Доклад на тему:"Развитие творческого потенциала обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"
Доклад на тему:"Развитие творческого потенциала обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"
Ведущая идея моей работы - развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Развитие творческого потенциала обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время" »
Бюджетное общеобразовательное учреждение Должанского района Орловской области «Вышне-Ольшанская средняя общеобразовательная школа»
Развитие творческого потенциала обучающихся начальных классов
на уроках и во внеурочное время.
Из опыта работы учителя начальных классов
Дорофеевой Людмилы Николаевны.
2013-2014 уч.год
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность. Творческое развитие – это и поддержка одарённых детей, и творческое мышление, потенциал учащихся. По мнению как зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), так и отечественных ( В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны с условиями среды, в которой находится личность.
Ведущая идея моей работы - развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:
снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;
отсутствие нравственного ориентира;
заниженная самооценка учащихся;
социальные проблемы (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).
Задачи:
собрать практический материал по названной теме, систематизировать;
привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.
Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души. И этот процесс ,, воспитания души ” можно реализовать через нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-суд, урок-игра, урок-диспут, урок-КВН, разнообразные приёмы и методы работы, творческие задания, творческие работы учащихся, домашние задания, внеурочная деятельность.
Повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это игровые технологии, здровьесберегающие технологии, конференции, проведение которых практикуется уже с второклассниками. Методически правильно сочетая наглядные, технические, информационные средства обучения, работу с учебником, дидактическим материалом, с опорными схемами, алгоритмами стараюсь добиваться полной занятости всех учащихся во время урока.
Практика работы подтверждает эффективность использования на уроках элементов изобразительного искусства. Использование данной технологии способствует развитию творческих способностей, формированию умения анализировать, использовать полученные знания при выполнении практических заданий.
Разнообразные приемы и методы организации на уроках
Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
написание творческих работ, докладов по различным темам их оформление (на конференциях, уроках, внеклассных мероприятиях…);
написание сочинений;
изготовление книжек-малышек;
игры ,, Кто быстрей и больше?”(подбор синонимов или антонимов к определенному слову; слов на определённую тему …);
составление рассказа по опорным словам на определенную тему;
угадайте слово по толкованию его лексического значения;
уроки культуры речи с погружением в сказочное царство.
Важным условием в ряду приемов должна быть выработка внимания у учащихся. Хорошие результаты и большую помощь в этом оказывают, так мною называемые, ,,пятиминутки внимательности”. Во-первых, они быстро нацеливают учащихся на активную внимательную работу, во-вторых, - это интересная своеобразная форма повторения материала (подбираю интересный, занимательный материал), в-третьих, ,,пятиминутки внимательности” можно сделать орфографическими. При планировании урока чётко ставлю цель этих ,,пятиминуток”: какую задачу она должна выполнить. Например: Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число? Одинаково ли количество букв и звуков в словах
южная - ненужная
няня - яма?
Творческие задания
"ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"
Лингвистический диктант
Литературоведческий диктант
Отгадай слово
Редактор
Рифмы
Кроссворды
Ребусы
Шарады
Слова из слова
Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет.
Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.
Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание). Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды). Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие: - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; - расшифровка пословиц, поговорок, по отдельным признакам; - разгадывание загадок (в том числе и лингвистических); - игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)
Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".
Задание 3. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?
1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле. К заданиям этой группы относятся: - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).
Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".
Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?
1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец"
МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения. Наиболее типичны следующие: - развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов); - сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); - исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Задание I. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте про иллюстрировать научные положения и вы воды конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и леленкой? 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?) 2. Портреты суффиксов (-чик - -щик- , -тель-), приставок (пре- - при-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов. 3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах). 4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах). 6. Пропала буква (детективное расследование)
ЗАДАНИЯ "НА ЗАСЫПКУ"
Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля. К нестандартным заданиям этого типа можно отнести: - диктанты "на засыпку"; - редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями); - подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?"; - упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").
Задание. "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...
Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.
Ребусы
Ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Особенно интересно школьникам самим составить ребус и загадать его друзьям. А если в составлении и отгадывании ребусов соревнуются две команды, это дополнительное удовольствие. Чему дети учатся при этом? Если в ребус превратить термин, означающий изучаемое понятие, это слово накрепко запомнится. Если предложить двум или трем командам (рядам) школьников: кто создаст более интересный ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок. Чтобы ребусы могли создавать не только умеющие рисовать, но все ребята, можно облегчить задачу: предметы можно и не рисовать, а писать слово, их называющее, с запятыми перед ним или после него, указывающими количество отнятых букв. Но слово должно быть существительным, называющим предмет, который можно изобразить. Например, слово равнина можно изобразить таким образом: рак’ – В – нимб’’ – НА; а можно так: рак’ (внутри) Н – ’’спина; слово искусство: ’лиса’ – куст’ – ствол’; словосочетание радостная весть: рак’ – (нота) «до» – стол’’ (помещенный) на Я – ’’кость (внутри) Е.
Следует объяснить уже детям начальных классов принцип отгадывания и составления ребусов и по мере необходимости использовать эту игру на уроках вплоть до 11-го класса. Вот эти сведения.
Слово отгадывается по рисунку, на котором части слова изображены в виде предметов и букв. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем – бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком ставится столько запятых, сколько букв надо отнять в начале слова, а справа от рисунка – столько запятых, сколько букв надо отнять в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до, если запятая стоит перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву Я, а за ней – Ц, слово под-к-о-в-а – вверху букву К, а под ней букву О внутри буквы А.
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.
Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.
Краб’ – С над Е в И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ’ ремни – Ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.
А это ребус-шутка: 1, 2, 3, 4... 6. КО зачеркнуто: оно было, ЗА тоже было, ПО есть, а пяти-то нет. Читаем: кобыла забыла поесть: аппетита нет!
Ребусы можно отгадывать индивидуально или организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус – кто быстрее? Или листки с одинаковым ребусом даются группам школьников с заданием решить ребус и отгадать заключенную в нем загадку – кто быстрее? Пусть учащиеся сами составят ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. – кто сделает это интереснее? Составление ребусов может быть домашним заданием в КВН на школьном вечере, и это привлечет даже старшеклассников.
Шарады
Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: чело – век. В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифраз), а затем – значение целого:
Первое – лоб. Второе – сто лет. Целое – разумное существо.
А при отгадывании шарады работа идет в обратном направлении: находим синоним слова лоб – чело, синоним сто лет – век. Значению «разумное существо» соответствует слово человек.
Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке:
1. Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.
2. Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.
3. Начало в церкви раздается, Кусает больно нас второе, А вместе это обернется Народной русскою игрою.
4. Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.
(Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)
Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам (командам) найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд, за правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.
Конечно, надо показать, как это делается. Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево. А можно представить шараду в виде предложения: Местоимение наслаждается прохладой под деревом. Еще пример – слово шар-а-да: первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра. А можно сказать так: Взяв в руки круглыйпредмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть. Слово по-беда можно загадать в такой шараде: К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого.
Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов. Такое задание может быть предложено для КВН на школьном вечере.
Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.
Логогриф
Логогриф – это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха.
Всегда из четырех частей я составляюсь И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь. Когда ж ты голову отнимешь у меня, Питаю я тебя, янтарностью маня. А если ты меня разделишь пополам, Вторую часть мою я в смех тебе отдам. Когда же только хвост один ты мой возьмешь, То в азбуках и даже здесь меня найдешь.
Из слова муха, состоящего из четырех букв (частей), сделано несколько слов: муха – уха – ха – а. В основе логогрифа лежит метаграмма – слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами, причем каждое слово определяется как в шараде.
А вот детская шутка, но тоже логогриф:
На фабрике «Победа» Во время обеда Случилась беда – Пропала еда! Ты съел? – Да!
Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода (ода, да, а), квас (вас, ас), клад (лад, ад), комар (ком, омар, ар), а также найдут новые слова и предложат логогрифы друзьям.
Слова из слова
Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, корка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор – раз» и делает паузу. Вот кто-то нашел еще слово – порода, опять возникла пауза, после нее «аукцион» продолжается: «порода – раз». Нового слова нет, ведущий произносит: «порода – два», пауза, «порода – три». Аукцион закончился, победил тот, кто назвал последнее слово (или его команда).
Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас, проигрыватель. А кроме того, учитель и школьники найдут немало слов для этой игры.
Игру можно усложнить заданием сочинить из новых слов связный текст – какая команда сделает это интереснее?
Анаграммы
Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.
Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня). Можно отгадать, какая пословица зашифрована: Волос ей не боров, не вылетишь – поймает (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Или догадаться, о ком рассказывается: На берегу пруда встретились гуляшка и кутила.
Пусть ребята поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям, а команды игроков составят подобные загадки для соперников. Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, апельсин, накал, карета, старина.
Метаграммы
Метаграммы – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон, галка – галька, заменяться другой: зайка – байка – гайка – лайка – майка – пайка – райка – сайка – чайка – шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок – прок – курок – огарок – подарок и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон...
С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва. Ответ: кот – Лот – лоВ – лЕв.
Задания: Как превратить маму в папу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год?
Бестолковый словарь
В этой забавной игре значение слова (словосочетания) определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова. Приведем несколько определений А.Кнышева:
Доходяга – процветающий бизнесмен. Речушка – небольшой доклад. Напасть – намордник. Подорожник – повышение цен. Сдержать слово – промолчать. Выдающаяся личность – невеста. Драпировка – отступление.
Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Работа проводится индивидуально или группами. Чье толкование остроумнее – определит жюри.
Отгадай слово
Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна-две буквы и определено значение, по возможности остроумно.
- - - - - - - - - а – то, чего на белом свете вообще не может быть. (Фантастика) - - - - - - я – есть в комнате и есть в артиллерии. (Батарея) О - - - - - - - - - - - - - - - о – обман. (Очковтирательство) К - - - - - - - – прилагательное. Может быть определением к словам зуб, конь, перелом. (Коренной) - - - - - - - - - к – мужички без топоров срубили избу без углов. (Муравейник) - - - - - - – чего к стене не прислонишь? (Дорога) - - - - - - – не видно и не слышно ее, а стоит заговорить о ней – она исчезает. (Тишина) - - - - - - – первый слог – предлог, второй и третий найдете во флоте, а без целого не сваришь и не съешь кулеш. (Посуда) Д - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ь – получается, когда из мухи делают слона. (Достопримечательность)
Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, или по типу КВН, где команды предлагают загадки друг другу. Можно применить приемы, которые всем известны по телеигре «Поле чудес», или «заключить в темницу» – за каждую неправильно названную букву рисуется одна линейка, пересекаясь, они изобразят клетку темницы.
Палиндромы
Палиндромы – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, казан, комок, мадам. Возможны предложения-палиндромы: Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели: Я иду с мечем судия (Г.Р. Державин); А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет); Аргентина манит негра (Н.Булгаков).
Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов, колесо – оселок, огород – дорого и другие.
Существуют целые произведения-палиндромы. Их называют «рачьими» стихами, потому что каждая строка читается как вперед, так и назад. Вот начало палиндрома В.Хлебникова:
Кони, топот, инок, Но не речь, а черен он...
Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже «рачьи стихи».
Омонимы и многозначные слова
Инициативная группа заготавливает несколько существительных-омонимов. Один из игроков («вода») выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача «воды» – угадать это слово. Он задает любые вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное? А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой.
К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля; подводная отмель. Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое...
Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или селе. Есть в романе и в учебнике.
Третий вариант: команды соревнуются – кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы. Вот как это сделал С.И. Кирсанов:
Шторы опускаются. Руки – опускаются. Я шепчу: – Товарищи... Но мои товарищи по домам расходятся, потому что, может быть, в мнениях расходятся, в том, что чудо может быть.
Пусть школьники попробуют сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: не мой – немой, ворон – вор он, совсем – со всем, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю.
Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то), лицо (физиономия – человек), перевести (с одного языка на другой – истратить), почитать (уважать – читать), засыпать (погружаться в сон – заполнить чем-нибудь сыпучим, вопросами), напасть (беда, неприятность – броситься), печь (существительное – глагол), перерыв (существительное – деепричастие).
С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.)
Можно использовать специальный «Словарь омонимов русского языка», составленный О.С. Ахмановой, если же такой словарь отсутствует – обычный толковый словарь. Для начала приведем несколько омонимов: баба, бабка, балка, банк, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро, мир, ворот, глава, журавль, кисть, класс, ладья, лист, мандарин, наречие, операция, пар, ручка, свет, соль, союз.
Паронимы
Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу: чужой – чуждый, героизм – геройство. В игре от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значение слов-паронимов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа «экспертов». Выигрывает команда, получившая больше очков.
Участвуют трое: «знаток», «иностранец» и «переводчик». «Знаток» произносит одну фразу о чем угодно (о школе, весне, картине, дворе, событии, книге и др.). «Переводчик» должен заменить в сказанной «знатоком» фразе все слова синонимами. «Иностранец» отвечает тоже одной фразой: задает вопрос, возражает, делится своими соображениями, воспоминаниями и др. «Переводчик» снова заменяет слова синонимами. Затем тройку сменяют игроки из другой команды.
Другой вариант игры – «перевод». Надо отгадать произведение по «переводу», в котором все слова заменены синонимами или описательными выражениями. Например: Холод и свет; время суток очень хорошее! (Мороз и солнце; день чудесный!). Труднее, но тоже можно заменить слова антонимами: Жара и тьма – ночь ужасная! Такие загадки команды заранее подготовят и предложат друг другу.
Редактор
Игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.
Игры со стихами
Следующие игры посвящены теме «Стихотворная форма словесного выражения». Их можно использовать на уроках словесности и литературы. Не все ребята умеют сочинять стихи, но придумать рифму могут все, одни лучше, другие похуже. И услышать ритм тоже может каждый. И это поможет научиться воспринимать стихи.
Угадай строчку!
Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся задумывают строчку из известного всем стихотворения. Текст ее разбивается на отдельные слова, и каждый игрок запоминает свое слово. Они выстраиваются в том порядке, в каком стоят слова в тексте. «Вода» входит и, подойдя сначала к первому «слову», задает ему любой вопрос, потом – к следующему и так далее. Отвечать на вопросы надо быстро и так, чтобы употребить в ответе свое слово, хитро спрятав его среди других слов. Задача – отгадать строку.
Например, загаданы строки Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Первому «слову» задан вопрос: «Ты встаешь рано?». Надо ответить так, чтобы слово вот присутствовало в ответе, но не было слишком заметно. Может быть так: Вот еще, зачем мне вставать рано, лучше я посплю!
Другой вариант: команды заранее заменяют все слова отрывка из знакомого стихотворения рифмами и предлагают соперникам отгадать строки. Например: по словам хоровод своя харчевня завод умой льдом больной надо отгадать настоящие строки: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Кстати, подобрать строки для игры не так просто: во-первых, не к каждому слову легко найти рифму, а во-вторых, надо, чтобы слова в них не сразу узнавались.
Рифмы
Каждый игрок получает листок, на котором написано одно слово: хоровод; своя; харчевня; завод; умой; льдом; больной. Это рифмы к словам, составляющим строки Вот моя деревня, вот мой дом родной. Ведущий читает эти строки, а играющие должны узнать свое слово и встать в том порядке, в каком расположены искомые слова. Даже старшеклассникам нелегко сделать это, особенно если стихи незнакомы ребятам.
Буриме (от франц. bouts – концы и rimes – рифмованные)
Это сочинение стихов на заданные рифмы. Рифмы пишутся в правой стороне листка бумаги столбиком, а играющие (индивидуально или группой) вписывают слева от рифмы стихотворные строки. Победители – те, чьи стихи окружающие или жюри признает лучшими. Возможно дальнейшее соревнование победителей первого этапа – четвертьфинал, полуфинал и финал. При этом с каждым разом игра усложняется: оговаривается сначала тема, потом размер стиха, наконец – применение определенных изобразительных средств языка.
Для подбора рифм можно воспользоваться специальными словарями: Абрамов Н. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М., 1996; Федченко С.М. Словарь русских созвучий. Около 150 000 единиц. М., 1995; Фок П.М. Практический словарь рифм. М., 1993. Можно взять рифмы из любого стихотворения или придумать самим, они могут быть перекрестными, смежными и опоясывающими.
Буриме-монорим
Монорим – это стихотворение с одной рифмой. Например, шуточный монорим А.Н. Апухтина, вот начало:
Когда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и президентами, Над морями и континентами...
Пусть учащиеся придумают стихи-моноримы на заданные рифмы. В игре могут соревноваться группы участников, а жюри выберет лучшее стихотворение. Приведем некоторые слова, составляющие рифму ок. Высок – кусок – носок– лесок – голосок – досок – песок – туесок – чеснок – без ног – мог – комок – помог – намок – смог – совок – рывок – привлек – недалек – василек – королек – клубок – глубок – порог – жирок – без дорог – творог – носорог – единорог – строг – зарок – исток – пирог – урок – пророк – срок.
Акростих
Акростих – это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих поэта конца XVIII – начала XIX вв. Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Здесь описано явление, которое названо начальными буквами. Пусть школьники отгадают эту загадку.
Довольно именем известна я своим; Равно клянется плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле, Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями не быть я создана.
Ребята сами могут попробовать сочинить акростих на собственное имя или имя друга. Жюри решит, кто сделает это лучше.
На знакомый мотив
В словесности иногда используются размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму иное содержание, и от неожиданного сближения возникает юмор.
Пусть школьники посоревнуются, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения. Может быть, так?
Сижу я голодный в квартире пустой. Вскормленный котлетами пес молодой – Мой шустрый приятель, махая хвостом, Для поисков пищи покинул мой дом.
Центон
Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов». Предложите учащимся отгадать: из каких произведений составлен этот центон?
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился.
Ответ: «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль».
Одна команда пусть составит центон из сказок К.Чуковского или А.Пушкина, из стихов и сказок разных поэтов, а другая – разгадает произведения, определит, откуда взяты строки.
В старших классах возможны разнообразные сложные центоны.
Увлечения и потребности детей и взрослых различны. Можно насчитать сравнительно немного видов занятий, интерес к которым у человека с годами не ослабевает. К их числу, несомненно, следует отнести разгадывание кроссвордов.
Кроссворды 4-й класс Повторение изученного в начальных классах. Непроизносимые согласные в корне слова Кроссворд 1
День торжества, установленный в честь или в память кого/чего-нибудь. 2. Обладающий мужеством, достойный славы. 3. Лишенный способности речи. 4. Не письменный, произносимый. 5. Небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты нашей Галактики.
6. Приятный на вкус. 7. Способный вызвать, причинить вред, несчастье. 8. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска. 9. Тот, кто участвует в чем-либо. 10. Полный веселья, радости. 11. Дождливый, пасмурный. 12. Такой, которому благоприятствуют удача, успех, счастье. 13. Полный очарования, обаяния, привлекательности, прелести. 14. Пространство, определенное место, участок на земной поверхности. 15. Такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся славой. 16. Водяное или болотное растение из семейства злаков с коленчатым твердым стволом. 17. Совершенно небывалый, необычайный, являющийся чудом. 18. Добросовестный, проникнутый искренностью и прямотой. 19. Вызывающий ужас, чувство сильного страха, доходящего до подавленности, оцепенения. 20. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка. 21. Наречие времени, обозначающее «после установленного, нужного времени». 22. Антоним к словам занимательный, увлекательный. 23. Очень красивый. 24. Исполненный чувства легкой печали, уныния, грусти.
Буквы а, у, и после шипящих Кроссворд 2
1. Небольшие лесные птицы из отряда воробьиных, обычно с серым оперением. 2. Травянистое растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. 3. Подвижные органы осязания, хватания у насекомых и некоторых других животных. 4. Широкое пространство, широта. 5. Плоские деревянные полозья для хождения по снегу. 6. Инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой. 7. Небольшой, чаще лиственный лес. 8. Соединить посредством шитья. 9. Небольшой, округлой формы, с ручкой, сосуд для питья. 10. Антоним к слову родной. 11. Выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. 12. Густой, частый лес, заросль. 13. Хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом. 14. Группа специалистов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях. 15. Нечто небывалое, сверхъестественное. 16. Дикая кустарниковая роза с простыми, не махровыми цветками. 17. Отсутствие шума, тихая обстановка. 18. Резиновый или железный обруч на ободе колеса.
Разделительные ъ и ь Кроссворд 3
Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела. 2. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-либо. 3. Тот, кто предъявляет какой-нибудь документ. 4. Действие, в результате которого получается фото- или киноизображение. 5. Перемещение наверх, придание чему-нибудь более высокого положения. 6. Группа живущих вместе родственников. 7. Снежная буря. 8. Старинное колющее и метательное оружие на древке. 9. Небольшие водные потоки. 10. Огнестрельное оружие с длинным стволом. 11. Повреждение, недостаток. 12. Драматическое произведение для театрального представления. 13. Величина предмета по длине, высоте и ширине, измеряемая в кубических единицах. 14. Одежда, носимая поверх белья. 15. Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. 16. Высотой в два яруса. 17. Письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь, признание в чем-нибудь. 18. Антоним к слову легкомысленно.
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных Кроссворд 4
Ветхие, старые вещи. 2. Молодое поколение, молодые люди. 3. Часть здания – ряд помещений, расположенных на одном уровне. 4. Бьющий из земли источник, родник. 5. Специалист с высшим образованием, лечащий больных. 6. Согнутая в кольцо пластина, стержень, прут. 7. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. 8. Ребенок, маленький мальчик. 9. Легкое, обычно непромокаемое пальто. 10. Ползучее растение, цепляющееся за опору, которую оно обвивает. 11. Шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом. 12. Письменная принадлежность – графитная палочка, оправленная в дерево. 13. Изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости. 14. Злак, из молодых зерен которого выпекают черный хлеб. 15. Разговор, беседа, публичное выступление. 16. Лицо женского пола по отношению к своим родителям. 17. Глухое место, удаленное от людей, оторванное от культурных центров. 18. Пролом в стене, в корпусе корабля. 19. Частое сокращение мышц (от холода). 20. Неправда, намеренное искажение истины. 21. Дикие животные, на которых охотятся. 22. Каменное или металлическое сооружение для приготовления горячей пищи.
Вспомни словарные слова После темы «Повторение изученного в начальных классах» Кроссворд 5
1. Антоним к наречию налево. 2. Человек, занимающийся спортом. 3. Антоним к наречию направо. 4. Игра на льду в шайбу с клюшкой на коньках. 5. Антоним к наречию влево. 6. Здание большой станции на путях сообщения. 7. Антоним к наречию внизу. 8. Заплечный вещевой мешок. 9. Синоним к наречиям внезапно, неожиданно. 10. Антоним к наречию вперед. 11. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах. 12. Спортивное состязание в игре, например, в футболе. 14. Антоним к наречию вправо. 13. Антоним к наречию справа. 15. Наречие, образованное от числительного три. 16. Антоним к слову назад. 17. Наречие, образованное от числительного два. 18. В скором времени. 19. Спортивная игра в мяч двух команд, каждая из которых стремится забить его в ворота противника. 20. Антоним к наречию слева. 21. Игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную корзину. 22. Небольшая книжка.
Лингвистические сказки или сказки на лингвистические темы...
В их отражается уяснение детьми грамматического правила, понятия. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки можно использовать на разных этапах урока, в разных его формах и вариантах.
Сказки - орфограммы Парные согласные Жили-были парные согласные: Б и П, Г и К, Д и Т, В и Ф. Как же они любили хулиганить в словах! Влезет буква П в слово ДУБ и кричит: "Всё правильно! Это слово от дупла образовалось!" А буква Б в слово СУП тоже доказывает: "Это слово от слова СУББОТА". И так всё перепутали, что сами разобраться не могли. Решили прийти к единому мнению. И пришли... Если не знаешь, какую согласную писать на конце слова, измени слов так, чтобы после согласной стояла гласная. С тех пор все живут в мире и согласии, не хулиганят. Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми. 1. Свободное сочинительство- пиши, что хочешь! 2."Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. 3."Фантазия-картинка" -опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок. 4.Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. 5.Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. 6.Музыкальное сочинение. 1-й вариант- опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2-й вариант- воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля ( существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка. 7.Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8.Сочинение- ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения. Домашнее задание
По результатам исследований американских ученых , домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы- вред, вместо радости - отчаяние
Чтобы избежать этого, я практикую нетрадиционные виды домашних заданий: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями даю задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов, составление книжек-малышек.
Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году".
Задание: списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят , потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.
Внеурочная деятельность.
Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, праздники, концерты и т.д., что также играет положительную роль в развитии творческого потенциала учащихся.