Просмотр содержимого документа
«Доклад мастер – класс по теме «Формирование читательской грамотности в младшем звене»»
ГУ «Пятигорская средняя школа»
Доклад
мастер – класс по теме
«Формирование читательской грамотности в младшем звене»
Подготовила учитель начальных классов Угатьева Е.М.
Доклад на мастер – класс
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим небольшим опытом, который, надеюсь, вам также пригодится.
(слайд 1)Тема моего выступления «Формирование читательской грамотности в младшем звене». Для начала выясним, что же такое чтение и читательская грамотность? Эльконин говорил, что чтение— это есть озвучивание графических символов. Что же мы видим на деле? Ребенок может прочитать быстро, правильно, выразительно, но, не понимая смысл озвученного.
Психолог Людмила Ясюкова утверждает, что на самом деле озвучивание графических символов - это музыка. А чтение – это осмысленное понимание графических символов.
(слайд 2).Психологи утверждают, что на успеваемость влияют более 40 факторов, одним из самых важных является – скорость осознанного чтения. Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
(слайд 3).В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.
(слайд 4). Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
(слайд 5)Навык чтение имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.
В своей работе для развития навыка чтения у младших школьников я использую определенные упражнения, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.
(слайд 6) Отработка технической стороны чтения
1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут( на всех уроках)
3. Упражнения из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко «Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста» (слайд 7-10)
Все 3 упражнения проводятся коллективно. Читают одновременно все ученики.(Каждый в своём темпе). Читают вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Практически это проводится таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребёнок опять замечает, до какого слова он прочитал. Сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Но более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.
Лучше изменить характер упражнения и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат. Вот для этого предназначено следующее предложение системы Федоренко - Пальченко – чтение в темпе скороговорки.
При чтении в темпе скороговорки не следует нацеливать на выразительность чтения. Нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов.
Окончания слов не должны «проглатываться» детьми, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30секунд. Затем останавливаем детей и начинаем третье упражнение. Теперь они должны читать медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста и переходят на незнакомую часть. Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможности хватит на строчку. Полстрочки. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
5.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.
Недавно я узнала о том, как важно научить детей читать про себя. Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают. В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют.
(слайд 11) Отработка смысловой стороны чтения
Развитие оперативной памяти. (слайд12-13)
Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.
Зрительные диктанты проводятся следующим образом.
В каждом из18 наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения; читать ему становится интереснее, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Работа с текстом ( вопросы по содержанию текста, задания по тексту). (слайд 14.)
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил ,вбежал, отнял.
(слайд 21-23) -Я предлагаю вам пройти тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
Результаты(слайд 24 – 29 )
Планы. (слайд 30)
В дальнейшем я планирую работать над формированием читательской грамотности по плану:
1.Продолжить работу над совершенствованием технической стороны чтения учащихся.
(слайд 31) 2. Систематизировать работу над развитием смыслового чтения ( зрительные диктанты, дополнительные занятия по пособию из серии «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю.» )
(слайд 32)Все вы наверно видели видеоролик в интернете о том, как девочка решала задачу. Это один из жизненных примеров подтверждающий слова
Яна Коменского: «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать».