Доклад "Роль экологических сказок в экологическом образовании младших школьников"
Доклад "Роль экологических сказок в экологическом образовании младших школьников"
В данном материала педагог делится опытом своей работы по экологическому воспитанию младших школьников. Особую роль в этой статья отводится экологическим сказкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль экологических сказок в экологическом образовании младших школьников"»
Пестова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ № 28, г. Березники
Роль экологических сказок в экологическом воспитании младших школьников
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию.
Человек – часть природы и не может существовать без неё. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. Тем более, что если мы возьмем наш город, экологическая обстановка в нем оставляет быть лучше. Проанализировав, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Я хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию младших школьников. Мною разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Путешествия в мир природы».
Цель программы:
расширение эколого-биологических знаний и формирование опыта взаимодействия с природой.
Направление – эколого - биологическое.
Новизна программы, заключается в том, что для расширения эколого-биологических знаний учащихся и формирования у них экологических компетенций, в современных городских условиях, используется комплекс методов и подходов, сочетающий в себе элементы специальных творческих педагогических технологий и традиционных приемов обучения.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения.
В программу входят 8 разделов: теоретические занятия, экологические игры, конкурсы, викторины, экскурсии, экологические газеты, экологические акции, проекты, правиловедческие занятия, охрана и безопасность жизнедеятельности – инструктажи по технике безопасности и экологические сказки.
На примере 4 года обучения коротко о содержании программы.
Теоретические занятия. Например: Все животные важны, все животные нужны.
На этом занятии я обобщила важность всех животных, познакомила с жизнью некоторых хищных животных, дала знания о важности их для природы.
Экскурсии: «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы». Организовала систематические наблюдения за сезонными явлениями природы. Весна, весенние зарисовки, этюды.
Экологические газеты: Редкие животные.
На альбомном листе дети рисовали или наклеивалиживотных занесенных в Красную книгу, делали реферативные работы.
Экологические игры, конкурс, викторины: Экологические кроссворды, ребусы. Например: своя игра «Водные богатства»
Экологические акции, проекты: Эко – проект «Покормите птиц зимой».
Особую роль в данной программе я отвожу экологическим сказкам. И более подробно остановлюсь именно на этом разделе программы.
Экологические сказки
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.
Вот почему мне больше всего нравиться проводить и ставить с ребятами экологические постановки. Такие, например, как: «Деревья – целители», в которой ребята рассказывают о деревья, которые лечат. «В гостях у Озеренки», где в игровой форме дети знакомятся с водными обитателями реки Кама, «Путешествие экоколобка» - экологические проблемы лесных жителей, «Дракон в железных латах» - экологические проблемы города Березники. Сказка «Дракон в железных латах» - это моя авторская сказка. «Берегите водный мир» - экологические проблемы реки Кама. Также мы с ребятами представляли агитбригаду «Исток». Для этих сказок ребята сами изготавливают декорации: рисуют и раскрашивают деревья, цветы, листья. Родители помогают сшить костюмы.
А в 2016 – 2017 учебном году совместно с учителем английского языка, которая работает по программе «Английский – это весело», и в этой программе есть раздел «Сказки», мы поставили экологическую сказку на английском языке «LittleElephant» («Маленький слоненок»). В дальнейшем планируется разработка еще нескольких сказок.
Результатом моей работы является участие моих учащихся в городских, краевых и всероссийских конкурсах. Эти сказки мы показываем на городских конкурсах и перед учениками начальной школы.
Также мои ребята сами сочиняют экологические сказки и представляют их на муниципальном этапе городского конкурса «Чистая вода». Например,
2013 год - «Приключение капельки, 2015 год - « Маленький ручеек», 2016 год - «Сказка о любознательной рыбке».
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Заключение
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Библиографический список
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М., ТЦ Сфера, 2008.
2.Иванова А.И., Живая экология, - М., ТЦ Сфера, 2007.
3.Ушакова М.М. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики. – Нижний Новгород, 2009.
4. Экологический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecokom.net