kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе преведы различные виды игр, которые можно применять на уроках математики в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством игры"»

АКТИВИЗВЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с …загадки, проблемы, познания. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

«Деятельность ученика, которая проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели»,- такое определение дала познавательной деятельности Шамова Т.И.

В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимает игровая деятельность.В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Особенно важно включать игры в процесс обучения детей 7 – 8 лет, т.к. насколько учитель сумеет заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний.

Игровой прием включаю в разные этапы урока и отвожу на игру всего несколько минут – от 5 до 10. Ценность дидактической игры определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываю следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?

  2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?

  3. Посильна ли она для учащихся моего класса?

  4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?

Игры, применяемые мною на уроках математики разнообразны:
Настольные
Дидактические
Сюжетно-ролевые
Игры-путешествия
Интеллектуальные
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
При проведении дидактической игры стараюсь выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё весь класс. Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведенииустного счёта,
Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий,диалог.
Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Предлагаю детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать ДедушкуМороза.
Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

При изучении состава чисел первого десятка, предлагаю такие игры, как: «Угадай-ка», «Открой форточку», «Эстафета», «Лесенка», «Арифметический лабиринт» и др.

В игре «Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит, например, число 8. Выигрывает тот , кто назовет наибольшее число случаев.

Игру «Эстафета» провожу в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т.д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы:



10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Игра «Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 (9, 8 и т.д.)

Каждую из названных игр применяю при закреплении состава чисел первого десятка.

В теме «Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счете, порядковых и количественных отношений между смежными числами использую игры: «Считай дальше с любого числа», «Назови соседей числа», «Кто быстрее сосчитает?». Первая игра помогает избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглые десятки: 67, 68, 69, 79. Вторая игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами. Игра «Кто быстрее сосчитает?» развивает зоркость, внимание.

Для сознательного и прочного усвоения таблиц сложения и умножения использую дидактические игры: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Лото», «Не собьюсь» и др.

В игре «Не собьюсь» учащиеся в прямом порядке ведут счет от 1 до 60

(в внетабличном делении и дальше) и вместо чисел, делящихся на 6, говорят: «Не собьюсь».

При проведении игры «Кто больше?» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число- ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на деление и умножение. Побеждает та команда, которая больше подберет примеров. Игры аналогичного содержания провожу и по табличному сложению.

Игровая форма управления иногда выражается в привлечении рисунков любимых героев – Незнайки, Буратино, Карлсона и т.д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок Незнайки, и тут же записывается несколько примеров с решениями. Некоторые из них (один- два) решены с ошибками. Учитель показывает на какой- либо пример, учащиеся проверяют. Если решение правильное – в классе полная тишина. Если решение неправильное – дети хлопают в ладоши.

Прочному усвоению таблицы умножения способствует игра с сорбонками. Сорбонки – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7×8, на другой – 56 (ответ).

Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5×6=30. Угадал, карточка ложиться в одну сторону. 7×6… Забыл. Карточка

откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то ученик и тренируется по 3 -5

мин несколько раз в день. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

- концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;

- увеличение частоты тренировок;

- раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает легкое запоминание.

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус.   Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся  несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,  «Решето».

Игра «Решето»Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т.е. остаётся в «решете».  

Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. 

Игра «Узнай меня». В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать геометрическую фигуру.

1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).

2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).

3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).

Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из домаА в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна. 
После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом. 
Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. 
Прочность и автоматизм вычислительных навыков достигается в процессе упражнений. Но однотипные упражнения утомляют детей, снижают их активность и работоспособность. Полезно включать эти упражнения в состав игры. Распространены такие игры как «Угадай пример», «Круговые примеры», «Составь поезд». Но наиболее эффективной игрой является «Магический квадрат». С ним можно организовать фронтальную, индивидуальную или групповую работу на уроках. На мой взгляд, это основные приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе.

И всегда читаю им стихи Н. Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баканова Любовь Викторовна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства