Введение В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка. Проблема исследования формулируется следующим образом: - Как организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа? В соответствии с данной проблемой цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах Предметом исследования является процесс организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа Гипотеза - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе будет проходить более эффективно, если в её основе будет лежать этимологический анализ. При этом необходимо, чтобы: учитель осознавал значимость этимологического анализа для запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми орфограммами; учитель проводил словарно-орфографическую работу на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников; учитель систематически использовал этимологический анализ как методический приём словарно-орфографической работы. Задачи исследования: рассмотреть понятия словарно-орфографической работы, этимологии и этимологического анализа; описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах; теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа; проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы; экспериментальным путём определить уровень орфографической грамотности младших школьников в словах с непроверяемыми орфограммами; разработать систему словарно-орфографической работы в начальной школе на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников; экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы; анализ действующих учебников по русскому языку для начальных классов; наблюдение за организацией словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе; проверочный диктант с последующим анализом ошибок в правописании слов с непроверяемыми орфограммами; обучающий эксперимент. Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ". Основной приём, используемый для механического запоминания написания слова, - это опора на комплекс анализаторов. Лёвушкина О.Н. в своей диссертации приводит высказывание Вахтерова В.П., который ещё в 1901 году отмечал эффективность такого подхода к организации словарно-орфографической работы: "Если в моей памяти запечатлено произношение слова,… если я хорошо помню зрительный образ слова и его физиономию, так сказать; если моя рука привыкла его писать так, как надо; если я никогда не писал сам и не видал данного слова написанным неправильно, - то правописание слова в огромном большинстве случаев будет вполне обеспечено, если бы я даже совершенно не имел понятия о грамматике…" Всего для изучения слов с непроверяемым написанием безударной гласной в начальной школе предлагается около 150. Количество может быть больше или меньше на несколько слов в зависимости от программы. Учителя по своему усмотрению добавляют ещё слова, которые встречаются детям в текстах диктантов или в упражнениях. Я использую такой способ изучения словарных слов, как группировка. Словарные слова составляю по включению в сюжет: пуговица, портниха, костюм, одежда, пальто. С группой слов дети работают в течение недели: 1 день – знакомство и запись в словарики, 2 день – образование и запись родственных слов или форм слова, 3 день – творческая работа (составление предложений, разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов и т.д.), 4 день – проверочная работа (запись под диктовку). В 1 классе дети изучают словарные слова, по мере встречи с ними в упражнениях. Дальнейшее закрепление проходит во втором классе, где эти слова включены в группу слов, связанных между собой тематикой. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ГРУППАМ Ребята, девочка, мальчик, фамилия. Ученик, учитель, класс, дежурный. Город, деревня, Астана, Алматы, Родина, Казахстан, Россия. Карандаш, пенал, тетрадь, альбом, резинка, каллиграфия. Воробей, ворона, сорока, петух, ласточка, жаворонок, дятел. Корова, собака, щенок, баран. Машина, работа, завод, фабрика. Мороз, ветер, солнце, хорошо. Заяц, лисица, медведь, крокодил. Одежда, пальто, платок, варежки, Мебель, предмет, порядок, красиво. Посуда, стакан, тарелка, сковорода, кастрюля, пиала. Молоко, сахар, салат, арбуз. Капуста, морковь, горох, ягода. Вопрос, диктант, изложение, русский, язык. Народ, товарищ, человек, здравствуй, спасибо. Берёза, каштан, рябина, урожай. Быстро, весело, коньки, каток, лопата. Скоро, суббота, шёл, экран. Ботинки, сапоги, валенки. А) Обозначьте ударение, выделите слоги. Б) Подберите проверочные слова к проверяемым гласным. В) Выделите орфограммы, которые следует запомнить. Г) Проговорите слова так, как они пишутся. Д) Почему эти слова объединены в одну группу? Придумайте рисунок на месте букв, которые нужно запомнить. В третьем классе задания усложняются: К четвёртому классу подготовлю методическое пособие, которое будет предназначено для организации повседневной работы над трудными словами. В нём будут представлены слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, которые изучаются и должны быть усвоены учащимися 4 класса. Слова будут разделены на тематические группы. Всего 16 групп. Работа с одной тематической группой будет проводиться несколько уроков и включать следующие разделы: Орфографический разбор слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Работа с орфографическим, толковым словарями. Ответы на вопросы. Выделение словосочетаний. Подбор однокоренных слов по схеме. Определение их по значениям. Составление звуковых, графических ассоциаций. Выполнение рисунка на месте орфограммы, которую нужно запомнить. Подбор синонимов, антонимов, пословиц, загадок, фразеологизмов. Специальный раздел «Проверь себя». Составление кроссвордов со словами одной тематической группы. В пособии будут представлены различные формы работы, это индивидуальная, работа в паре, групповая, фронтальная. Я считаю, что такое пособие облегчит работу мне, учащимся и их родителям. Тем более, что подготовительная работа ведётся со 2 класса. ТЕМА «ЗЕМЛЯ» 1. Выполните орфографический разбор. (Работа в парах). Огород Хозяйство Батон - Почему эти слова объединены в одну группу? 2. Прочитайте. Там, где нет справки из словаря, объясните значение или историю слова сами. Сравните со словарём и запишите. (Т.С.) Огород - ____________________________________________________________________ (Т.С.) Хозяйство - __________________________________________________________________ (Т.С.) Батон - ______________________________________________________________________ 3.Запишите предложения с этими словами:___________________________________________ 4. Подберите однокоренные слова. Огород - __________________________________________________________________________ Хозяйство - _______________________________________________________________________ 5. Вставь пропущенные орфограммы. ..г..род, х..зяйств.., б..тон. 6. Вспомни и запиши пословицы и поговорки со словами «огород» и «хозяйство». ___________________________________________________________________________________ Формой контроля сформированности умений писать "словарные" слова являются диктанты. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М. В. обобщили и систематизировали материал по работе над "словарными" словами, и составили схему-классификацию словарных диктантов. Все словарные диктанты классифицированы: а) по форме работы (простые и творческие); б) по виду восприятия (слуховые и зрительные). Эта схема полезна учителям, т.к. она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более эффективной. Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный, картинный, кратковременный, с использованием загадок, с подбором синонимов и антонимов, по перфокартам, хорошо известна учителям. Наиболее интересными для детей, а следовательно наиболее эффективными являются такие виды словарных диктантов: из простых зрительных – по загадкам, по перфокартам, картинный; из простых слуховых – по загадкам, по описательному обороту; из творческих зрительных – запись по алфавиту, работа над деформированными словами, использование ребусов, кроссвордов, по пословицам и т.д.; из творческих слуховых – группировка по орфографическим признакам. СХЕМА - КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ. ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ │ -предупредительный │ │ -предупредительный │ │ -объяснительный │ │ -объяснительный │ │ - выборочный │ │ -выборочный │ │ -по памяти │ │ -картинный │ │ -по загадкам │ │ -кратковременный │ │ -по описательному обороту │ │ -по памяти │ │ -с использованием сигналь- │ │ -по загадкам │ │ ных карточек. │ │ -по описательному обороту│ └─────────────┬──────────────┘ │ -по перфокартам │ │ │ -с использованием сиг- │ │ │ нальных карточек │ │ │ -с пропущенными буквами │ │ └───────────────┬──────────┘ │ │ │ │ ┌──────┴────┐ ┌────┴───────┐ │ слуховые │ │ зрительные │ └──────┬────┘ └────┬───────┘ │ │ ┌──────┴────────────────────────────────┴──────────┐ │ простые │ └──────────────────────────┬───────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐ │ словарные диктанты │ └──────────────────────────┬───────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────┴───────────────────────┐ │ творческие │ └──────┬────────────────────────────────────┬──────┘ │ │ ┌──────┴───┐ ┌─────┴──────┐ │ слуховые │ │ зрительные │ └─────┬────┘ └─────┬──────┘ │ │ ┌────────────┴──────────────┐ ┌───────────────────┴───────┐ │-группировка по орфографи- │ │-группировка по орфографи- │ │ ческим признакам. │ │ ческим признакам. │ │-подбор родственных слов. │ │-подбор родственных слов. │ │-подбор слов с общим приз- │ │-подбор слов с общим при- │ │ наком. │ │ знаком. │ │-подбор синонимов,антонимов│ │-подбор синонимов, анто- │ │-запись цепочкой слов. │ │ нимов. │ └───────────────────────────┘ │-запись цепочкой слов. │ │-запись по алфавиту. │ │-запись с исправлением │ │ ошибок. │ │-работа с деформированными │ │ словами. │ │-запись слов с аналогичной │ │ орфограммой. │ │-составление словосочета- │ │ ний. │ │-использование ребусов. │ │-использование школьного │ │ словаря │ │-использование кроссвордов │ │-по пословицам. │ │-по перфокартам. │ │-составление рассказа │ │ по опорным словам. │ │-работа с деформирован- │ │ ным текстом. │ └───────────────────────────┘ При анализе научно-методической литературы и работы в школе, я пришла к выводу, что владею разнообразными наглядными пособиями, занимательным материалом. Однако, констатирующий эксперимент показал, что на уроках письма не всегда остается время для творческой работы, для разнообразия использования методов, активизирующих деятельность учащихся. Это определило актуальность моей работы и выбор ее темы. Чтобы достичь поставленной в работе цели – рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков я решила следующие задачи: Изучила школьную программу, учебники по русскому языку и пришли к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала. Выявила основы и принципы методики формирования орфографических навыков. Указала на трудности, появляющиеся у учащихся при усвоении слов с непроверяемыми написаниями. Провела констатирующий эксперимент, на основе анализа которого, сделала вывод о недостаточно эффективной методике работы над словами с непроверяемыми написаниями. Исходя из вышеизложенного разработала свои методические рекомендации по формированию орфографических навыков. Практические рекомендации заключаются в следующем: разделение работы над словами с непроверяемыми написаниями на группы; использование занимательного материала и творческой деятельности учащихся для работы с непроверяемыми написаниями; обращение внимания на возможности, интересы учащихся; слова с непроверяемыми написаниями должны усваиваться не изолированно, а в контексте. "В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный". Руководствуясь этими факторами, Кохичко А.Н. предлагает использовать следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями: 1. Задания для работы со словарём. Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К. Выписать слова с Ь в середине слова. 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, диван, газета, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава. Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а , в другой - с безударной гласной о и т.д. 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент. Составьте предложения с данными словами. 4. Выборочный диктант. Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. 5. Диктант по картинке. На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради. 6. Диктант по памяти. Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях. 7. Диктант с комментарием. Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают. 8. Диктант с использованием загадок. Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются "трудные" слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой "Словарные слова" . Примеры загадок из этой книги: Рисовал я на бумаге Ручейки, леса, овраги… Оттого что рисовал, Я поменьше ростом стал. (Карандаш). От него - здоровье, сила И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко). 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор". 10. Творческие задания. Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо". "Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов: 1. Внимательно прочитайте слово про себя и вслух; 2. Справьтесь о значении слова, если не знаете его; 3. Прочитайте слово по слогам и запишите его; 4. Подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить; 5. Проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам; 6. Подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза…" Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н. Кохичко. В своей работе "Этимология в помощь орфографии" он демонстрирует следующие приёмы для запоминания графического облика отдельных слов: гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина) Стихотворные строки, вида: Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали "Петя" - Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мёд. Г.Е. Окулова приводит предложения из старинных учебников русского языка, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми написаниями: КОСтя пришёл в КОСтюме, а Павел пришёл в Пальто. Большая роль отводится использованию этимологического анализа в словарно-орфографической работе Е.И. Никитиной. "Этимологический анализ на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс, а это во всех отношениях и намного ценнее механического запоминания" . Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся; приёмами запоминания орфографии слова являются: 1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание, 2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций, 3) подбор однокоренных сложносокращённых слов, 4) этимологический анализ; основным приёмом, опирающимся на сознание, а не на механическое запоминание является этимологический анализ слова. "Наука "этимология" (от греч. "etymon" - "истина" и "logos" - "слово, учение") занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие. Предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего периода. Относительно просто на основе достижений сравнительно-исторического языкознания проследить историю звукового и морфологического состава слова. Что касается смысловой эволюции, то её часто бывает очень трудно объяснить. Учёные установили, что русское слово река связано с древним корнем, передававшим идею движения (оно родственно словам рой, реять, ринуться ). Признак, который лёг в основу названия постепенно утрачивает свою образность, "затемняется". Никто уже не помнит, что слово лебедь скрывает в себе представление о белизне и что слово голубь с исторической точки зрения родственно слову жёлтый . Таким образом, объектом этимологии являются главным образом так называемые "тёмные" слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Затемнение этой связи (деэтимологизация) - следствие исторических изменений формы и значения слов, а также лексических и грамматических систем языка". Выяснить исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные связи нам помогает этимологический анализ. Как замечал Н.М. Шанский: этимологический анализ выявляет "лингвистические "метрики" слова, указывающие время и место появления его на свет, его "родных и родителей", его первоначальную форму и значение". Основным методическим приёмом проведения словарно-орфографической работы в начальной школе является заучивание слов с непроверяемыми написаниями. Однако большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка - источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица - от стол ; дорога , корова , мороз - содержат полногласие -оро -, в котором не бывает буквы а и т.д. Какие бы удивительные и разнообразные изменения не происходили с русским словом с течением времени: изменение звучания, морфемного состава слова и даже лексического значения, буквенное обличие слова обычно сохраняется почти неизменным. Ещё знаменитый русский педагог В.П. Шереметевский говорил: "Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его" . Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, находящимися во взаимосвязи, А.Н. Кохичко выделяет 4 этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых слов. 1. Подготовительный этап. Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи: познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение; научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова; приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её класс и тип. Необходимость формирования указанного умения обуславливается тем, что в процессе становления навыка правописания учащиеся должны оперативно и правильно указать орфограмму; познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову. Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых слов. 2. Ориентировочный этап. На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью - правильность и осознанность его написания. 3. Закрепительный этап. На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. Сознательность проявляется в обоснованности выполняемой структуры действия, в установлении связей между операциями, составляющими данное действие. Правильность как качество навыка выражается в характеристике используемых знаний, то есть правильность написания непроверяемого слова. На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допускает ошибку в написании о . Учитель напоминает опорное написание ороз , означающее на греческом языке "предел". Если же допускается ошибка в написании и , то напоминается опорное написание оризо - "ограничиваю". Упражнения, выполняемые учащимися на закрепительном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений, составляющих базу орфографического навыка, а также на развитие речи для активизации и обогащения словаря младших школьников, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи, культуры речи. 4. Этап контроля и самоконтроля. Необходимость этого этапа обусловлена самой сущностью этимологического навыка: во-первых, навык формируется в речевой деятельности (её письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ. Во-вторых, сформированность навыка проявляется в тех случаях, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач". О.Н. Лёвушкина приводит в диссертации приёмы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами на основе этимологического анализа, сформулированные П.Л. Покровским: "1) Сопоставление слов, в которых трудно распознать этимологически родственные основы. Во многих случаях эти проверочные слова учащимся известны, однако они не опираются на них: акварель - аквариум, балкон - балка, брошюра - брошь. Сравнивая анализируемое слово с историческим родственником, учитель обязательно должен показать, что это действительно родственная лексика. Сопоставление трудного слова непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому оно восходит. К этому приёму мы прибегаем в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник: беседа, величина, витрина . Разбор, во время которого учащиеся наблюдают исторически последовательное развитие слова…: искусство - искус - искусить - кусити (ст. - сл. кусити - "пытать"). Сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. … Например: багрянен, багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову багрь. Сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами того иностранного языка, который ученик изучает… Особый эффект наблюдается в том случае, когда ударение в русском слове не совпадает с ударением в сравниваемых языках". Н.А. Подшибякина исследовательским путём установила, что определённая последовательность в использовании этимологии на уроках русского языка (от слов с прозрачной к словам с затемнённой этимологией) позволяет осуществлять дифференцированный подход к усвоению учащимися значения слова. "Первоначальная работа со словами, имеющими простую этимологию, позволяет сформировать у учеников, допускающих большое количество орфографических ошибок, способность видеть признак, лежащий в основе названия слова, развивать умение проводить смысловой анализ слова. Имея эту базу, такие дети хорошо воспринимают в дальнейшем и затемнённые, и дальние этимологии" (18, с.24). При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. В связи с этим большое значение имеет соблюдение принципа доступности. Этот принцип требует умелого использования научных этимологий. Так, объяснение слов сапог (от сопеть), корабль ( из греч. karabos - "корабль ") и др. с помощью этого приёма может породить ошибки. В подобных случаях лучше воздерживаться от исторического анализа. Кроме того, необходимо пользоваться исключительно достоверными фактами, так как ложная этимология, то есть переделка и переосмысление слов без учёта реальных фактов их происхождения, может также стать причиной орфографических ошибок. Нельзя одновременно на одном уроке давать более 6-8 этимологических справок (пусть даже самых простых и занимательных), справки должны быть максимально краткими и необходимо воздержаться от этимологического анализа в тех случаях, когда он может натолкнуть учащегося на орфографические или семантические ошибки" . Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов. Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания. К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Основное направление преподавания языка, несомненно, задают учебники русского языка. Отрицательной стороной учебников можно считать наименьшее количество упражнений, в которых задействованы непроверяемые слова. Не присутствуют загадки, содержащие слова с непроверяемыми написаниями, кроссворды, помогающие запомнить различные орфограммы, не используются мнемонические приёмы. В учебнике не содержится большое количество хороших текстов для закрепления правописания "трудных" слов. Среди них нет таких, которые побуждают детей задуматься об этимологии слов: "Почему в Москве площадь Красная? Когда-то на Руси словом "красный" называли не только цвет. Красный означало также красивый, славный, самый дорогой. Главный вход назывался красным крыльцом. Самоё почётное место в доме - красным углом. Но таких текстов очень мало. В учебнике нет опоры на этимологические справки к "трудным" словам. Учителя начальной школы испытывают огромную потребность в справочной и справочно-методической литературе. Необходимо создание школьного этимологического словаря для начальных классов, с помощью которого можно было бы работать над орфографической грамотностью учащихся и обогащать их словарный запас. Желательно, чтобы такой словарь помогал учителям в работе и был доступен младшим школьникам. Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать выводы о том, что: Механическое заучивание слов, используемое, как правило, в словарно-орфографической работе в школе - малоэффективный приём при обучении орфографии, так как не включает мыслительную деятельность учащихся. Основным приёмом словарно-орфографической работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно. Применение этимологического анализа как методический приём направляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. В начальной школе этимологический анализ не применяется или применяется эпизодически по причине того, что учебники по русскому языку для начальной школы в своём большинстве не нацелены на проведение словарно-орфографической работы на основе этимологий "трудных" слов. Описание экспериментального обучения Опытно-экспериментальная работа проводилась в начальной школе в 2 "А" классе. В эксперименте принимали участие 23 ученика. В ходе нашего исследования был проведён констатирующий эксперимент, основными задачами которого было: Для установления уровня орфографической грамотности учащихся к моменту обучающего эксперимента нами был проведён словарный диктант. В словарный диктант вошли следующие 9 слов с непроверяемыми орфограммами, предназначенные для обязательного запоминания в начальной школе и изученные учащимися: лопата, воробей, тетрадь, животное, дежурный, помидор, морковь, заяц, земляника. Все эти слова могли бы быть проверены учащимися на основе знаний этимологии данных слов, но этимологический анализ в классах не проводился; словарно-орфографическая работа была ориентирована на механическое запоминание правописания "трудных" слов. Результаты проведённой работы представлены в гистограмме. Сравнивая результаты, видим, что изначально уровень орфографической грамотности учащихся ниже. Но после формирующего эксперимента, во время которого словарно-орфографическая работа велась на основе этимологического анализа слов, уровень орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми орфограммами стал на 15% выше. Результаты говорят о значительной ценности этимологического анализа как методического приёма словарно-орфографической работы. Анализ результатов диктанта показал, что общее количество ошибок учащихся 2 «А» класса уменьшилось. Свои показатели улучшили 13 учеников. Заключение В процессе наблюдения за организацией словарно-орфографической работы в начальной школе установила, что в основе словарно-орфографической работы в начальных классах лежит механическое запоминание слов с непроверяемыми орфограммами, а этимологический анализ, несмотря на его большую воспитывающую и практическую ценность, в начальных классах не применяется или применяется эпизодически в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа. В основу словарно-орфографической работы положила этимологический анализ слова. Результатами этой работы стало повышение уровня орфографической грамотности у учащихся экспериментального класса на 15% в сравнении с исходным. Из 23 учащихся 17 учеников написали контрольный диктант без ошибок. Свои показатели улучшили 13 учеников. Так как критерием эффективности словарно-орфографической работы является уменьшение количества орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе проходит более эффективно, если в её основе лежит этимологический анализ. Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников. Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку. Литература 1. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка. - Тула, 1995 2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1 - 2 классы. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2002 3. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995 4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001 5. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 1995 6 Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003 7. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000 8. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. - 2-е изд. - М., 2001 9. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992 10. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - М., 1986 11. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. 12. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - с.39 - 47 КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа – детский сад»
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа |