Это мое выступление на МО учителей начальных классов по теме "Работа со словами с непроверяемыми написаниями" К выступлению прилагаются три презентации "Контрольный тест" "Словарный диктант" и мастер-класс "Работа со словом МЕДВЕДЬ" Данная работа может быть использована в любом классе по любой системе образования, так как работа со словарными словами есть в любой программе. В самой работе я делаю акцент на необходимость исторического комментария при работе с беспроверочными написаниями и раскрываю подходы к подаче этимологического анализа на разных этапах работы.
10 приложений к выступлению - это готовые материалы, которые учитель может использовать в своей работе.
1). Фрагмент урока на подготовительном этапе.
2). Варианты упражнений, выполняемых детьми на этапе закрепления.
3). Варианты диктантов на этапе контроля и самоконтроля.
4). Результаты словарных диктантов.
5). Примерное распределение слов с непроверяемыми орфограммами по тематическим группам.
Варианты кроссвордов для самостоятельной работы.
6). Линейные кроссворды.
7). Вариант самостоятельной работы «Художник – грамотей»
8). Изографы.
9). Игры со словами «Буквы рассыпались»
10). Этимологические статьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- показать необходимость исторического комментария при работе с беспроверочными написаниями и раскрыть подходы к подаче этимологического анализа на разных этапах работы.
Работа
Москалёвой Татьяны Леонидовны
учителя начальных классов
МБОУ «ПСОШ №1 им. А.С.Пушкина»
г. Подпорожье
Ленинградской области
Содержание.
Актуальность данного вопроса.
Орфографическая грамотность как составная часть
общей языковой культуры.
Проблема ознакомления в начальной школе со словами
с непроверяемыми орфограммами.
а) Общее понятие слов из словаря.
б) Методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми орфограммами.
Этимологический анализ слов.
1) Построение работы знакомства с новым словарным словом на уроке.
2) 4 этапа работы со словом.
3) Значение этимологического анализа при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.
4. Использованная литература.
5. Приложения.
1). Фрагмент урока на подготовительном этапе.
2). Варианты упражнений, выполняемых детьми на этапе закрепления.
3). Варианты диктантов на этапе контроля и самоконтроля.
4). Результаты словарных диктантов.
5). Примерное распределение слов с непроверяемыми орфограммами по тематическим группам.
Варианты кроссвордов для самостоятельной работы.
6). Линейные кроссворды.
7). Вариант самостоятельной работы «Художник – грамотей»
8). Изографы.
9). Игры со словами «Буквы рассыпались»
10). Этимологические статьи.
Орфографическая грамотность учащихся.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу и, как правило, безошибочно определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Д.И.Тихомирова, М.В.Ушакова, Л.К.Назаровой и др., психологов Н.Д.Богоявленского и С.Ф.Жуйкова, последователей В.В.Репкина, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и др.
Тем не менее, есть потребность в практических пособиях по обучению правописанию.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило и его применение. Однако в начальных классах методика обучению правописанию должна опираться не только на правила, но на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом; восприятия речи на слух; на развитие собственной речи; умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфографического навыка; на развитие интонации и выразительного чтения; на понимание состава слова, словообразования, словоизменение, на закономерности функционирования языка.
Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, заметки и прочего. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием, взаимосвязанных между собой, - обучение правописанию на основе:
- соотнесения звука (фонемы) и буквы с учетом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического слуха учащихся;
- запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря;
- применение правил, т.е. решение грамматико-орфографических задач.
Эти линии развиваются в начальных классах параллельно, однако третье направление по мере накопления у учащихся знаний по грамматике постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, семантики, лексики.
Слова с непроверяемыми орфограммами.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма, в первую очередь школа должна обучить детей письму.
Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т.е. алфавита и каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, т.е. усвоение графики. В-третьих, усвоение собственно орфографии – системы действий, осуществляющих выбор правильного написания.
Природу русской орфографии раскрывают с помощью её принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще, а каждого конкретного типа орфографических явлений.
Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии с традицией родного языка (калач, собака, корова), либо сохраняют написание по языку – источнику (касса, магазин). Не определяемые правилами слова многочисленны, в письменной речи учащихся их число достигает нескольких десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, с помощью орфографического словаря.
При изучении таких слов используется традиционный принцип орфографии.
По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствованные слова из других языков. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: ванна – из немецкого, пионер – из французского, компьютер – из английского, некоторые позаимствованы очень давно: декабрь, арбуз, чемодан. Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствования: трактор, лампа.
Многие непроверяемые написания могут быть объяснены на основе языка-источника. Например, аккуратный – от латинского accuratus, буква а в начале слова и две буквы к.
Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть обосновано знанием этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка. Например, платок – от устаревшего слова плат (кусок ткани).
Традиционные написания обычно не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципам, ни правилам русской графики. Но в рамках традиционного принципа есть несколько случаев, противоречащих общей системе графики.
Сохранившееся написание жи – ши с буквой и, ча – ща с буквой а, чу – щу с буквой у, считается традиционным. Но первоклашки уже усвоили, что после твердых согласных надо писать букву ы, а после мягких – буквы я, ю. Не потому ли так часты ошибки в этих написаниях. У детей уже выработался фонематический слух и они руководствуются правилом.
В начальных классах написание этих сочетаний обычно заучивается без какого либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия орфографической системы.
Есть слова, в которых традиция написания может быть подкреплена пониманием морфемного состава слова или способа словообразования. Так, написание сложных числительных, которое младшие школьники запоминают, может быть понято детьми по их образованию: пятьдесят – пять десятков.
Если морфологические написания усваиваются и проверяются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваиваются в большинстве случаев запоминанием и проверяются по словарю.
Актуальность вопроса.
В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.
На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является , на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать.
Актуальность данной проблемы обусловленная недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
В качестве рабочей гипотезы - положение о том, что повышению орфографической грамотности будет способствовать использование этимологического анализа и дополнительного занимательного материала по усвоению написания слов с непроверяемыми гласными в корне.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
а) изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
б) анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта учителей, формирование выводов;
в) изучение практики школы;
г) наблюдение за учебным процессом.
Методика обучению слов с непроверяемыми орфограммами.
Первая группа непроверяемых слов встречается уже в 1 классе. Это написания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эта тема даётся как орфографическое правило, которое запоминается. Напомню, что сочетания гласныхи, а, у с шипящими ж, ч, щ пишутся вопреки произношению и правилам графики. Дети, которые хорошо слышат звуковой состав слов, согласно принципу написанияыпосле твердых согласных и я, юпосле мягких согласных, будут допускать ошибки.
В теории орфографии эти написания объясняют так: звуки [ч] и [щ] в русском языке всегда мягкие, они не имеют твердых аналогов; поэтому написание букв я, ю,обозначающих мягкость, нецелесообразно. В таком объяснении есть своя логика. Но фонематический слух, который мы сами усиленно формируем, противоречит написанию сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Есть два условия усвоения этих орфограмм:
- высокий уровень внимания учащихся, умение заметить в слове эти сочетания, не пропустить их;
- быстрота и точность памяти: необходимо помнить, как пишутся эти сочетания.
В написании сочетаний жи, ши нельзя опираться на фонетику и на живое звучание этих сочетаний. Их проверка должна основываться на противопоставлении: «Звуки [ж] и [ш] мы произносим твердо, после них слышится звук [ы], но писать следует буквуи». С этой целью слоговые таблицы дают в два столбика: где гласные соответствуют твердости согласных и где не соответствуют.
ША
ШО
ШУ
ЖА
ЖО
ЖУ
ШИ
ШЕ
ЖИ
ЖЕ
ШЮ
ЖЮ
Правило о жи, ши пересекается с правилом проверки безударных гласных: желтеют – жилтеют, шептал – шиптал. В этих случаях необходимо применить способ проверки с помошью ударения: жёлтый, шепчет. Школьники должны помнить, что ив сочетаниях жи, ши, противопостовляется только звуку [ы].
Ошибки на написание этих словосочетаний очень устойчивы. Поэтому рекомендуется систематически, раз в две недели, повторять правило и практическое решение задачи.
Во втором классе даются списки слов из словаря, правильное написание которых обязательно, их число определяется программой
(не менее 50).
В обучении письму таких слов применяются следующие методы и приемы:
а) метод языкового анализа ( звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания);
б) зрительное запоминание вместе с кинестетическим – зрительный диктант, списывание, проверка слов по словарику, выделение орфограмм, повторное письмо, составление таблиц и использование плакатов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов.
Домашние животные – собака, лошадь, корова.
Однокоренные слова – работа, рабочий, работать.
Формы слова – учитель, учителя.
Противопоставления – учитель, ученик.
Сравнение по значению – деревня, город.
г) сопоставление зрительного и слухового образа слов (слуховые диктанты). В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный и записывает.
е) составление предложений с трудными словами (включение их в изложения, сочинения, устные рассказы и другие формы речи);
ж) занимательные формы работы.
Этимологический анализ как методический прием при работе с непроверяемыми написаниями.
Непроверяемые написания – самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах непроверяемые или труднопроверяемые слова, обычно заучиваются без какого – либо объяснения, что, конечно не может наносить ущерба формированию у детей понятия «орфографическая система». Совершенно очевидно, что ученика может скорее заинтересовать в слове не форма, а содержание. Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии, так как интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность учащихся.
Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка – источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок – от «мех»; столица - от «стол»; дорога, сорока, ворона – содержат полногласие -оро- , в котором не бывает буквы а и т.д.
Применение исторического комментария убеждает младших школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на её положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии становится на научную основу.
Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе, запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке. Или во внеязыковой действительности: восток пишется с о, потому что там солнышко восходит.
Однако часто эти опоры бывают ложными:
Мидведь, его ещё Мишей называют. Мишенькой.
Каньки – пишу а. потому что мы на них на катке катаемся, катится.
Этимологический анализ (Этимологическая справка) является здесь средством, повышающим осмысленность, правильность и прочность запоминания «словарных» слов. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящий из малых частей. Слово малина образовано от слова малый (маленький).
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Сапог – по внешнему виду его верхняя часть похожа на трубу. Не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоход, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному. Стакан – слово, заимствованно из тюркского языка. Первоначально достокань стокан означало «маленькая деревянная миска». Поэтому, я считаю, что в первом классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами. Обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Найти опору для запоминания их современного графического облика. В преобладающем большинстве это слова с непроверяемыми написаниями в историческом корне (берёза, пенал, деревня), а также ряд слов с орфограммой в исторической приставке или суффиксе (народ, ягода, завод).
Словарная статья.
Словарная статья состоит из нескольких частей:
Называется заголовочное слово статьи. Оно выделено большими буквами. Дается толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.
Сама этимологическая справка, в которой сообщается язык – источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключается в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.
Потом надо привести образец краткой записи этимологической справки в словарик или в тетрадь школьника. Запись строится по такой схеме:
- изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);
- производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты);
- первоначальное значение слова (заключено в кавычки);
- завершает текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение слова.
Построение работы знакомства с новым словом на уроке.
Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выявления орфограммы.
Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях, в словарях учащихся.
Подбор однокоренных слов.
Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.
Комментированная запись с использованием этимологии для объяснения написания.
Фрагмент урока.
Знакомство со словом медведь.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги мимо сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
(вывешивается картинка и карточка)
- Что вы знаете о медведе?
Где он живет?
Чем питается?
Почему медведя считают лакомкой?
- Прочитайте это слово по слогам.
Сколько слогов?
Какой слог ударный? Произнесите с ударением.
Назовите гласную в слабой позиции.
- Запомните: в слове медведь в первом слоге мы пишем безударный гласный е
(слово орфографически проговаривается и записывается)
- Как вы думаете, почему его так назвали – медведь?
(Медведя так назвали, потому что он знает, как добыть мед)
Медве´дь – мёд, ведающий – «знающий, где есть мёд».
- Вот теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е
в первом слоге. Нам помогло слово мёд.
Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов. (По А.Н.Кохичко)
Подготовительный этап.
Цель:вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями.
Задачи:
Познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение.
Научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова.
Приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип и класс.
Необходимость формирования данного умения обуславливается тем, что в процессе становления навыка правописания учащиеся должны оперативно и правильно указать орфограмму.
Познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову. [Cм. приложение 1]
Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов.
Ориентировочный этап.
Цель: знакомство учащихся со структурой орфографического действия.
Другими словами можно сказать, что на этом этапе дети вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель формулируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью – правильность и осознанность его написания.
Фрагмент урока на ориентировочном этапе.
Работа над словом огурец.
- Вспомните, что нового узнали о слове?
(слово огуре´ц произошло от о'гур – «незрелый», огурцы едят незрелыми, зелеными, пока они не пожелтели, не поспели окончательно)
- Какая особенность в слове о'гур? Определите ударный звук.
- Как напишете слово огуре'ц?
(с безударной гласной о)
- Почему? Докажите.
(слово огуре'ц можно проверить словом о'гур – «незрелый, неспелый»)
Для второклассников объяснение будет звучать так: безударный гласный о в слове огуре'ц можно проверить родственным словом о'гур.
Закрепительный этап.
Цель: посредством применения различных упражнений выработка таких качеств орфографического навыка, как сознательность и правильность.
Сознательность проявляется в обоснованности выполняемой структуры действия, в установлении связей между операциями, составляющими данное действие.
Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, т.е. правильности написания непроверяемого слова.
На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописания или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизо´нт школьник допускает ошибку в написании о. Учитель напоминает опорное слово – написание о´роз, означающее на греческом языке «предел». Если же допускается ошибка в написании и, то напоминается опорное написание ори´зо – «ограничить».
Упражнения, выполняемые учащимися на закрепительном этапе, направлены в первую очередь на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка. Также эти упражнения способствуют развитию речи для активизации и обогащения словарного запаса младших школьников, выработки умения в области словообразования и взаимоизменения, связной речи и культуры речи.
На этапе закрепления можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые развивали бы ум, активизировали воображение, и фантазию детей.
Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок. При составлении таких загадок используется метод сравнения и сопоставления. Для этого необходимо выделить наиболее важные существенные отличия предмета или явления от других предметов или явлений по цвету, по форме, по размеру, по составу, по запаху, вкусу, звуковым особенностям.
Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является хищником). Знакомимся с этимологией этого слова.
Стрекоза. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек – характерного треска крыльев при полёте стрекозы.
Стрекоза – стрек – стрекотунья.
Выписываем в левый столбик все характерные особенности стрекозы. В правый столбик записываем названия предметов, которые похожина стрекозу или совершают сходные действия.
Какая? На кого похожа?
Что делает? Кто делает также?
Большеглазая лягушка, рыба, …
Летает птица, жук, …
Стрекочет сверчок, сорока, …
Ловит насекомых дятел, ёжик, …
Между столбиками вставляем слова как, или, а ,не, или, но, не.
Получаем несколько загадок о стрекозе, из которых позже можно выбрать лучшую.
а) Большеглазая, а не лягушка,
Летает, но не птица,
Стрекочет, а не сверчок,
Ловит насекомых, но не паучок.
б) Как рыба, большеока,
Летает, а не жук,
Стрекочет, как сорока,
Как ёжик, ловит мух.
Варианты загадок могут быть и более сложными.
Например, мы заучиваем слово малина. При работе над этим словом мы после знакомства с его этимологией, выяснили, что это растение было названо по зернистому строению плодов .состоящих из большого количества маленьких частичек. Что бы составить загадку ,можно взять только эту характеристику.
Малина – малый – маленький
В первый столбик записываем названия растений, плоды которых имеют схожую зернистую структуру. Во второй столбик записываем отличия малины от растений, которые записали в первый столбик.
На что похожа? Чем не похожа?
Ежевика красная
Костяника растёт кустарником
Морошка на болоте не растёт
Гранат без кожуры
Перед первым столбиком поставим слово как, а между столбиками, но или а. Вариантов загадок может быть много ,т.к. отличий малины от других растений может быть гораздо больше. Получится примерно вот такая загадка:
Как ежевика, но красная,
Как костяника, но кустарник,
Как морошка, но не растет на болоте,
Как гранат, но без кожуры.
Упражнения с применением этимологического анализа нужно разнообразить. Это зависит от конкретного справочного материала. Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова были уже однажды проанализированы ,если сложность самих слов соответствует уровню развития данного класса.
Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное осмысленное повторение одних и тех же этимологий, что необходимо, если учащиеся продолжают ошибаться в изученных словах. Преимущество такого повторения состоит в том, что каждый раз в работу вносятся элементы нового и добавляются в уже известное детям. И поэтому не может наскучить младшим школьникам. [Смотри приложение 2]
Так же необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка. Во-первых, навык формируется в речевой деятельности (в её письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ. Во-вторых, сформированность навыка проявляется в том случае. Когда написание изученной орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе я провожу диктанты всех видов. возможно проведение изложений и сочинений и, конечно, игр из занимательной грамматики. [Смотри приложение3, 6 ]
Целесообразно проводить текущие проверочные работы не реже двух раз в месяц. Контрольный диктант – в конце четверти и в конце каждого учебного года.
Нормативы.
Для организации такой работы я использую действующие нормативы.
Объёмы словарных диктантов:
2 класс – 8 – 10 слов;
3 класс – 10 – 12 слов;
4 класс - 12 – 15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» ставится за работу, если допущена одна ошибка, либо одно – два исправления.
Оценка «3» ставится, если допущены две ошибки, есть исправления.
Оценка «2» ставится, если допущены три и более ошибки.
Текущие проверочные работы можно проводить и в нестандартной форме: кроссворды, ребусы, анаграммы и другие варианты.
Виды диктантов и проверочных работ на этапе контроля и самоконтроля.
Зрительные:
- списывание слов с «окошечками»
- картинный
- работа по перфокартам
- запись родственных слов
- запись слов с иностранными элементами
- запись синонимов и антонимов
- работа над многозначными словами
- составление и запись словосочетаний
- работа над деформированными словами
- работа над ребусами
- работа с кроссвордами
- использование пословиц
- анаграммы
- запись предложения по схеме
- запись предложения по опорным словам
- дописывание орфографических таблиц
- выборочные
- использование словаря, учебника
- этимологический анализ слова
- воспроизведение слов в таблицах
- группировка по признакам.
Слуховые:
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- кратковременный
- с использованием
описательных оборотов
- с использованием загадок
- запись родственных слов
- запись синонимов и антонимов
- запись слов
по смысловому признаку
- запись слов
по характерным признакам
- группировка и запись
по фонетическим признакам
- группировка и запись
по орфографическим признакам
- группировка и запись
по морфологическим признакам
История методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительности и ценности этого методического приёма как средства обучения орфографии.
- оказывает положительное влияние на правописание непроверяемых слов
- расширяет кругозор
- вызывает интерес и любовь к слову, родному языку
- развивает творческое воображение
- пополняет и совершенствует словарный запас учащихся
- приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка
- учит работать со словарями разного вида
- улучшает орфографическую зоркость
При всём при этом следует руководствоваться общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания «словарные слова» должны включаться в практику учащихся на уроке не менее восьми раз, а по мере совершенствования навыка необходимо неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя их задачи.
Используемая литература.
Журналы:
Арямова О.С., Мали О.Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написаниями / Начальная школа, 1992, № 2.
Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе / Начальная школа, 1998, №3, стр. 39.
Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря» / Начальная школа, 1990, № 11, стр. 17.
Кожина Л. Работа над словарём трудных слов / Начальная школа (газета), 2001, № 36, стр. 5.
Кохичко А.Е. Этимологический анализ / Начальная школа, 1998, № 1. стр.55.
Хованская В. Занимательный словарь / Начальная школа (газета), 2000, № 4, стр.5.
Методическая литература:
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. Методические указания ко всем темам программ по русскому языку / Тула: «Родничок», М.: «Астрель» АСТ, 2001.
Нестеренко А.А. Страна загадок. Методика использования загадок. / ТРИЗ, 1992, № 3,4, стр.36.
Росланова О.В. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах. / Волгоград: «Учитель»,2006.
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах./ М.: Просвещение, 1991.
Попробуйте объяснить, какое из данных значений слов более древнее (1 ур.)
Земляная воронка или стеклянная воронка
Детский доктор или доктор наук
Лагерь туристов или военный лагерь
Можно ли так говорить: (1 – 2 ур.)
Старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция?
Подумайте, есть ли разница в употреблении данных слов: (все)
Ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат?
Проверь себя по словарю.
Объясни разницу в значении слов (3 ур.)
Невежа и невежда, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
Зная происхождение слов из первого столбика, объясните, почему можно сочетая, казалось бы несочетающиеся слова, говорить:
Бутерброд бутерброд с маслом
Ворона белая ворона
Лисица черно-бурая лисица
Апельсин оранжевый апельсин
Чернила синие чернила
Зная происхождение данных слов, подберите к ним слова, близкие по значению (все)
Аккуратный, долина, гигант, багряный, невежда.
Приложение 3.
Варианты диктантов на этапе контроля и самоконтроля (1 – 2 классы)
Ученик купил тетрадь.
В пенале лежит карандаш.
В шкафу висит пальто.
Ворона каркает.
Воробей прыгает у речки.
Медведь живёт в лесу.
Лисица любит кур.
На пенёк прыгнул заяц.
Петух кричит по утрам.
Корова даёт молоко.
Дом собака сторожит.
В нашем классе дружные ребята.
Учитель учит учеников.
Дежурный мыл доску.
Яблони стояли все в цвету.
Был маленький зайчик пугливым и робким, лягушки боялся и божьей коровки.
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
Воробьи клюют сочные ягоды.
В воскресенье мы едем на новую квартиру.
Стаканы, тарелки и другую посуду завернули в газеты и положили в ящик.
В календаре дежурные отмечают погоду каждый день.
Сапоги и пальто можно купить в магазине.
Зимой снег засыпает низкие деревца и этим спасает их от лютых морозов и сильных ветров.
Корова, лошадь и собака стали спорить, кого из них хозяин больше любит.
Учительница с учениками отправилась на экскурсию в овраг.
Ребята убирают класс.
В живом уголке есть ворона, воробей, заяц и ёжик.
Молоток, топор, лопата – инструменты.
Я люблю помидоры и огурцы.
В огороде зреет богатый урожай овощей.
Урок.
Звонок. Дежурный закрыл дверь. В класс идёт учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и карандаши. Дети рисуют.
Огород на окнах.
В классе на окнах целый огород. В ящиках мы посадили горох, огурцы,морковь. Скоро появились первые всходы. За окном мороз, иней на ветках, а в нашем классе уже весна. Наша работа не прошла даром.
Школьный сад.
Пять лет назад ученики нашей школы посадили яблони. Теперь за школой сад. Летом ребята собрали хороший урожай яблок. У школы огород. Дети там сажают овощи: помидоры, огурцы, капусту.
Прощание с осенью.
Конец ноября – самое печальное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. В такую погоду хорошо сидеть дома. Греться у огня и думать о лете.
Маленькая родина.
У каждого человека есть своя маленькая родина. Это место, где он родился: город, деревня, село. А свой адрес каждый знает с рождения: улица, дом, квартира.
Огород.
У нас хороший огород. Там растут разные овощи.
Приложение 4.
Результаты словарных диктантов в 4 классе Б (1 – 4)
7, 8 неделя (15.10 – 19.10, 22.10 – 26.10)
Слова тематической группы вводились без этимологического анализа.
Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич медвежонка. Всю дорогу до деревни он нес малыша в куртке.
Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли вылез толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусным.
Охотник погрозил зверю пальцем. Медвежонок спрятался за диван и заворчал.
Писало диктант
21 уч.
100%
Количество слов с непроверяемыми орфограммами
13
Количество учащихся, допустивших ошибки в этих словах
4 уч.
19%
Общее количество ошибок в этих словах
5 ош.
23,8%
Приложение 5.
Примерное распределение слов с непроверяемой орфограммой по тематическим группам.
- чтение слов, составленных из букв разного шрифта. Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают головы на сложенные руки и вспоминают с закрытыми глазами только что прочитанные слова. Потом слова можно записать.
Приложение 10.
Некоторые виды этимологических статей для использования на уроках.
Приведу перечень непроверяемых слов, к которым дали этимологические справки.
Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней («деревня» – «дерево» – место, отчищенное от деревьев).
Завод - образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за- («завод» – «заводить» – место, где что-либо заводят, разводят).
Урожай – восточно-славянское. Образованно от слова «род», которое обозначало происхождение, поколение, семья.
Берёза – у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый.
Земляника – связанно с понятием земля. У поляков поземка.
Капуста – что общего может быть у слов капуста и капитан? Оба слова начинаются на кап. Слово капитан произошло от латинского «капут» - голова. Капуста - очень древнее слово, которое появилось в русском языке раньше капитана и было образованно от слова «капут» - голова.
Малина – существует две версии. Одни считают, что название связанно с цветом, а другие обращают внимание на форму, т.к. ягода состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой.
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона – прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».
Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.
Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.
Месяц – готское «мена» – означало месяц. Люди измеряли время по фазам луны. Сравни латинское «мензис» – месяц и «мензура» – мера.
Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
Завтрак – древнерусское заутрокъ.
Картина – с эпохи Петра I. Итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» – бумага.
Коньки – изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки – «маленькие кони» (коньки – конь)
Погода – общеславянское. Образованно с помощью приставки по- от исчезнувшего года (сравни год, первичное значение – «хорошая погода»).
Товарищ – заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».
Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса -оръ- от слова «топати» – рубить, топать.
Здравствуй – образованно от «здравствовать». При встрече люди желают друг другу здоровья.
Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Хоккей – Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хокет» – палка, точнее «пастуший посох с крюком».
Соловей – общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.
Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.
Тетрадь – древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образованно от «tetrados» – четвертая часть листа или «tetro» – сложенный в четверо. Дело в том, что раньше тетради имели четыре листа: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали и сшивали посередине – тетрадь готова!
Карандаш – по происхождению не русское. -кара- «чёрный» -даш- «камень».
Корова – от латинского «кор» – рог. Т.е. «корова» – рогатая, имеющая рога.
Лопата – раньше существовало слово «лопа», то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» – похожая на лопасть.
Москва – город по названию реки, которая в свою очередь образовалась от «моцка» – небольшой водоем. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую впадает или с Волгой, протекающей рядом.
Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
Сорока – имя получила от исходного сорка, передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.
Квартира – слово образованно от латинского «квартариус» - четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.
Народ – слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Исторически выделялась приставка на-. Родственные слова: родня, родители, родной и др.
Обед – исторически выделялась приставка об- (об- + -ед- – время для еды).
Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса» - осина. С помощью суффикса -ин-.
Солдат – заимствовано из немецкого «soldat», но восходит к итальянскому «soldo» – монета, деньги, жалованье. Т.е. буквально «получающий жалованье».
Ягода – образовалось от «яг» – щёчки и с помощью суффикса -од- ягоды называли так, потому что похожи щёчки: по цвету – яркие, румяные, красные; по форме – круглые.
Берег – образовалось от слова «брег» - гора.
Беседа – в древнерусском языке было слово «безъ» - вне, снаружи и «съда» - сидение; «беседка» это скамейка вне дома.
Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл», т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.
Овца – наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».