kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Особенности пед. общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Особенности пед. общения»»



Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»













ПРОВЕРИЛ

_____________/_________/





Доклад на тему: «Особенности пед. общения»



























Разработала:

Студентка Ш-22 группы

Ключева Милена



Ейск,2020г.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение и взаимодействие в общении – это как бы подводная и надводная части айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.

Общение по своей сути – процесс не межиндивидуальный, а социальный. Социальность его не только в том, что оно обслуживает коллективную деятельность. Важнее другое – общение выражает или реализует общественные отношения. Это положение исключительно важно. Учитель в отношении учащихся воплощает собой требования общества, и относиться к детям он должен как к гражданам общества.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Есть такие виды деятельности, в которых общение занимает ведущую, профессионально значимую позицию. Это педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Можно утверждать, что в педагогическом процессе взаимоотношения с детьми первичны. Именно на них накладывается вся сложная структура учебно-воспитательных усилий педагога. Если отношения не складываются, рушатся самые изящные педагогические приемы, “терпят поражение” замечательные методики, не срабатывают технические средства.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счете – рождается ycтойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Такая угнетенность предметом – на самом же деле – учителем – для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями, как познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Информационная функция общения – функция, обеспечивающая процесс обмена материальными и духовными ценностями. Она создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Функция обмена ролями – функция общения, программирующая у личности определенный шаблон социального поведения. Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности – “сбрасыванию масок”, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком.

Функция самоутверждения – функция общения, способствующая осознанию школьником своего “я”, ощущению своей личностной значимости. Эта функция обеспечивает формирование адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Функция сопереживания – функция общения, обеспечивающая условия для понимания чувств другого человека. Эта функция дает возможность формировать способности встать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.

Знание этих функций поможет молодому учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

Педагогическое общение с детьми – это творческий процесс, который вызывает к жизни бесчисленное множество непредсказуемых ситуаций взаимодействия.

Творчеству во взаимоотношениях с детьми способствует также проявление в общении такого свойства, как способность к сопереживанию, которая в психологии называется эмпатией.

Эмпатия – умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Она способствует сбалансированности межличностных отношений.

Проявление эмпатии в педагогическом общении – это не столько общая установка на понимание формальной стороны сказанного, сколько вчувствование во внутренний мир, в состояние ученика, отражаемое всеми невербальными средствами, интонацией, позой, жестами, мимикой, а также скоростью речи, паузами в речи и т.д. Не всегда ученик может подобрать нужные слова, но тон означает нечто большее, чем он мог сказать бы словами.

Эмпатийность личности определяет не только ее ориентированность в социальной среде, но и многообразие способов воздействия на людей.

Еще один момент в творчестве учителя в общении – умение точно влиять на ребенка. В педагогической практике часто можно встретиться с таким явлением, когда один и тот же прием дает хорошие результаты у одного учителя и совсем не действует у другого.

Для педагога особенно важным является проявление инициативы в общении. Если он умеет это делать, то и его влияние на учеников будет более эффективным.

Учитель должен осознавать, что как только он ограничивает взаимодействие с детьми функциональными задачами и недостаточно активно воздействует на их личность, возникают сложности и перебои в общении.

Технология общения содержит массу компонентов, которые необходимо осознать. Представляется полезным единый процесс взаимодействия – общение – разделить на ряд этапов.

Структура процесса профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия.

  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто само общение учителя с учащимися представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Продумаем, что необходимо учителю, чтобы осуществить общение на каждом этапе.

  • Первый этап педагогического общения – это моделирование предстоящей деятельности, тесно связанное с содержательными и методическими компонентами будущего урока. В каждом классе процесс общения будет своеобразным, а значит и урок будет протекать по-своему.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории; характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

  • Второй этап педагогического общения – организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия с детьми.

Начало взаимодействия с детьми связано с решением еще одной коммуникативной задачи – привлечением к себе внимания объекта общения (учащихся). Это предполагает создание психологической основы в предстоящем взаимодействии, в запланированных методах, организационных формах обучения. Таким образом, через внимание учащихся в общении обеспечивается общее внимание на уроке.

Следует отметить, что выделенные этапы общения составляют структуру любого акта педагогического общения.

Начиная взаимодействие с классом, необходимо понять, что включение всех учащихся в общение является важнейшим условием эффективности последующей учебной деятельности.

Общаясь с учащимися, необходимо быть максимально внимательным к ним, стремиться контактировать с ними глазами (без этого плодотворное общение затрудняется), думать о партнере по общению, развивать свою коммуникативную память, быть наблюдательным в процессе общения, стремиться предвосхитить реакцию собеседника, учиться улавливать психологические сигналы, которые исходят от собеседника в процессе общения.

В управлении общением учитель должен быть инициатором, лидером.

Для учителя важно преодолеть барьеры (препятствия, мешающие эффективному общению), возникающие у него, особенно в начале педагогической деятельности. Во-первых, это боязнь класса. Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском “эмоционального ядра” общения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: «Особенности пед. общения»

Автор: Ключева Милена Дмитриевна

Дата: 14.04.2022

Номер свидетельства: 604822


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства