Просмотр содержимого документа
«Доклад " Система организации деятельности школы в контексте нравственно-патриотического воспитания"»
Система организации деятельности школы в контексте нравственно-патриотического воспитания.
Актуальность данной проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке всевозможных гаджетов, цифрового телевидения, когда во многих молодых современных семьях, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Идет время. меняются века, года, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. именно перед учителями возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих учеников? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. И все эти прекрасные чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в школьные годы.
Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. А полноводная река берёт начало с маленьких ручейков, таких как
- любовь к родителям, семье и родному дому;
- любовь к природе, её охрана и изучение;
- любовь к родному городу, своему краю, своей стране;
- знакомство с национальной культурой;
- воспитание чувства национальной гордости;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;
Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является первой школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, честности, ответственности. Вот почему главным условием нравственно - патриотического воспитания детей я считаю тесную взаимосвязь с родителями. В своей работе по нравственно- патриотическому воспитаниюя использую следующие формы работы:
- уроки;
- тематические беседы;
- классные часы;
- внеурочная деятельность;
- проектная деятельность.
Очень важно, что нравственно -патриотическое воспитание в начальной школе заложено буквально в каждом уроке. Начиная с первых дней ребёнка в школе, через уроки мы даём представление о Родине, о столице, о родном городе, дети рисуют картину «Моя семья», подбирают фотографии, оформляют презентации, в которых рассказывают о своих семьях. Во время таких бесед и я обязательно рассказываю о своей семье, о своём детстве, о своих родителях. Мы вспоминаем игры, в которые я играла в детстве, и в которые сейчас играют мои ученики.
Через уроки начиная с уже 1 класса, красной нитью проходит тема «Моя Родина». На этих уроках дети узнают о символах нашего государства, о стране, в которой они живут, знакомятся с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин". Я рассказываю детям о важных исторических событиях, о героях нашей страны. Именно на уроках ребята начинают узнавать о том, что каждый человек имеет свою национальность, а каждый народ — особенный и отличается языком, культурой, традициями.
И, конечно, такие учебные предметы, как рисование так же развивают творческие способности детей, прививают им чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Так из урока в урок у моих учеников развивается чувство гордости за свою большую и малую родину, а вместе с тем формируется познавательный интерес, повышается мотивация к обучению. Всё это позволяет формировать в процессе обучения нравственно-ориентированного успешного ученика, патриота своей страны.
Кроме учебной деятельности, нравственно -патриотическое воспитание младших школьников начинается и с общения с одноклассниками, с верной дружбы и чувства товарищества. Материалом для моих разнообразных бесед с детьми служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории(добро, зло, справедливость, честность, долг, ответственность) ; происходящие события в классе, школе, стране; вопросы и проблемы, волнующие детей.
Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. И еще мои любимые слова- Педагог и садовник! Их цели конечные не в силах никто и ничто изменить: сеять разумное, доброе, вечное и непременно растить!
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и конкретными. Если ребенок эмоционально не пережИл то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует ли в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно значимых акциях, то услышанное или сделанное не оставит глубокого слЕда в его душе. Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации нравственно-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям. Представления и чувства, которые испытывают дети младшего школьного возраста по отношению к своей стране, к Родине, конечно, меняются и расширяются с годами. Поэтому именно в начальной школе надо создавать все условия для того, чтобы дети росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
В нашей школе каждый понедельник проходят внеурочные занятия «Разговор о важном», на которых красной нитью прослеживается нравственно-патриотическое воспитание.Приведу примеры занятий по различным темам.
Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, порядочным, уважающим старших и своих одноклассников, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать детей, чтобы они очень любили ту землю, на которой родились, ту страну, в которой живут, учатся и растут.
И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже большая, чем обучение.