Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формирующиеся в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логические чтения, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения. «Чтение – писал Н. Ф. Бунаков – главное орудие начальной школы, которым она может действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».
Перед учителем встает важная задача – формировать речевую и читательскую деятельность детей. Успешность овладения речью непосредственно связана с мотивами. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщать другим о своих впечатлениях, чувствах. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми во время изучения произведений поэтического жанра.
Поэтические произведения помогают развивать творческое воображение детей, учить их видеть картины природы, героев, о которых они читают. На уроках поэзии развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются в единстве с речевыми.
Восприятие текста зависит от открытости и искренности участников учебного диалога, от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая «этико-эстетическая атмосфера» урока как определял ее методист XIX века В. П. Острогорский/ [Гречишникова А. Д., В. И. Водовозов и В. П. Острогорский, М., 1941; Роткович Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, М., 1959]
Главные задачи изучения поэтических произведений:
организация эмоционального читательского восприятия текста;
формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
формирование представления о способах создание образа, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения найти их в тексте и воспроизвести в своей речи;
обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний [ Бородич А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.]
На первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребенка зависит от того, на сколько хорошо освоены технические навыки чтения, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.С первых уроков обучения грамоте я использую упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и овладение техническими навыками чтения.
Развитие речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика:
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
Отработка дикции (развитие четкого произношения):
Чтение скороговорок.
Жук жужжит над абажуром.
Кукушка кукушонку купила капюшон , надел кукушонок капюшон,как в капюшоне он смешон!
Чтение чистоговорок.
Ра — ра — ра — на дворе растёт трава.
Ры – ры – ры – на дереве шары.
Развитие способа чтения и темпа.
Использование слоговых таблиц.
Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить. Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным./Приложение/
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.
Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.
При чтении стихотворений использую следующие задания для многократного прочтения текста:
- Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.
- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.
- Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры).
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» — многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования следующих умений :
Развитие оперативной памяти и внимания к слову.
Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз».
Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится несколько секунд. Ребенок должен успетьпрочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова.
Например: вьюга , метель,поземка,буря
Задания:
- Прочитайте.
- Каково значение каждого слова?
- Как данные слова различаются по смыслу?
Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.
Задания:
- Прочитайте вслух, про себя.
- В разных темпах.
- С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
- Воспроизведи текст по памяти.
Развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения.
Умение проникать в эмоциональный настрой произведения включает в себя определенные умения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношениек герою отношение к нему автора, затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух [Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М. 1981.]
Например:
- С каким настроением написано призведение?
- Какие слова и строки передают слияние чувств, радость, тревогу?
- Какое состояние природы нарисовано поэтом?
- Как он относится к изображаемому ?
Сложным, но необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Это включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения. [ Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г ]
Развитие творческого воображения.
Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей.
Это умение формируется с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста.
Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.