Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Особенности пед. общения»»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
_____________/_________/
Доклад на тему: «Особенности пед. общения»
Разработала:
Студентка Ш-22 группы
Ключева Милена
Ейск,2020г.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение и взаимодействие в общении – это как бы подводная и надводная части айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.
Общение по своей сути – процесс не межиндивидуальный, а социальный. Социальность его не только в том, что оно обслуживает коллективную деятельность. Важнее другое – общение выражает или реализует общественные отношения. Это положение исключительно важно. Учитель в отношении учащихся воплощает собой требования общества, и относиться к детям он должен как к гражданам общества.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Есть такие виды деятельности, в которых общение занимает ведущую, профессионально значимую позицию. Это педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Можно утверждать, что в педагогическом процессе взаимоотношения с детьми первичны. Именно на них накладывается вся сложная структура учебно-воспитательных усилий педагога. Если отношения не складываются, рушатся самые изящные педагогические приемы, “терпят поражение” замечательные методики, не срабатывают технические средства.
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счете – рождается ycтойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Такая угнетенность предметом – на самом же деле – учителем – для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.
Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями, как познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Информационная функция общения – функция, обеспечивающая процесс обмена материальными и духовными ценностями. Она создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Функция обмена ролями – функция общения, программирующая у личности определенный шаблон социального поведения. Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности – “сбрасыванию масок”, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком.
Функция самоутверждения – функция общения, способствующая осознанию школьником своего “я”, ощущению своей личностной значимости. Эта функция обеспечивает формирование адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Функция сопереживания – функция общения, обеспечивающая условия для понимания чувств другого человека. Эта функция дает возможность формировать способности встать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.
Знание этих функций поможет молодому учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.
Педагогическое общение с детьми – это творческий процесс, который вызывает к жизни бесчисленное множество непредсказуемых ситуаций взаимодействия.
Творчеству во взаимоотношениях с детьми способствует также проявление в общении такого свойства, как способность к сопереживанию, которая в психологии называется эмпатией.
Эмпатия – умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Она способствует сбалансированности межличностных отношений.
Проявление эмпатии в педагогическом общении – это не столько общая установка на понимание формальной стороны сказанного, сколько вчувствование во внутренний мир, в состояние ученика, отражаемое всеми невербальными средствами, интонацией, позой, жестами, мимикой, а также скоростью речи, паузами в речи и т.д. Не всегда ученик может подобрать нужные слова, но тон означает нечто большее, чем он мог сказать бы словами.
Эмпатийность личности определяет не только ее ориентированность в социальной среде, но и многообразие способов воздействия на людей.
Еще один момент в творчестве учителя в общении – умение точно влиять на ребенка. В педагогической практике часто можно встретиться с таким явлением, когда один и тот же прием дает хорошие результаты у одного учителя и совсем не действует у другого.
Для педагога особенно важным является проявление инициативы в общении. Если он умеет это делать, то и его влияние на учеников будет более эффективным.
Учитель должен осознавать, что как только он ограничивает взаимодействие с детьми функциональными задачами и недостаточно активно воздействует на их личность, возникают сложности и перебои в общении.
Технология общения содержит массу компонентов, которые необходимо осознать. Представляется полезным единый процесс взаимодействия – общение – разделить на ряд этапов.
Структура процесса профессионально-педагогического общения включает:
Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия.
Управление общением в ходе педагогического процесса.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Часто само общение учителя с учащимися представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Продумаем, что необходимо учителю, чтобы осуществить общение на каждом этапе.
Первый этап педагогического общения – это моделирование предстоящей деятельности, тесно связанное с содержательными и методическими компонентами будущего урока. В каждом классе процесс общения будет своеобразным, а значит и урок будет протекать по-своему.
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории; характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.
Второй этап педагогического общения – организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия с детьми.
Начало взаимодействия с детьми связано с решением еще одной коммуникативной задачи – привлечением к себе внимания объекта общения (учащихся). Это предполагает создание психологической основы в предстоящем взаимодействии, в запланированных методах, организационных формах обучения. Таким образом, через внимание учащихся в общении обеспечивается общее внимание на уроке.
Следует отметить, что выделенные этапы общения составляют структуру любого акта педагогического общения.
Начиная взаимодействие с классом, необходимо понять, что включение всех учащихся в общение является важнейшим условием эффективности последующей учебной деятельности.
Общаясь с учащимися, необходимо быть максимально внимательным к ним, стремиться контактировать с ними глазами (без этого плодотворное общение затрудняется), думать о партнере по общению, развивать свою коммуникативную память, быть наблюдательным в процессе общения, стремиться предвосхитить реакцию собеседника, учиться улавливать психологические сигналы, которые исходят от собеседника в процессе общения.
В управлении общением учитель должен быть инициатором, лидером.
Для учителя важно преодолеть барьеры (препятствия, мешающие эффективному общению), возникающие у него, особенно в начале педагогической деятельности. Во-первых, это боязнь класса. Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском “эмоционального ядра” общения.