Доклад на тему "Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (Из опыта работы классного руководителя) на педагогическом совете.
Доклад на тему "Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (Из опыта работы классного руководителя) на педагогическом совете.
Мной был разработан доклад на тему "Организация внеклассной работы класса по духовно нравственному направлению. Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощенный, с высоким уровнем самосознания, наш педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно-нравственного воспитания. Задача классного руководителя: учить ребенка различать добро и зло, любить добро, Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению (Из опыта работы классного руководителя) на педагогическом совете.»
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.Г.Гуреева»
Доклад на тему
«Организация работы класса
по духовно-нравственному направлению»
(Из опыта работы классного руководителя)
Выступила на педагогическом совете
Кошелева Е.Д.
учитель начальных классов
2017 год
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего доклада «Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению» актуальна и современна и в социальном плане и в плане реализации Программы развития школы.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети.
Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Неся ответственность за вверенных мне детей, я должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе классного руководителя.
Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей
- Любви к родине
- Уважение к семье
- Потребности в здоровом образе жизни
- Осознания красоты
- Трудолюбия
- Бережного отношения к Земле
- Культуры общения.
Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
Формы работы с учащимися
Внеурочная деятельность, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, я использовала рассказы «Слепая лошадь», классный час «Будем добрее» я использовала рассказы «Гадкий утенок», «Дюймовочка». Дети активно участвуют в обсуждении темы.
Формированию духовно-нравственного воспитания способствуют и внеклассные мероприятия, проводимые с детьми в течение года. Так на протяжении 2 класса прошли такие занятия «Добро и зло», «В дружбе сила», «Правда и ложь», Рисовали рисунок «Мой хороший поступок», сочиняли сказку «Про плохое и про хорошее». Такие внеклассные мероприятия учат быть добрее, терпимее, внимательнее к окружающим. Способствуют сплочению коллектива.
В конце первого класса мы побывали в гостях в пожарной части города Ковылкино.
Воспитанники усовершенствовали свои знания о профессии пожарного. Более подробно познакомились с оборудованием, с современной техникой для тушения пожара.
Такие экскурсии не проходят бесследно. Они оставляют в душах детей незабываемые впечатления, что способствует их социализации и выбору дальнейшей профессиональной деятельности.
Творческая художественная деятельность детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
Организация выставок.
Конкурсы, викторины, игры, походы, встречи с интересными людьми.
Ляпина Рианна в 2016 году стала победителем 3-го Республиканского конкурса «Наследие», в 2017 году стала призером в 4-ом конкурсе . Она выполнила календарь на тему «Экологические проблемы реки Исса в селе Большие Полянки, Кадошкинского района», где родилась ее мама.
Семья Рузмановых принимала участие в муниципальном конкурсе «Это мой ребенок», где стала призером
Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Мои дети подготовили проекты: «Моя малая родина», «Красная книга», «Родословная», «В школе», «Наша дружная семья», «Азбука пешехода», «Профессии».
Формы работы с родителями
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
«Роль семьи в воспитании личности»
«Вечные истины в семье»
«Влияние средств массовой информации на развитие личности»
«Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений литературы и искусства»
«Как любить своих детей»
«Школа – дом у начала дороги»
• Лекторий для родителей.
• День открытых дверей.
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
• Индивидуальные консультации
• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
• Проведение совместных с детьми праздников.
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса. Мы активно принимаем участие в районных мероприятиях. В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:
Масленица
День птиц
Рождество
День матери
День семьи
Праздник славянской письменности.
неделя экологии, искусства, истории, литературы
день самоуправления
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под моим руководством включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.
Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей. Мною разработаны и проведены классные часы: «Вечная память героям Российским…», посвященный М.П.Девятаеву, «Уважай себя – уважай других», «День вывода войск из Афганистана – 15 февраля», «Звездный час вежливости», «Семья – это то, что с тобою всегда», «День народного единства», «Снятия Блокады Ленинграда» (приглашала 1-й класс), «Трагедия Беслана», заочная экскурсия по местам боевой славы, акция «Георгиевская ленточка» и т.д., которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Современный учитель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.
Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Пройдёт время, и я думаю, станут заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры, проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, способствуют активной заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное оборудование.
Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.
Неполным будет моё выступление, если не скажу о роли психолога в данном направлении работы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог – это первый помощник классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. Только в такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.
Сравнительно с показателями 2015-2016 учебного года в нашем классе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей. По моему мнению, это следствие проведенной мной воспитательной работы.
Растить цветок из семени прекрасное призвание и это не просто слова – это наше педагогическое предназначение.
На этом моя система духовно-нравственного воспитания не заканчивается, она сейчас находится лишь в начале своего пути, но те задачи, которые я перед собой ставила в 1 классе, я считаю, что наш коллектив выполнил. Не всё получилось в 100% объёме, но явные результаты есть:
- коллектив стал более сплочённым (результаты повторной диагностики педагога-психолога и классного руководителя);
- тревожность значительно снизилась (мониторинг психолога);
- получилось организовать групповую, коллективную и индивидуальную деятельность школьников для вовлечения их в общественно – ценностные отношения (результатом стало активное включение в жизнь класса и школы, большое количество грамот);
- коллектив готов к диалогу друг с другом и с классным руководителем;
- «изгои» перешли в разряд обычных учеников, а некоторые «малозаметные» ребята смогли вырваться в лидеры по каким-либо направлениям;
- количество родителей, активно участвующих в жизни класса увеличилось
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.
Надеюсь, через много лет я буду смотреть на своих взрослых выпускников, которые стали настоящими высоконравственными гражданами своей страны, а я буду ими гордиться!