kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Основные направления коррекционной работы при работе с текстом на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о видах коррекционной рабоы на уроках чтения в начальных классах. Описывается коррекция нарушений чтения в начальных классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Основные направления коррекционной работы при работе с текстом на уроках литературного чтения»»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово"








Доклад на тему:

«Основные направления

коррекционной работы

при работе с текстом

на уроках литературного чтения».







Составила и прочитала

на цикловой комиссии

начальных классов

учитель: Лукина М.Д




г. Черемхово 2022 г.


Основные направления коррекционной работы при работе с текстом на уроках литературного чтения»

Формирование навыков чтения у детей с проблемами в развитии осуществляется замедленными темпами, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного.  У наших детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.    

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

Правильность, беглость, выразительность, осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразительности чтения.

Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:
1) Неусвоение букв. (У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв.)
2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно.
З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру: а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);
в) добавлениее звуков(под дождём- поддождием);
г) перестановка звуков (лопата - лотапа);
д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана).
4) Нарушения понимания прочитанного. Наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.
5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

 6) Выразительное чтение. (неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура, логическое ударение)
Коррекция нарушений правильности чтения.
Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения — выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.
На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений:

1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.
Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции
2.Чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
3. Хоровое чтение трудной части рассказа.
4.Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.
5.Чтение по догадке.
6. Тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).
Коррекционная работа в отношении способа чтения.
Основными нарушениями способа чтения являются трудности слияния букв в слоги и слогов в слова. У многих детей наблюдается недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза.
Упражнения для коррекционной работы в отношении способа чтения:
а) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
б) игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
в) игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
г) игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
д) игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К
Какое слово получиться, если вставить букву?
Чтение может быть громким (вслух) и молчаливым (про себя). На каждом уроке используются виды громкого чтения: (но для глухих детей используется с осторожностью, чтобы ребенок не перешел на фальцет)
1) Чтение за диктором.
2) Чтение в парах, групповое чтение.
3) Чтение с отрывом взгляда от текста.
4) Чтение с убыстрением темпа.
5) Чтение с переходом на незнакомый текст.
б) Жужжащее чтение.
7) Чтение в темпе скороговорки.
8) Зрительные диктанты.
Чтение про себя - необходимый компонент в обучении чтению, который способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. При обучении чтению про себя используют следующие приемы:
1) чтение про себя заданий, написанных на доске или на карточке, с последующим их выполнением (например, «покажи тетрадь», «подними руку»);
2) ученики читают вслух вопросы, записанные на доске, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на вопросы, поставленные учителем;
3) после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельным его частям, отвечают на вопросы, помещенные в учебнике по чтению.
Переход от чтения вслух к чтению про себя тесно связан с этапом «жужжащего», тихого чтения, который является следующей ступенью к формированию этого сложного навыка.
Коррекция нарушений понимания прочитанного.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности); определение смысловой, тематической эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту.

- установка на целенаправленное восприятие текста; (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической готовности учащихся к работе)

-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?
Для лучшего понимания прочитанного текста проводится: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом). Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;

В) Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы – косы, трава – травы, ветер – вечер, взбежал – вбежал.

Чтение цепочек слов, близких графическому облику: вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга

в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);

г) схематичное изображение предмета или действия на доске;

д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;

е) придумывание предложения с прочитанным словом;

ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;

з) объяснение значения слова учителем и т. п.

Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.

- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

- разбор жизненных ситуаций;

- заключительная, обобщающая беседа.
Коррекция беглости чтения.

Беглость чтения— это такая скорость чтения, которая предполагает и

обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны читать, не менее 20-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,

- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,

-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте.

- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.
Коррекция навыков выразительного чтения.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Работа по формированию навыка выразительного чтения включает в себя техническую и эмоциональную сторону речи. В техническую сторону чтения входит темп, ритм, грамотность, паузы, логическое ударение. В эмоциональную сторону входит громкость, интонирование, интонация, мимика, жесты, поза.

Работа над правильной интонацией начинается с выработки умения подражать интонации учителя.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.

Упражнения: «Эхо», «На одном выдохе»; «Голоса»; Чтение предложений с разной интонацией; Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; Чтение скороговорок; Чтение под музыку; чтение с пением; Чтение с настроением; Разметка теста: паузы, логического ударения; усиление и ослабление голоса.
Рассмотренные разнообразные приёмы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения у учащихся. Систематическая коррекционная работа, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников с ОВЗ появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукина Марина Дмитриевна

Дата: 31.03.2024

Номер свидетельства: 648317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства