Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему « Формирование навыков критериального оценивания учащихся начальных классов»»
Алматинская область
Жамбылский район
КГУ «Каргалинская средняя школа №3»
Доклад на тему « Формирование навыков критериального оценивания учащихся начальных классов»
Учитель начальных классов : Зекенова Д.Е.
2017-2018 уч год
Вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентноспособных государств мира предъявляет особые требования и в системе образования. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство требует решения ряда вопросов принципиального характера. .Главный вопрос – какая образовательная модель нужна нам? Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации казахстанского образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»
Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели.
Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы.
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребѐнка, развить в нѐм желание учиться, трудиться и сделать его успешным. Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся
это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательногопроцесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Что такое критерии?
Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.
Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.
Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Для родителей:
Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживают прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;
Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:
Даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.
Формирующее оценивание – это
Текущий уровень усвоения знаний и навыков;
Повседневная работа;
Устранение пробелов и недочетов;
Количество вне регламента;
Без учета при итоговой отметке.
Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания устного ответа:
Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;
Использование научной терминологии в контексте ответа;
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания доклада: Содержание раскрывает тему ;
Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;
Оформление реферата соответствует требованиям;
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) Критерии оценивания выполнения таблицы:
Полное заполнение граф таблицы;
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
Эстетичность оформления работы.
Критерии оценивания эссе:
Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;
Аргументы соответствуют проблеме;
Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка
Заключение. Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.