Доклад на педагогический совет по теме: "Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования младших школьников".
Доклад на педагогический совет по теме: "Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования младших школьников".
Данный доклад представлен для выступления на педагогическом совете
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогический совет по теме: "Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования младших школьников".»
(1Сл) Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования младших школьников. То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. Пьер – Симон Лаплас. (французский математик, механик, физик и астроном) Интерес к изучению математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Что такое настоящий урок математики? Это, прежде всего урок, на котором на всё и на всех хватает времени.
Для меня проблема качественного освоения детьми предмета математики остается актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?
Ведь действительно, мы будем с удовольствием читать ту книгу, которая с первых же строк нас увлечёт, и будем смотреть тот фильм, который нас заинтересует или заинтригует с первых кадров.
(2 сл) Так и дети, обучаясь на разных уроках, и если бы уроки никак не отличались один от другого, то в глазах детей они бы сливались в единый поток, малоинтересный и малополезный. И каждый педагог, безусловно, заинтересован в том, чтобы его урок детям понравился и запомнился, и чтобы ученики хотели вновь прийти к учителю на его урок.
Поэтому я считаю, что, во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету.
(3 сл) А сделать это возможно при следующих условиях:
Доброжелательная атмосфера на уроке
Доступность излагаемого учебного материала
использовать современные педагогические технологии
Наглядность
Понимание практической ценности получаемых знаний
Во-вторых, осуществлять дифференцированный подход к обучению
В-третьих, контроль знаний.
(4 сл) При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
(5 сл) На уроках формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, применения предметных ЗУН, на этапах постановки цели, первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала, применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач я использую проблемное обучение.
Например, задания такие задания, как
- даётся числовое выражение 18+23+22+17. Найдите его значение разными способами 18+22+23+17=(18+22)+(23+17)=80 учащиеся находят разные рациональные способы и приёмы, сравнивая, должны выделить самый рациональный способ. В вопросе развития творческих способностей учащихся на уроках математики особую роль играют нестандартные задачи. Они способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. Опыт моей работы показывает, что среди занимательных задач особый интерес у учащихся вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения, для разных уровней учащихся. Это позволяет каждому школьнику проявить себя. Задача Сумма цифр загаданного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число. Учащиеся подбирают разные способы: группа сильных учащихся составляет уравнение, другие составляют выражение, третьи решают по действиям. (6 сл)Игровые технологии- активизируют деятельность учащихся. Игра - эффективное средство в достижении высоких результатов в учении.
Одним из важнейших условий формирования устного счёта является обеспечение твёрдого, сознательного усвоения каждым учеником табличных случаев действий. Для этого я использую разные средства обучения: таблицы, карточки с индивидуальными заданиями; различные методические приёмы и формы организации занятий: дидактические игры, взаимоконтроль, математические диктанты, самостоятельные тренировочные работы и т.д. Исследования показали, что учащимся начальной школы присуще наглядно- образное мышление. Игровой метод позволяет тесно связать овладение навыком устного счёта с практическими действиями.
Это такие игры как: «Стук-стук», Игра «У кого больше фигур», игра «Шифр», игра «Развивай быстроту реакции», «Арифметическая мозаика», «Не скажу».
(7 сл) Вот например, математический диктант в форме игры «Арифметическая мозаика» на индивидуальных карточках.
На экране появляются слайды: У учащихся имеется карточка с записанными на ней числами. Учитель диктует задание, учащиеся на карточке считают и закрашивают полученное число в таблице красным карандашом.
уменьшить 7400 на 2000 (5400);
9000 разделить на 3 (3000);
найдите произведение чисел 2000 и 4 (8000);
48 десятков это сколько всего единиц (480);
сумма двух слагаемых 5000, если первое слагаемое 2300, чему равно второе слагаемое? (2700);
длина стороны квадрата 60 см. чему равен периметр? (240);
цена 50 рублей, количество 3. найди стоимость? (150);
- Если все у учащегося выполнено, верно, то получается цифра «5». У кого получилась эта цифра, тем за диктант «отлично».
Игра на устном счёте «Не скажу». Где учитель, предлагая учащимся считать, например, от 0 до 50, вместо чисел, которые делятся на 2 говорит «Не скажу».
Здесь отрабатываются навыки табличного умножения и деления. (8 сл) Групповые формы организации обучения. Групповые формы организации обучения учат сотрудничеству, умению работать в группе; принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться. Это могут быть и групповые мини-проекты, любые ролевые игры, практические работы с элементами группового и парного планирования и оценивания. Групповые формы используются и на модульных уроках.
Класс может делиться и на разноуровневые группы. Разноуровневые группы получают задания, различающиеся по содержанию и форме подачи. Задания в группе базового уровня содержат большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным нарастанием трудности, инструктивный материал, а также упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. При работе с задачами разрабатываю карточки с заданиями трех уровней, которые в группе позволяют каждому ученику работать в своем режиме начиная с 1 уровня
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
Дима собрал 3 ящика огурцов по 6 кг в каждом и 4 таких же ящика помидор. Сколько кг овощей собрал Дима?
Все овощи мама засолила в банки по 3 кг в каждой. Сколько банок получилось?
За зиму семья съела овощи из 6 банок. Какие это могли быть овощи, если в банке засолили овощи одного вида?
Здесь происходит усложнение задачи по уровням.
