В.Ф. Ефимов представляет технологию адаптивного наведения на понятие в системе «учитель — ученик», которая должна проходить в диалоговом режиме.
По этой технологии учитель в своей деятельности реализует следующую последовательность действий. Им осуществляются:
1) организация «проживания» исторической версии создания (генезис) объекта, представление о котором в онтогенезе формируется у учащихся;
2) определение, выделение признаков, по которым изучаемый объект отделяется -от других; определение существенных признаков объекта;
3) рассмотрение, создание объектов, удовлетворяющих нескольким, но не всем, признакам изучаемого объекта;
4) придумывание версий называния изучаемого объекта, анализ соответствующих слов;
5) выделение среди слов, обозначающих объект, нормы. Предложение ученикам доказать или опровергнуть оптимальность выбора названия (слова) — нормы;
6) рассмотрение или создание сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное название изучаемого объекта.
Урок по теме «Треугольник», построенный с применением технологии адаптивного наведения на понятие (один из вариантов)
Технологические этапы
Описание обучения
1. Формирование субъектного опыта по отношению к объекту, представление о котором формируется
— Вы уже имеете представление об отрезках. Перед вами их модели — полоски. Возьмите две полоски. Какие фигуры можно получить, используя данные полоски? Как их можно расположить, чтобы получить новые фигуры? Попробуйте это сделать. При расположении полосок по прямой и соединении концов двух полосок у учащихся получается «большой» отрезок; при пересечении полосок — «крестики»; при накладывании полосок друг на друга вдоль прямой — «маленький» отрезок; при соединении концов двух полосок, не располагающихся вдоль прямой, — углы. Полученные фигуры обсуждаются, им даются названия. Делается вывод, что из двух полосок (отрезков) можно сконструировать отрезки, «крестики», углы
2. Воссоздание исторической версии появления объекта, представление о котором формируется
— Теперь возьмите три полоски. Какие фигуры из них вы можете получить, по-разному их располагая? Попробуйте сгруппировать эти фигуры.
Учащиеся показывают, учитель на доске вычерчивает.
— Что у нас получилось?
Учитель пока закрывает треугольник. Ученики отвечают, дают названия фигурам — «ломаная», «снежинка», «перечеркнутый угол», «знак неравенства» и т.п.
3. Анализ объекта, выделение признаков, которыми обладает объект, представление о котором формируется
Учитель отмечает, что отрезки ломаной чаще называют звеньями, и открывает треугольник. — Как называется эта фигура? Чем она отличается от остальных? (Все концы отрезков соединены.) Можно эту фигуру назвать ломаной? (Да.) Учитель поясняет, что это замкнутая ломаная, состоящая из трех звеньев
4. Закрепление полученных знаний о счете, количественном значении числа. Опыт накопления эмпирических данных
— Давайте посчитаем, сколько вершин, отрезков, углов получилось в каждой фигуре. Учитель записывает на доске под фигурами, полученными учениками, данные о количестве их углов, сторон и вершин
5. Выделение существенных признаков объекта, представление о котором формируется
— У какой фигуры множество признаков, наиболее примечательных? (У треугольника, у него число сторон, углов и вершин одинаковое.) Давайте сделаем вывод. Почему эта фигура называется треугольником? (У него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.) Попробуем построить фигуру: а) с тремя углами, но которая не будет треугольником; б) с тремя сторонами, но не треугольник.
Ученики пытаются выполнить построения
6. Придумывание версий называния объекта, представление о котором формируется
— Мы выявили существенные признаки треугольника: он имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны. Какой из этих признаков дал название треугольник? (Наличие трех углов.)
7. Придумывание других версий называния объекта
— Используя другие признаки, как можно было бы назвать треугольник? (Трехвершинник, трехсторонник, трехзвенник.)
8. Работа над нормой называния. Обоснование или опровержение ее.
— Почему мы с вами называем треугольник треугольником?
После обсуждения в парах учитель может оказать поддержку, направить мысли учеников.
— Обратите внимание на признаки; в каком из них содержится два других? (В углах есть и вершины, и стороны, поэтому слово треугольник наиболее полно отражает все существенные признаки этой фигуры.)
9. Рассмотрение сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное называние изучаемого объекта. Эффект различия. Данный этап подготавливает детей к пониманию различия между окружностью и кругом
— Давайте подумаем, все ли треугольники одинаковые? Существуют ли фигуры, которые являются треугольниками, но очень отличаются друг от друга? Пример: треугольная рамка и часть плоскости, ограниченная этой рамкой
Осуществление этих действий в обучении гарантирует полноценное «формирование представлений о …».
Покажем развертывание этой технологии на примере формирования представлений о треугольнике (в сравнении с формированием представлений об этой фигуре в традиционном обучении).
– Учитель использует модели треугольника в качестве счетного материала в подготовительный период изучения нумерации чисел, затем в качестве иллюстративного материала при изучении числа 3.
Далее добавляется анализ модели треугольника, выясняется, почему он так называется (у треугольника 3 угла, 3 вершины, 3 стороны), и проводится распознавание треугольников по этим признакам среди геометрических фигур. Выполняются задания вида: среди множества геометрических фигур, представленных для обозрения или скрытых в строении робота, здания и т.п., найти треугольники и не треугольники.
В данном случае в обучении предусматривается формирование мыслительных операций: выделение признаков, анализ — синтез, сравнение. Вопрос о знании поставлен узкопредметно, затем снимается в связи с однозначностью ответа. Пробуждение мыслительной активности не поддержано какой-либо деятельностью, наоборот, подавлено принудительным запоминанием названия объекта. В назывании объекта предложена лишь норма, которая в данном случае усвоена как догма. Ориентация на гуманистическую направленность достаточно слаба, хотя она намечена. Следует отметить, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой гуманизации образования, т.е. построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности учащихся.