Муниципальное образовательное учреждение
«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»
Заседание районной проблемной группы «Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе» по проблеме «Электронные средства обучения»
ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ
Автор: Меньшикова
Татьяна Михайловна,
руководитель районной ПГ
«Информационные технологии
на уроке в начальной школе»
п. Янгель, 2012 г
ПОТРЕБНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ
Понятие «электронное издание» появилось во второй половине XX века. Сейчас электронные издания помогают нам во всем – и в образовании, и в работе, и в проведении досуга, и в различных других сферах человеческой жизни. По сравнению с печатными, у электронных изданий есть такие преимущества, как возможность быстрого поиска нужной информации в огромных массивах, интерактивность, компактность, многократность использования сохраненной информации.
Информационные и телекоммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников и студентов.
В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.
Здесь и далее под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].
Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности.
Информатизация обучения опирается на единый подход, в рамках которого выделяются средства информатизации, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы.
Электронное издание – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационно-справочные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.
В этом случае образовательное электронное издание (ОЭИ) – электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно–практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Очень важным является то, что образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту (распечатано на бумаге) без потери дидактических свойств. Последнее очень важно для определения ОЭИ, использование которых оправдано в обучении.
Важной, с точки зрения потребностей образования, особенностью многих существующих образовательных электронных изданий и ресурсов является их интерактивность, наличие обратной связи. Обратную связь в триаде "педагог - образовательный ресурс - обучаемый" можно разделить на два основных вида: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя обратная связь представляет собой информацию, которая поступает от образовательного ресурса к обучаемому в ответ на его действия при выполнении упражнений. Такая связь предназначена для самокоррекции учебной деятельности самим обучаемым. Внутренняя обратная связь дает возможность обучаемому сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она побуждает учащегося к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты учебной деятельности. Внутренняя обратная связь может быть консультирующей и результативной. В качестве консультации могут выступать помощь, разъяснение, подсказка, наталкивание и т. п. Результативная обратная связь также может быть различной: от сообщения обучаемому информации о правильности решенной задачи до демонстрации правильного результата или способа действия.
Информация внешней обратной связи поступает к педагогу, проводящему обучение с использованием ОЭИ, и учитывается педагогом для коррекции методических подходов по организации деятельности обучаемого и режима функционирования издания или ресурса.
Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что ОЭИ включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний обучаемых.
Внедрение ОЭИ в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого
Качество образовательных электронных изданий и ресурсов должно отвечать потребностям системы образования. При этом говорят, что образовательное электронное издание качественное, если оно удовлетворяет соответствующей системе требований.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у обучаемых определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями. Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один – наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий.
И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств информатизации образования могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий педагогам необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования электронных изданий и ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет учителям и преподавателям использовать информатизацию там, где она влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой обучаемых с современными средствами информатизации.
Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:
совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
внесение изменений в системы обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой,
повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого,
совершенствование механизмов управления системой образования.
Наряду с изучением положительных аспектов информатизации в систему подготовки педагогов должно быть включено и ознакомление с возможными негативными последствиями использования средств информатизации. К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместной информатизации педагоги и обучаемые становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают обучаемого от изучаемого материала.
Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками.
Индивидуализация ограничивает живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Упомянутые проблемы и противоречия говорят о том, что применение средств информатизации в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. В использовании образовательных электронных изданий и ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
В ГОСТ 7.83-2001 предложена классификация электронных изданий по природе основной информации: текстовое (символьное) электронное издание, изобразительное электронное издание, звуковое электронное издание, программный продукт, мультимедийное электронное издание.
В качестве примера образовательного электронного издания можно привести мультимедийную обучающую программу по информатике (изображение диска)
Структура содержания данного издания, последовательность изложения материала и наличие интерактивной тестовой системы контроля уровня усвоения учебного материала позволяют использовать ОЭИ в качестве учебного пособия как в ходе очного обучения в средней школе, так и в качестве самоучителя.
Образовательные электронные издания сети Интернет
Современная глобальная информационная компьютерная сеть Интернет (Internet) представляет собой огромное информационное пространство, объединяющее огромное количество разнообразных электронных информационных ресурсов. С каждым днем Интернет и размещенная в нем информация становятся доступными все более широкому кругу пользователей. В настоящее время Интернет объединяет около 100 миллионов компьютеров м приблизительно 60 тысяч более мелких компьютерных сетей. Интернет растет и развивается очень быстро. Если пятнадцать лет назад сетью пользовались лишь специалисты и ученые, то сейчас он доступен практически каждому желающему и позволяет оперативно найти информацию по любой области человеческой деятельности. При этом Интернет отвечает всем требованиям, предъявленным к перспективной и современной информационной системе - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации, что, в свою очередь, отличает ее от простых скоплений информационных материалов.
Видовой состав образовательных электронных изданий и ресурсов
Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий и ресурсов. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев.
Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации.
В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:
Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями. На практике могут быть использованы несколько подходов к классификации предметных (образовательных) областей. Одной из наиболее общих, универсальных и распространенных с точки зрения практического использования классификаций предметных (образователъных) областей является классификация, построенная по тематическим наиравлениям общего и профессионального образования
Уровни образования
Общее образование
дошкольыое воспитание и обучение;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
дополнительное общее образование.
Профессиональное образование
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование;
дополнителъное профессиональное образование. Образование для лиц с ограниченньши возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Типы образовательной деятельности
Очная
Вечерняя
Заочная
Дистанционная
Формы образовательной деятельности
Лекции
Семинары
Практические занятия
Лабораторные занятия
Учебная игра
Учебная научно-исследовательская работа (УНИР)
Педагогическое измерение и контроль, зачеты и экзамены
Самостоятельная учебная деятельность
Курсовое и дипломное проектирование
Школьники,
Абитуриенты,
Студенты,
Исследователи,
Администрация,
Преподаватели,
Родители.
Применительно к системе обучения в целом, образовательные электронные издания и ресурсы можно разделить на:
ОЭИ, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со сгандартами и программами Министерства образования и науки РК по данному учебному предмету (предметной области);
ОЭИ, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по предмету;
ОЭИ — домашние репетиторы;
ОЭИ, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности;
ОЭИ справочного и энциклопедического характера.
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
информсщионно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).
Образовательные электронные издания и ресурсы можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия. на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ОЭИ, рекомендованные для применения в ходе проведения:
лекций,
лабораторных занятий,
практических занятий,
научно-исследователъской работы,
самоподготовки,
курсового и дипломного проектирования,
зачетов и экзаменов.
Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:
однотомныв ОЭИ— электронные издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
многотомные ОЭИ~ электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
электронные серии — серийные ОЭИ. включающие совокупность томов, объедииенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.
По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).
Конвекционное ОЭИ соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ОЭИ реализует информационную функцию обучения.
Программированное ОЭИ основано на обучении по системе "стимул-реакция". Такое издание имеет форму разветшіенной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиоиальными навыками.
Проблемное ОЭИ базируется на теории проблемного °бучения и направлено на развитие логического мышления, Стимулирование творческой составляюшей восприятия знаний
Комбинированное (универсальное) ОЭИ содержит отдельные элементы перечисленных видов ОЭИ.
Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:
локальное ОЭИ — электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
сетевое ОЭИ — электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
С учетом характера взаимодействия пользователя и ОЭИ различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы.
Детерминированное ОЭИ - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем.
Недетерминированное ОЭИ — электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
Различные виды образовательных электронных изданий и материалы, необходимые для их разработки, могут быть объединены в четыре основных группы, исходя из уровня их дидактического потенциала.
Первая группа включает издания декларативного типа — печатные материалы и их электронные копии, аудио- и видеокассеты. Печатные издания обычно содержат теоретические материалы по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций к нему, рекомендации для преподавателей и учащихся, сборники задач. На аудио- и видеокассетах размещают записи лекций. Дидактическое предназначение этих изданий — первоначальное знакомство с учебным материалом и его восприятие. Как правило, издания первой группы носят характер исходного материала, из которого впоследствии разрабатываются полноценные
Вторая группа образовательных электронных изданий и ресурсов также относится к средствам декларативного типа. Ко второй группе могут быть отнесены электронные учебники, виртуальные учебные кабинеты и тестовые компьютерные системы, основные дидактические функции которых — осмысление, закрепление и контроль знаний.
В третью группу образовательных электронных изданий и ресурсов могут входить виртуальные тренажеры, виртуальные учебные лаборатории, лаборатории удаленного доступа и другие подобные им компьютерные системы. Отличительными особенностями таких систем являются использование в их работе математических моделей изучаемых объектов или процессов и специализированный интерфейс, поддерживающий учащихся при решении учебных задач в режиме управляемого исследования. Основное дидактическое предназначение ОЭИ третьей группы заключается в формировании и развитии неартикулируемой части знаний, умений и навыков, исследовании свойств изучаемых объектов или процессов.
Четвертую группу ОЭИ составляют компьютерные системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги в виде пакетов прикладных программ. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по изучаемой теме, в ходе курсового или дипломного проектирования. При использовании ОЭИ данной группы процесс учебной работы проходит в режиме свободного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста. В таком же режиме производятся эксперименты на удаленных уникальных стендах при исследовательской работе студентов.
Контроль и измерение результативности обучения как одна из функций электронных средств обучения.
Большинство электронных средств обучения, не только нацелены на формирование у школьников требуемых знаний, умений и навыков, но и предоставляют возможность контроля и измерения результативности обучения с использованием ЭСО
При создании ЭСО, как правило, значительная часть работы приходится на подготовку тестов. Несмотря на свои существенные положительные и отрицательные стороны, именно тестовые технологии измерения и контроля, являясь наиболее формализованными, чаще всего используются педагогами
"Информационные технологии как средство для создания тестов с автоматической проверкой знаний" для педагогических работников.
Цель семинара: познакомить учителей с технологией создания компьютерных тестов.
Задачи семинара:
1.Сформировать представление о возможностях приложений Microsoft Office для контроля и оценки знаний учащихся;
2. Познакомить с примерами организации тестов с помощью программы Excel (Excel как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценок)
3. Создание тестов на основе готовых тестовых «оболочек»
Содержание:
1.
Тестирование в учебном процессе, его возможности.
Тестирование - как средство оценки усвоения материала учащимися и эффективности работы учителя.
Методические основы создания компьютерных тестов.
2. Excel как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки;
3. Создание тестов на основе готовых тестовых «оболочек»
11