(9 сл) В классе с каждым годом увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. Если во 2 классе из 25 человек до 3 уровня доходило 6 человек, то уже в 4 классе результаты улучшились до 11 человек. 1 уровень 2 уровень 3 уровень
2 класс 25ч. 9 6
4 класс 23ч. 12 11
Оценки ставлю обязательно за выполнение заданий 1-го уровня, за выполнение заданий 2,3 уровней оцениваю дополнительно. Такая организация работы при решении задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. У учеников возникает естественное желание самостоятельно выполнять все предложенные задания.
Включить каждого ученика в активную деятельность на уроке, довести представления по изучаемой теме до формирования понятии, навыков помогают опорные схемы – это выводы в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков, моделей. Вот простейшая схема – введение в анализ задачи (1 класс).
(10 сл) Например, задание в группе в виде карточки, где учащиеся составляют задачу, используя главные составляющие задачи.
5 2 ? 5+2=7 7 условие вопрос решение ответ
Учащиеся в группе составляют задачу, записывают краткую запись и решают её.
Учитель должен понимать, что построение моделей на этапе анализа значительно облегчает поиск плана решения задачи, так как, с одной стороны, модели представляют собой результат анализа задачи, а с другой – моделирование организует и направляет поиск плана решения задачи.
(11 сл) После повторения и знакомства с алгоритмом умножения учащимся предлагаю разноуровневые задания. Из трех вариантов выберите любые два примера, запишите столбиком, вычислите и проверьте ответ на калькуляторе.
Легкие Не очень трудные Трудные 23 х 2 28634 х 6 876899 х 8 142 х 3 486223 х 5 577664 х 9 12223 х 4 34526 х 7 987629 х 7 35421 х 5 44667 х 4 2607089 х 6 А потом предлагаются задания, процесс выполнения, которых не только связан с усвоением нового способа действия, но и с продуктивным повторением ранее изученного материала. (12 сл) Применяю на уроках математики технологию критического мышления, которая учит самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.
Наиболее рациональные приемы данной технологии для применения на уроках математики: например задание «Развивай логическое мышление». Учащимся предлагается задание расставить математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным. Можно использовать скобки, а две рядом стоящие цифры считать числом. 4 6 = 1 2 4 6 = 4 2 4 6 = 20
2 4 6 = 2 2 4 6 = 14 2 4 6 = 48
(13 сл) Информационные технологии,а также использование различных форм ИКТ оживляют урок, наиболее простым из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия.
Использование этой формы дает ряд преимуществ:
возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы;
ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации,
оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).
(14 сл) Мною используются на уроках также тренажёры, тесты.
Иногда использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, турниры и т.д.).
(15 сл) Обобщая урок и поддерживая уровень заинтересованности учащихся, включаю дополнительные сведения из математики, и задания поискового и опережающего характера. Вот например, одно из них: - Назовите самое большое число в математике? (Миллиард, биллион).
Самого большого числа не существует. Это бесконечность. В далеком прошлом люди довольствовались сравнительно небольшими числами – так называемым малым счетом. Он доходил всего до десяти тысяч (10 000). В древних книгах это число называли тьмой, то есть числом, которое трудно себе представить. Но известны и другие большие числа, вот некоторые из них с современным названием. Триллион – 1012 Секстиллион - 1021 Квадриллион – 1015 Септиллион - 1024 Квинтиллион – 1018 Октиллион – 1027 Попробуйте написать одно из этих чисел. Удивите своих родителей, познакомив их этими числами.
(16 сл) Используя эти технологии на уроках математики, я пришла к следующим результатам.
Качество знаний по математике 1 -4 класс (2015 – 2019 год)
1 класс
(2015 – 2016 уч. год)
2 класс
(2016 – 2017 уч. год)
3 класс
(2017-2018 уч. год)
4 класс (IIIчетверть)
(2018 – 2019 уч. год)
Качество знаний
60 %
63 %
70 %
75 %
Успеваемость
100 %
100 %
100 %
100 %
Из приведённых на слайде диаграмм можно увидеть повышение качества знаний по предмету с 1 по 4 класс.
Таким образом, использование на уроках приведенных выше технологий, активных методов обучения, способствует повышению качества знаний по предмету. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока. Чтобы успешно проводить урок, учителю приходится постоянно освежать, расширять и углублять свои познания в области математики и ее истории, следить за новостями математической науки, чтобы благоприятно сказывается на качестве его работы. Старая латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». В качестве заключения хочу сказать, что ещё много предстоит сделать, и этот вид методической работы требует постоянного совершенства. При такой работе в постоянном поиске находится не только ученик, но и учитель. Эффективность работы учителя зависит ещё от его умения анализировать свою деятельность. Поэтому мониторинг образовательного процесса ведется мной на протяжении многих лет. Эта работа позволяет сделать вывод о стабильном росте уровня образованности учащихся, формировании стойкой мотивации учебной деятельности, основанной на интересе учащихся к самому процессу учебы.
(17 сл) И напоследок хотелось бы озвучить 7 заповедей современного учителя:
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся:
Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
Не объясняйте «на пальцах». Наглядность – залог успеха.
Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории- обязательны.
Покажите причины неудач и пути исправления ошибок.
Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеи критикуйте деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать.
Будьте предельно откровенны.
Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
(18 сл) Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом, как сказал французский писатель Анатоль Франс.
Я стараюсь развивать этот аппетит у наших ребят и качество знаний по математике, надеюсь, обязательно повысится.