kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

      ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы. Результатом применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и учителей, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности социализации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных форм жизни. Поэтому весьма актуальной становится необходимость специального изучения факторов, которые определяют успех социализации и интеграционных процессов у детей с ОВЗ. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»







«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»





Подготовила: С.В.Соловей





ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы. Результатом применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и учителей, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности социализации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных форм жизни. Поэтому весьма актуальной становится необходимость специального изучения факторов, которые определяют успех социализации и интеграционных процессов у детей с ОВЗ. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения. Согласно определению ЮНЕСКО, информационная компьютерная технология обучения – это система образовательно – развивающих процессов в дидактической компьютерной среде. Новые технологии не заменят учителей, учебников или класс, они помогают поставить в центр внимания обучение учащихся, создают новые возможности для развития всей системы образования.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, знакомят с предметным миром и способствуют развитию информационной компетентности. Информационные технологии дают возможность учителю применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду, позволяющую реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы.

Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционных классах неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении и познании нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Наиболее важными причинами необходимости применения компьютера в обучении детей с ОВЗ является:

- организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;

- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;

- расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Коррекционный смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач. Отбор коррекционных задач учитель осуществляет, исходя из следующих принципов:

- отбор учебно-коррекционных задач, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Наиболее приемлемым способом использования компьютера в обучении детей с ОВЗ является применение следующих компьютерных средств:

  • презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в

себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

  • электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочных

информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылок, возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

  • дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений,

раздаточных материалов, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

  • программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов

и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

  • программные системы контроля знаний, к которым относятся

опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

  • обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные

программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное восприятие, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре, с мышкой.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще три функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе коррекционной школы важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно будет способствовать активизации познавательной деятельности и повышению уровня развития социальной активности детей с ОВЗ.

Библиографический список

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соловей Светлана Владимировна

Дата: 24.04.2025

Номер свидетельства: 668988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства