  • Урок взаимообучения

  • Интегрированные уроки

  • Урок – фантазия

  • Урок – сказка

  • Урок- спектакль

  • урок-тест – организация диагностики знаний с помощью множительной или медиааппаратуры в форме, приближенной к ЕГЭ;

  • лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах – лекция читается всей параллели в лекционном зале, а семинары, конференции и зачёты проводятся для классов в рамках урока или элективного курса (подготовка старшеклассников к адаптации к вузовской системе).

Приемы, способствующие эффективности урока.

  • Соуправление классом

  • Приемы конструирования вопросов

  • Приемы сочинительства

  • Прием «Найди ошибки»

  • Подготовка учеников к докладам

  • Иллюстрирование тетрадей

  • Технология «Пластилин»

  • Технология «Коллаж»

  • Технология «Диспут»

  • Технология «Дебаты»

  • Игры-тренинги

  • Необычные способы повторения

  • Взаимоопрос по цепочке

  • Индивидуальные домашние задания

  • Корзина идей»-слайд

  • Составление кластера-слайд

  • «Пометки на полях» -слайд

  • Составление маркировочной таблицы ЗУХ-слайд

  • Написание синквейна -слайд

  • Написание эссе-слайд

  • «Лекция со стопами» -слайд

Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса на уроке является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.


Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?


1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.


2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.


3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.


4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний и способов деятельности.

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.


5.Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.

В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологичности развивающего эффекта урока.

Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.

Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель – ученик.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.


6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

( Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия. )

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.


7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Урок – это уникальная форма педагогического общения, конструирования педагогических ситуаций и путей разрешения педагогических конфликтов.

Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений, творческого потенциала учителя.

Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Чекмарёва Анна Юрьевна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485650


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства