Топарская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Организация
критериального оценивания
в начальной школе»
Учитель начальных классов:
Савинцева Е.А.
2015год.
Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский .
Вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентноспособных государств мира предъявляет особые требования и в системе образования. Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство требует решения ряда вопросов принципиального характера.Главный вопрос –какая образовательная модель нужна нам? Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации казахстанского образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. «Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»
Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели.
Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы.Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации. В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребѐнка, развить в нѐм желание учиться, трудиться и сделать его успешным. Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Что такое система оценивания ? Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся
это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательногопроцесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Что такое критерии?Система критериального оценивания позволяет оценивать деятельность под разными углами зрения - критериями.
Каждый критерий обозначается буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и известно заранее.
Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Для родителей:
Получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживают прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивают ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливают обратную связь с учителями и администрацией школы;
Помогают быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:
стимулировать учащихся;
мотивировать на достижение успеха;
помогать учиться на своих ошибках;
определять наличие тех или иных умений;
формировать действия самоконтроля и самооценки.
Критериальное оценивание включает в себя:
Констатирующее оцениваниеSummative (итоговое)
Обычно в конце темы, раздела;
Даёт заключительное суждение;
Даёт возможность ученикам показать, чему они смогли научиться.
Формирующее оценивание – это
Текущий уровень усвоения знаний и навыков;
Повседневная работа;
Устранение пробелов и недочетов;
Количество вне регламента;
Без учета при итоговой отметке.
Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания устного ответа:
Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;
Использование научной терминологии в контексте ответа;
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания доклада: Содержание раскрывает тему ;
Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;
Оформление реферата соответствует требованиям;
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) Критерии оценивания выполнения таблицы:
Полное заполнение граф таблицы;
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
Эстетичность оформления работы.
Критерии оценивания эссе:
Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;
Аргументы соответствуют проблеме;
Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка
Успех или успешность учеников в обучении важно уметь планировать. Для достижения успеха учениками учителю необходимо осуществить не только поэтапное планирование проведения урока и пошаговое его осуществление, но и мотивировать пошаговое освоение и закрепление учебного материала каждым учеником, т.е. составить алгоритм достижения успеха (ожидаемых результатов). Кроме того, учитель должен уметь планировать использование техник формативного оценивания после проведения запланированных одного или нескольких шагов достижения успехов. Одним из основных приёмов формативного оценивания является критериальное оценивание.
Для того, чтобы выделить критерии, я подумала, что для меня является ценным, какие изменения я хочу увидеть и почему. На основании своих размышлений я выбрала критерии, по которым оценю класс: уровень владения критическим мышлением, уровень мотивации, психологический климат в классе. На выбор данных критериев повлияли теоретические знания, связанные с важностью формативного оценивания для обучающихся, диалогового обучения, использованием информационно-коммуникативных технологий, созданием атмосферы сотрудничества.
Ранее мои дети, безусловно, мыслили критически, но на каком уровне? Определить это мне поможет таксономия Блума, с которой я познакомилась на курсах повышения квалификации. Чаще всего они мыслили на уровне знаний и понимания, иногда применения. Конечно, в моей практике имели место задания и более высокого уровня: головоломки, ребусы, творческие задания, задачи на логическое мышления и применялись разные стратегии критического мышления.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае я предлагаю описание некоторых из них которые я использую в своей работе.
«Редакторский совет»
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.
Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
• Воду нельзя загрязнять
• Без воды нет жизни на планете
• Вода может переходить из одного состояния в другое
• Вода бесцветная
Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
• Я узнал…
• Я теперь знаю…
• Мне было интересно…
• Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
«Древо творчества»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
Инструменты оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Балловая оценка
Процент выполнения
95-100% -высокий уровень усвоения
75 -95% - среде – высокий уровень
50 -74% - средний уровень
меньше 50% -низкий уровень
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
«Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал:
• нижняя ступенька - не понял,
• вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,
• верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
• зеленый – я умею сам,
• жёлтый – я умею, но не уверен,
• красный - нужна помощь.
Заключение. Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультант. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.