Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики посредством игры"»
АКТИВИЗВЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с …загадки, проблемы, познания. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
«Деятельность ученика, которая проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели»,- такое определение дала познавательной деятельности Шамова Т.И.
В развитии познавательной активности младших школьников особое место занимает игровая деятельность.В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Особенно важно включать игры в процесс обучения детей 7 – 8 лет, т.к. насколько учитель сумеет заинтересовать предметом с первых дней обучения, зависят успехи в овладении программным материалом. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний.
Игровой прием включаю в разные этапы урока и отвожу на игру всего несколько минут – от 5 до 10. Ценность дидактической игры определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываю следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Посильна ли она для учащихся моего класса?
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
Игры, применяемые мною на уроках математики разнообразны: Настольные Дидактические Сюжетно-ролевые Игры-путешествия Интеллектуальные Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки. При проведении дидактической игры стараюсь выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё весь класс. Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведенииустного счёта, Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий,диалог. Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Предлагаю детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать ДедушкуМороза. Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
При изучении состава чисел первого десятка, предлагаю такие игры, как: «Угадай-ка», «Открой форточку», «Эстафета», «Лесенка», «Арифметический лабиринт» и др.
В игре «Угадай-ка» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит, например, число 8. Выигрывает тот , кто назовет наибольшее число случаев.
Игру «Эстафета» провожу в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 10. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т.д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы:
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Игра «Арифметический лабиринт» заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме 10 (9, 8 и т.д.)
Каждую из названных игр применяю при закреплении состава чисел первого десятка.
В теме «Нумерация чисел первой сотни» при усвоении порядка следования чисел при счете, порядковых и количественных отношений между смежными числами использую игры: «Считай дальше с любого числа», «Назови соседей числа», «Кто быстрее сосчитает?». Первая игра помогает избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглые десятки: 67, 68, 69, 79. Вторая игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числами. Игра «Кто быстрее сосчитает?» развивает зоркость, внимание.
Для сознательного и прочного усвоения таблиц сложения и умножения использую дидактические игры: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Лото», «Не собьюсь» и др.
В игре «Не собьюсь» учащиеся в прямом порядке ведут счет от 1 до 60
(в внетабличном делении и дальше) и вместо чисел, делящихся на 6, говорят: «Не собьюсь».
При проведении игры «Кто больше?» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число- ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на деление и умножение. Побеждает та команда, которая больше подберет примеров. Игры аналогичного содержания провожу и по табличному сложению.
Игровая форма управления иногда выражается в привлечении рисунков любимых героев – Незнайки, Буратино, Карлсона и т.д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок Незнайки, и тут же записывается несколько примеров с решениями. Некоторые из них (один- два) решены с ошибками. Учитель показывает на какой- либо пример, учащиеся проверяют. Если решение правильное – в классе полная тишина. Если решение неправильное – дети хлопают в ладоши.
Прочному усвоению таблицы умножения способствует игра с сорбонками. Сорбонки – это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7×8, на другой – 56 (ответ).
Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5×6=30. Угадал, карточка ложиться в одну сторону. 7×6… Забыл. Карточка
откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то ученик и тренируется по 3 -5
мин несколько раз в день. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами:
- концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;
- увеличение частоты тренировок;
- раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает легкое запоминание.
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус.Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра «Решето»Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т.е. остаётся в «решете».
Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Игра «Узнай меня». В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать геометрическую фигуру.
1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).
2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).
3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).
Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из домаА в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна. После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом. Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. Прочность и автоматизм вычислительных навыков достигается в процессе упражнений. Но однотипные упражнения утомляют детей, снижают их активность и работоспособность. Полезно включать эти упражнения в состав игры. Распространены такие игры как «Угадай пример», «Круговые примеры», «Составь поезд». Но наиболее эффективной игрой является «Магический квадрат». С ним можно организовать фронтальную, индивидуальную или групповую работу на уроках. На мой взгляд, это основные приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе.
И всегда читаю им стихи Н. Рыленкова:
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.