kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на родительском собрании на тему "Компьютер в жизни ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен как для родителей так и учителей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на родительском собрании на тему "Компьютер в жизни ребёнка"»


МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа







Доклад

на родительском собрании

«Компьютер в жизни ребёнка»


Учитель Сухова Н.Н.




2012 – 2013 учебный год

Исследования, проведенные среди взрослых и детей, показали, что работа за компьютером сопровождается значительным напряжением зрительной, сердечно - сосудистой, эндокринной, иммунной, центральной нервной и других систем, а также мышц спины и плечевого пояса.

И хотя к этим же проблемам можно прийти и без компьютера, ведя неправильный образ жизни, он является дополнительной причиной недостаточного отдыха, малоподвижного образа жизни, нерационального питания и т.д.



Высокие требования к уровню современного образования предполагают внедрение электронных средств обучения уже в начальных классах. В последние годы компьютеризация и подключение к Интернету являются одними из важнейших вопросов в нашей стране, решаемых на государственном уровне. Например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» все российские школы, в том числе сельские, получили доступ во Всемирную сеть.

Интернет – всего лишь средство, и учреждениям образования предстоит еще научиться использовать его грамотно и эффективно. На заре вхождения компьютера в жизнь простого пользователя внимания к его влиянию на здоровье человека уделялось достаточно много. Правда, исследований на эту тему, особенно связанных с функциональным состоянием организма школьников, крайне недостаточно, в основном они касаются гигиенической стороны вопроса. Но на самом деле эта часть проблемы достаточно хорошо известна. Все знают, что нужно делать гимнастику для глаз, стараться не сидеть близко к монитору – источнику электромагнитного излучения – и работать дозированно… Строгие гигиенические требования разработаны для конструкции видеодисплейных терминалов и персональных ЭВМ, рабочих помещений и оборудования мест для пользователей. В помещении изменяется микроклимат: повышается температура, снижается влажность, уменьшается содержание кислорода, нарушается аэроидный состав воздушной среды.

Правила и нормы также регламентируют режим. Рабочий день взрослых устанавливается с учетом их деятельности. Например, для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений и педагогов общеобразовательных школ – не более 4 часов в день. Деятельность оператора не должна превышать 2 часов подряд с обязательными 15-минутными перерывами. Малышам до 3 лет не рекомендуется вообще разрешать пользоваться компьютером – это для них слишком тяжелая зрительная нагрузка. Детям от 3 до 7 лет нежелательно находиться возле монитора более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях можно проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для первоклассников непрерывная деятельность за компьютером не должна превышать 10 минут, для детей второго–четвертого классов и среднего звена – 15–25 минут. Для старших школьников – 30 минут на первом занятии и 20 – на втором. Таких же временных рамок следует придерживаться и дома. Эти правила и нормы установлены давно и ни для кого не являются откровением, но в последнее время, когда компьютер стал обычной домашней техникой, о них вспоминают все реже. Мощно развивается развлекательная компьютерная индустрия. Это игры всевозможных типов: от банальных «пятнашек» и «головоломок» до сложнейших спортивных тренажеров и виртуальных ролевых. Именно поэтому хочется снова привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме взаимодействия ребенка и компьютера.

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

  сидячее положение в течение длительного времени;

  воздействие электромагнитного излучения монитора;

  утомление глаз, нагрузка на зрение;

  перегрузка суставов кистей;

  стресс при потере информации

Разрушающие факторы

Как уже было упомянуто, происходят существенные изменения функционирования отдельных систем и организма в целом. Изучение приспособления сердечно-сосудистой системы к работе за компьютером показало, что характер и выраженность ее адаптационных реакций зависят от исходного состояния, тонуса вегетативной нервной системы, индивидуальных особенностей человека, а также длительности и сложности работы.

Умственные и локальные физические нагрузки вызывают изменения состояния сердечно-сосудистой и автономной нервной системы у младших школьников. 
Работа за компьютером представляет собой особый вид информационно-аналитической деятельности, связанный, прежде всего, с необходимостью поддержания на высоком уровне производительности процессов восприятия, внимания и переработки информации. Анализ основных ритмов ЭЭГ взрослых позволил предположить, что данный вид деятельности является высокой интеллектуальной нагрузкой, требующей значительной концентрации внимания и умственного напряжения. Человек вынужден долгое время поддерживать специфическую рабочую позу, рассматривая на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала мелкие знаки. Работа сопряжена с воздействием комплекса «факторов риска» (электромагнитное поле, неравномерная яркость монитора, статическая поза и др.).
Наряду с исследованием влияния отдельных компонентов подчеркивается необходимость изучения их совокупного воздействия. Так, исследование влияния физической нагрузки и умственного напряжения во время работы взрослых обнаружило значительное снижение активности парасимпатической нервной системы, учащение сердечного ритма и увеличение артериального давления. Выявлены существенные изменения тонуса церебральных сосудов и объемного мозгового кровотока во время длительной работы за компьютером старшеклассников.

Статическая поза

Казалось бы, за компьютером человек находится в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, от этого у взрослых возникает остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и геморрой. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький компьютер, то лучше держитесь от него подальше. Учитывая то, что наши дома заставлены электро- и радиоприборами, можно представить, какой мы создаем вокруг себя общий электромагнитный фон…

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или рисунка, а тем более – мерцание экрана. Их перегрузка приводит к потере остроты зрения. Негативно воздействуют и неудачный подбор цветов, шрифтов, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук

Кроме напряжения сосудов и мелких мышц кисти и предплечья, при работе как с мышью, так и с клавиатурой испытывает нагрузку и суставной аппарат. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам: возникают онемение, слабость, появляются мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата, а в дальнейшем заболевания могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Такая проблема может показаться даже смешной… Но, увы, она тоже существует! Далеко не все пользователи делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры даже лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого случались даже инфаркты.

Влияние на психику

Если зрение и слух могут испортиться посредством клавиатуры, мыши или монитора, то на психику в первую очередь влияют игры и Интернет. Это то, что «затягивает», от чего невозможно оторваться, без чего многие больше не представляют своей жизни, – разновидность маниакальной зависимости.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские ученые. В наше время термин все еще не признан многими специалистами, однако сам феномен стал очевиден и приобретает все больший размах. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: стремление заполучить объект, поведение, направленное на его приобретение, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса к социальной стороне жизни, своему внешнему виду и удовлетворению других потребностей.

На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр.
И если взрослые более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни родителей. Они быстро приспосабливаются к окружающей действительности, в том числе и к миру виртуальному. Многие изменения у ребят сразу можно не заметить «невооруженным глазом» (их определит только опытный педагог или психолог). Например, это отражается на их эмоциональном состоянии: наблюдаются повышенная агрессивность, вспышки насилия. Или ребята перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые психологи разделяют компьютерную зависимость от игр и от неигровых форм (например, программирование и работа с Интернетом). В свою очередь, в связи с делением игр на ролевые и не ролевые, отдельно рассматривают зависимость от первых и вторых. По мнению ученых, наибольшую опасность представляют ролевые игры, порождающие качественно новый уровень зависимости, являющейся самой мощной по степени влияния на личность, а так называемые «стрелялки» характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии. Они могут отрицательно сказаться на психике и стать причиной чрезмерной агрессивности.

Природа не терпит пустоты

Интернет-зависимость и компьютеромания обычно являются симптомами скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как компьютер вошел в жизнь человека. Эта проблема может включать в себя и недостаточное общение, и разногласия в подходах к воспитанию детей, и отказ от поддержки родителей…

Интернет - зависимые пользователи с психологическими проблемами могут пойти по «простому» пути, избрав виртуальное общение как основное и усугубив таким образом свои проблемы. Типичная ситуация: подросток не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении со сверстниками, в том числе и с представителями противоположного пола. И тут на помощь приходит всесильная Сеть. Всевозможные чаты и форумы – место, где вам рады, где вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или на худой конец собеседников.

По мнению ученых, первопричины возникновения компьютерной зависимости кроются у человека в познавательной потребности, доставшейся нам по наследству от животных в виде трансформированного исследовательского инстинкта, который является достаточно мощным мотивирующим фактором поведения. Животное, ведомое таким инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради жажды познания. Т.е. исследовательский инстинкт может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения!

Как поется в детской песенке, «Ужасно интересно все то, что не известно! Ужасно не известно все то, что интересно…».

Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет большое значение. Компьютер является мощным инструментом ее обработки и хранения, кроме того, благодаря ему, стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность наиболее привлекательна для людей, имеющих компьютерную зависимость, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. 
Итак, появление Интернета создало возможность так называемого интерактивного общения, привлекательного для людей отчужденных и не уверенных в себе, расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. А признаками интернет -зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения различного рода информации.

Симптомы зависимости

Ряд специалистов выделяют диагностические критерии, помогающие определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за монитором.
Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические.

Психические признаки. Многие из них такие же, как и у зависимостей другого типа. Среди наиболее распространенных – «потеря контроля» над временем, невыполнение обещаний, данных себе или другим, касающихся уменьшения периода, проведенного за компьютером, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами являются смешанное чувство радости и вины во время занятий за монитором, а также раздраженное поведение, возникающее в случае, если по каким-либо причинам длительность такой работы уменьшается. 
Физические аспекты компьютерной зависимости, помимо уже перечисленных, характеризуются общим истощением организма – хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом эйфория и возбужденность могут маскировать утомление, что становится причиной еще большей усталости.

В разумных пределах

Фанаты компьютерных игр не страдают от зависимости, подобной наркотической. В одном из научных докладов на конференции в Голландии было отмечено, что у так называемых геймеров (людей, патологически увлеченных компьютерными играми) наблюдается повышенная активность в тех же зонах мозга, что у наркоманов и алкоголиков, однако за такое возбуждение не отвечает какое-либо вещество. Пристрастие к этим играм лучше всего сравнивать с привязанностью к работе или хобби.
Компьютер может стать другом или врагом, помочь в беде либо добавить проблем, помочь найти единомышленников или привести к одиночеству.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие из них познавательны, а в Интернете большое количество нужной и интересной информации. 
Проведены эксперименты, которые показали, что люди, страдающие арахнофобией (патологическим страхом перед пауками), акрофобией (боязнью высоты) и клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства), могут улучшить свое самочувствие после соответствующих компьютерных игр.
Проблемы появляются, когда время, проводимое за монитором, превосходит допустимые пределы, и возникают патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше допустимого, что ведет как к психологическим и социальным проблемам, так и к потере здоровья.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на родительском собрании на тему "Компьютер в жизни ребёнка"

Автор: Сухова Надежда Николаевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства