kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Организация работы с одарёнными детьми, как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор доклада рассказывает о работе с одарёнными детьми и обеспечении условий для самореализации школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Организация работы с одарёнными детьми, как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников"»

















«Организация работы с одарёнными детьми, как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников при подготовке

к олимпиадам различного уровня»





















Организация работы с одарёнными детьми, как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников при подготовке к олимпиадам различного уровня. (Слайд 1)

(Слайд 2) В современной России в последнее время стала актуальной проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как отдельной личности, но и для общества в целом. Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одарённым детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться.

(Слайд 3) Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что «одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод».

(Слайд 4)  Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 (Слайд 5)   Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённые люди отличаются настойчивостью, чрезвычайно развитой трудоспособностью, глубоким и стойким интересом к определённой деятельности.

(Слайд 6) Российский психолог и педагог Александр Ильич Савенков выделил три группы личностных характеристик интеллектуально-творческого потенциала ребёнка:

  • интерактивные личностные характеристики (любознательность, сверхчувствительность к проблеме, прогнозирование, словарный запас, способность к оцениванию);

  • характеристики сферы умственного развития (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, классификация и категоризация, высокая концентрация внимания, память);

  • характеристики сферы личностного развития (увлечённость заданием, перфекционизм – стремление доводить продукт своей деятельности в соответствие с высшими требованиями, стремление противостоять мнению большинства, лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор).

(Слайд 7) Центром концепции развития образования является творческая личность, работа с теми детьми, которые выделяются, прежде всего, повышенным уровнем умственного развития. Основой этого являются как природные задатки, так и благоприятные условия воспитания.

(Слайд 8) Известный исследователь способностей Н.С.Лейтес предлагает различать три категории способных детей, которые можно наблюдать в школе. Первая категория - это учащиеся с ранним подъёмом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной). Третья категория - это дети с потенциальными, пока не ярко выраженными способностями.

(Слайд 9) Для учащихся с ранним подъёмом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают настолько удивительными, что не заметить их невозможно.

(Слайд 10) Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

(Слайд 11) Способные дети третьей категории не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, указывающее на будущие незаурядные способности. В чём заключается это своеобразие? Это особая оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам, феноменальная память на определённые объекты, богатство воображения, способность к наблюдению. Возможно, эти особенности ребенка характерны для способностей к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.

(Слайд 12) Сегодня в начальной школе можно встретить детей, относящихся к той или иной категории, которых мы можем считать одарёнными. Они имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда; отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний; для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

(Слайд 13) Работу с одарёнными детьми в начальной школе можно представить в виде схемы: наблюдение – выявление – развитие.

(Слайд 14) Задача учителя начальных классов:

  • во-первых, увидеть у учащегося способности, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации;

  • во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

(Слайд 15) Выявление одарённых детей, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения, и организация системной работы с ними – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

(Слайд 16) В своей практике я выделяю такие виды работы с одарёнными детьми:

  • выявление одарённых детей;

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);

  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Необходимым условием развития способностей является интерес учащихся к предмету, благодаря которому у одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности. Это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Поэтому методы и формы работы должны способствовать решению обозначенной задачи.

(Слайд 17) Для этой категории детей предпочтительны такие методы работы, как:

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проектный.



Формы работы, применяемые в работы с одарёнными детьми: (Слайд 18)

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), дифференцированные разноуровневые задания, творческие задания;

  • консультации по возникшей проблеме;

  • научный кружок;

  • дискуссия;

  • игры.

Очень важными и эффективными для самореализации способностей младших школьников и развития их одарённости являются внеурочные занятия: (Слайд 19)

  • интеллектуальные марафоны;

  • словесные игры и забавы;

  • конкурсы и викторины;

  • предметные олимпиады;

  • проекты по различной тематике;

  • ролевые игры;

  • индивидуальные творческие задания.

В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы с одарёнными детьми, направленных на обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников: (Слайд 20)

1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2. Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.

4. Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.

5. Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять.

6. Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

7. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

8. Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

(Слайд 24) В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках я использую проблемные вопросы, творческие задания, занимательные задания. При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения за­дачи, которая ставится перед учеником.

(Слайд 25) На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

(Слайд 26) В начальных классах действенным средством сохранения интереса к исследованиям стало творческое проектирование. В этом году мы успешно поработали над проектами «Рассказ о слове» и «Семья слов». Сейчас группа одарённых детей работает над проектом исследования «Почему они так называются?»

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы, викторины, марафоны и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

(Слайд 27, 28) Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие во всероссийских интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ», «Как хорошо уметь читать!», «Умный мыслитель», «Лисёнок» и предметных олимпиадах разного уровня.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

(Слайд 29) Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

  • индивидуальный подход на уроках;

  • дополнительные занятия с одаренными учащимися;

  • участие в школьных и городских олимпиадах;

  • психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • использование современных средств информации;

  • создание детских портфолио.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

(Слайд 30) Если дети – национальное достояние любят страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Юркина Марина Владимировна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства