Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Развитие и коррекция осознанного выразительного навыка чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ через использование метода проектов.»
Доклад
на тему: « Развитие и коррекция осознанного выразительного навыка чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ через использование метода проектов
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент обучающихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Учитель начальных классов должен осознавать особенности детей с ОВЗ, их трудности в обучении и оказывать им квалифицированную помощь и поддержку в развитии и коррекции осознанного выразительного навыка чтения .
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
разбор жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа.
Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; мате риалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
МРЗ
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна
городские улицы - …
сосновый запах - …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - …
сделан из соломы - …
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …
4 группа: работа с текстом (учебник).
Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
Расположи вопросы по порядку содержания текста.
Зачитай ответ на 2-ой вопрос.
Задай вопросы по тексту или по части текста.
Определи сколько частей в тексте.
Работа над заголовком.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
Составление кроссвордов по тексту.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Пересказ по вопросам и без них.
Составление плана текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
«Разрушенные тексты».
Наведи порядок.
Определение главной мысли текста по заголовку
По иллюстрациям к тексту определить его содержание. Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в З—4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения надо начинать с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Для этого компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение это умение найти самое главное слово в предложении. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Использую такие упражнения: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу». Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса. Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Необходимо объяснить, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем — восклицательного. Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: • изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво); •чтение по ролям; • инсценировки басен, сценок. Для развития эмоциональной выразительности используются следующие задания: • найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя; • определить это состояние с помощью учителя (например, страх девочки, которая увидела змею (рассказ В. Бианки «Еж-спаситель»), страх матери-утки за своих детенышей (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»); • соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора); • выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.
Коррекция нарушений чтения на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения. Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения. Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений). Речевая гимнастика включает: • упражнения для дыхания; • упражнения по модуляция силы голоса; • упражнения по отработке интонации, темпа речи; • упражнения по совершенствованию выразительности речи; • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции). Пятиминутка чтения — этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает: • чтение слоговых таблиц различных модификаций; • чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта; • чтения по догадке. Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения можно проводить на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.