kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении раскрываются задачи современного общества, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Основные формы работы с одаренными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС"»

Подготовила:

учитель высшей категории

Бойкова Елена Васильевна

Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС

Модернизация  российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях ФГОС,  введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Приоритетная задача современного общества: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Цель работы:

Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  • Создание системы внеурочной работы с учащимися.

  • Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся.

В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения.

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной  задачей  тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми должна быть одним из приоритетных направлений и в  нашей гимназии. Думаю, именно данная проблема стала темой моего доклада «Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

Основные формы работы и поддержки одаренных детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение  оптимальных условий их обучения и развития.

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая) организация факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;

  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных

форм работы на уроке);

  • проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;

  • поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;

  • участие в акциях; научно-практических конференциях

  • проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;

  • психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

  • консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.



Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность; развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических технологий.

Во внеурочной деятельности немаловажным в работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися, на мой взгляд, является подготовка к проводимым творческим и интеллектуальным конкурсам различных уровней: регионального, муниципального, школьного. Так, мои воспитанники с огромным желанием участвовали в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе математике, окружающему миру, английскому языку, изобразительному искусству технологии, организованной центром проведения олимпиад «РОСКОНКУРС». Дипломами 1 степени были отмечены учащиеся Бабич Елизавета, Цымлянская Анна по математике, русскому языку,2 степени по литературному чтению Дерягин Марк.

В рамках реализации программы «Одарённые дети» в нашей школе успешно осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся под непосредственным руководством педагогов. Ежегодно мои воспитанники представляют свои исследовательские работы, защищают свои проекты как в рамках школы так и на уроках литературного чтения, окружающего мира ,что, несомненно, способствует развитию и реализации творческого потенциала учащихся. Темы научных исследований носят различный характер: предметный, общепредметный, исследовательский, творческий. 

Работу с одаренными детьми по русскому языку, математике и литературе провожу в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий.

Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей.

Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое направление, реализуя его через открытые уроки и внеклассные мероприятия: конкурсы чтецов, стихотворения собственного сочинения, конкурсы сочинений, международная дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок». Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих способностей.

Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение придаю их участию в конкурсах различного уровня. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Очень радуют своими успехами мои ученики 1 класса Шрамко Денис, Еланская Евгения и Мордвинова София, которые участвовали в конкурсе чтецов на тему: «Сказочная гостиная», заняли 1 место в инсценировке басни И.А. Крылова « Стрекоза и муравей», посвященной неделе начальных классов.

Такие конкурсы позволяют учащимся в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал. С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений.

Этому способствует и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературному чтению, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности, участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе, формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём знаний и расширяющие кругозор.

Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя.
Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. 

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, создать «развивающую среду», в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бойкова Елена Васильевна

Дата: 16.07.2020

Номер свидетельства: 554804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства