kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности. Работа с одаренными детьми".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе приведены примеры работы над развитием детской одаренности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности. Работа с одаренными детьми".»

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности

Современный обучающий процесс не отвечает на вопрос, как развить логическое мышление, потому что он не предполагает его развития. Ведь традиционно детей, начиная с детского сада, обучают мыслить в рамках заданной программы: малейшее отклонение от нее моментально наказывается и считается недопустимым, неправильным.

А ведь все учащиеся индивидуальны, значит, и мыслить они умеют по-разному. Тогда почему у одной задачи должно быть только одно правильное решение?

Внутренним психологическим условием индивидуального развития детской одаренности  в рамках ФГОС НОО является высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактора, обеспечивающего развитие одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности.

На протяжении школьного детства большое значение принадлежит проявлению исследовательской позиции в обучении. Она характеризуется:

1) высоким уровнем и широтой поисково-исследовательской активности ребенка, стремлением к самостоятельному «познанию истины»;

2) выраженной склонностью к продолжительным умственным усилиям;

3) позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов познания.

Центральным звеном является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.

       Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

 В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»),  дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.

Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки

   Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей  может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей как мини-исследование, особенно на уроке математики: решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. В кабинете создан банк разноуровневых текстовых задач «Лабиринт»

Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели:

– формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

– развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;

– поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

– развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта

    Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

         Как создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий: умение логически рассуждать,  выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними,  выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поисково­го характера,  осуществлять  поиск и выделяет необходимую

Благодаря целенаправленной работе ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в конкурсах творческих и исследовательских проектов. Интерес к исследовательской деятельности учащихся возрастает, обусловливает становление их исследовательской позиции.

В 2019-2020 году  все учащиеся представили мини-проекты на уровне класса «Мои первые открытия».

Данная работа позволяет достичь метапредметных результатов: приобретение младшими школьниками  опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера, формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику достичь личностных результатов: совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактор, обеспечивающий развитие одаренности.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бирюкова Фарида Махмутовна

Дата: 30.05.2020

Номер свидетельства: 551980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства