Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальной школе»»
Администрация Суражского района Брянской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нивнянская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
243523,Россия, Брянская область, Суражский район, с. Нивное, ул. Садовая, дом 6
Тел. 8 (48330)9-32-14 E-mail: nivn@bk.ru сайт: http://srz-nvn.sch.b-edu.ru/ИНН:3229003222 КПП:322901001 ОГРН:1023201329480
Докладна тему:
«Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальной школе»
Подготовила учитель:
начальных классов
Литвякова Е.П.
2021-2022 уч. год
Жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.
Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока.
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется «обучением через открытие». Что же такое «проблема» и «проблемная ситуация»? Проблема (от греч. — задача) — «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов).
Проблема может быть научной и учебной. Учебной проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определёнными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемным.
«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного».
Организация самостоятельного поиска учащихся в процессе обучения создает оптимальные условия и для усвоения новых знаний, и для развития мышления.
Проблемные ситуации я создаю на всех этапах процесса обучения: при постановке цели урока, при объяснении, закреплении материала, контроле. При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность. Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач.
Существует две основные функции учебной проблемы:
1) определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
2) формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.
В деятельности ученика - служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения - способом превращения знаний в убеждения.
Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.
По уровню проблемности:
I. возникающие независимо от приемов;
II. вызываемая и разрешаемая учителем;
III. вызываемая учителем, разрешаемая учеником;
IV. самостоятельное формирование проблемы и ее решение.
По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными ф актами явления, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. для активизации мыслительной деятельности учащихся исключительное значение имеют проблемные ситуации, созданные в результате столкновения противоречивых мнений самих школьников.
Когда педагог побуждает учащихся высказать свои предположения, делать обобщения, давать объяснения фактам, явлениям при создании проблемных ситуаций, очень важно не стремиться исправлять ошибку учащегося немедленно, да ещё применяя нравоучения. Это порождает робость у учеников, страх ошибиться. «Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ученика в постановке и решении им интеллектуальных проблем.
Боясь ошибиться, он не сам решает поставленную проблему, стремясь получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только лёгкие проблемы». А это неизбежно ведёт к задержке интеллектуального развития. Во многих случаях по этой причине учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность, которая, закрепляясь, в дальнейшем приводит к школьной неуспеваемости. Все это необходимо учитывать педагогу при организации обучения, особенно проблемного. Успешное применение проблемных ситуаций в обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подготовки и проведения урока.
Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов).
Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:
1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьниками);
2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;
3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.
В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречие на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации.
Следующим этапом подготовки урока является разработка системы проблемных ситуаций. На основании анализа главной проблемой ситуации формулируется основная проблема. В формулировке этой проблемы и заключаемся одна из основных трудностей проблемного обучения.
Создавая на уроках проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Работая в данном случае в группах, дети ведут поисково- исследовательскую деятельность по путеводителям — предписаниям: 1. Выделите в словах ранее изученные части слова. 2. Найдите в словах новую часть слова. З. Определите его местоположение в слове (по отношению к другим частям слова). 4. Выпишите эту часть слова. 5. Понаблюдайте, изменяется ли значение слов с появлением суффикса.
1 группа работает со словами с суффиксом - ик-, 2 с суффиксом ок-, З - - ёнок- , 4 - -онок-.
Так ученики выводят правило о суффиксе и знакомятся с разнообразными суффиксами. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Ученики сами формулируют тему урока, определяют задачи, которые помогают им планировать самим свою работу на уроке. Так из урока в урок развиваются регулятивные умения. Учащиеся работают с информацией, проводят сравнение, анализ, обобщение, делают выводы, «открывают» новое (познавательные умения). Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывают своё мнение, позицию, учатся принимать и анализировать позицию других. Работая в группах, парах по поиску решения проблемы, ученики используют диалогическую речь, что говорит о развитии коммуникативных умений.
Пример 2. Сообщение темы, постановка цели урока.
1 .Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Тема: “ Изменение имен существительных по падежам” записана на доске.)
Задайте по этой теме мне такие вопросы, на которые вы на данный момент не знаете ответов.
(Все вопросы записываются на доску:
Что значит изменение по падежам?
Что такое падеж?
Сколько падежей в русском языке и чем они отличаются?
для чего нужно изменять имена существительные по падежам?
Какие правила связаны с таким изменением существительных?)
Целью нашего урока является нахождение ответов на поставленные вами вопросы.
2. Работа по теме урока
На какой из вопросов проще всего найти ответ? (На первый.)
Где можно проследить за изменением существительных? (Изменение существительных хорошо видно в тексте.)
Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”.
( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне ? (Слон.)
Чтение басни наизусть. и выписывание словосочетаний со словом “слон”, стоящим в единственном числе.
Запись в тетради: водили Слона, ходили за Слоном, увидевши Слона, возиться со Слоном.
Почему существительному “Слон” пришлось измениться ? (Изменяется вопрос, на который это слово отвечает.)
Докажите свой вывод. ( дети записывают рядом с каждым словосочетанием вопрос, на который отвечает имя существительное.)
Что еще изменяется при этом? (Окончание. доказывается выделением окончания.)
Только ли на эти два вопроса может отвечать слово “слон” ? (Запись с вопросами: (кто?) слон, (кому?) слону, (о ком?) о слоне. Выделение окончаний.)
Сколько различных вопросов можно задать к одному существительному ? (5)
Но мы изменяли здесь только одушевленное существительное. давайте попробуем изменить
нёодушевленное существительное “дом’. ( Что? дом, чего? дома, чему? дому, чем? домом, о чем? о доме. Выделение окончаний)
давайте попробуем теперь сгруппировать вопросы.
(Запись на доске и в тетради.
Кто? Что? возможное опорное слово — есть
Кого? Чего? возможное опорное слово — нет
Кому? Чему? возможное опорное слово — даю
Кого? Что? возможное опорное слово — бью
Кем? Чем? возможное опорное слово — играю
О ком? О чем? возможное опорное слово — мечтаю)
На какие вопросы, поставленные в начале урока, можно уже ответить?
(На первые четыре вопроса. Изменение по падежам — это изменение по вопросам. Падеж — пара вопросов. Всего падежей в русском языке шесть. Изменение существительных по падежам необходимо для связи слов в предложении.)
Невозможно ответить по старому “по-старому”, ведь учебники отвечают требованиям нового времени, они уже работают по направлениям ФГОС нового поколения. Таким образом, применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе отвечает планируемым в гос результатам.
В процессе такой работы на уроках развиваются регулятивные умения: дети принимают учебную задачу, планируют свои действия.
Познавательные умения: осуществляют поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ, синтез, устанавливают аналогии.
Коммуникативные: овладевают монологической и диалогической формой коммуникации. Личностные: формулируют своё мнение и позицию, стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.