kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Использование дидактического материала как средство повышения интереса к учебе в начальных классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе даны рекомендации по подготовке дидактического материала и его изготовление при помощи компьютера, а так же разработка и внедрение в учебный процесс современного дидактического материала для повышения интереса к учебе у младших школьников, т.к. использование мультимедийных технологий обеспечивает восприятие учеником большим объемом информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Использование дидактического материала как средство повышения интереса к учебе в начальных классах» »

Министерство образования и науки РК

Акмолинская область

Енбекшильдерский район

Заураловская средняя школа









Доклад на тему:

«Использование дидактического материала как средство повышения интереса к учебе в начальных классах»










Подготовила:

учитель начальных классов

Кулаева Н.И.










Содержание
  1. Введение ________________________________________________1-3 стр.

  2. Разработка и внедрение в учебный процесс современного дидактического материала _______________________________________________3-4 стр.

  3. Изготовление наглядных пособий с помощью компьютера ______5-9 стр.

  4. Заключение ______________________________________________10 стр.

  5. Библиография ___________________________________________11 стр.





































Введение

Применение наглядного метода обучения обусловлены еще в «Великой дидактике» Я.А. Коменского. Он писал: «… пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». Наглядный метод обучения поддерживали и развивали все крупные педагоги. И.Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной, исходной точкой зрения является следующее: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия».

Проблема

Проблема, заключается не в том, что использование наглядного материала отсутствует в педагогическом процессе, а в том что, он не работает. Так как средства наглядности в школе, чаще всего плакаты, планшеты, таблицы, что является визуальным средством активации познавательной деятельности учеников. Большинство детей не визуалы и аудеалы, а кинестетики, что не дает им должным образом воспринимать материал. Использование мультимедийных технологии обеспечивает восприятие учеником информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видео­информации, анимации (мультипликации, оживления).

Тема.

Данная тема исследования изучает круг проблем общеобразовательной школы, связанных с повышением интереса к учебе у младших школьников, формированием мотивационных процессов в учебной деятельности и звучит следующим образом: «Использование дидактического материала как средства повышения интереса к учебе в начальных классах»

Актуальность

Современная система образования претерпевает серьезные изменения, меняется учебная программа и требования к преподаванию, а методика учителей с большим стажем остаётся прежней и отстает от новых технологий и методов передачи знаний. Поэтому актуальность данной темы заключается во внедрении в образовательный процесс современных инновационных средств преподавания, одним из которых является интерактивный дидактический материал, наглядные пособия. Использование мультимедийных технологии обеспечивает восприятие учеником информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видео­информации, анимации (мультипликации, оживления).

Все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего – оснащение обще-образовательных школ мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.

Цель исследования

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных новому поколению детей, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, методов передачи знаний, а именно разработать и апробировать новые дидактические материалы и средства наглядности. Не мало важной целью работы, является идея внедрения способов передачи нового материала, на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, через компьютер, который сейчас играет важную роль в развитии подрастающего поколения.

- Изучить, проанализировать и охарактеризовать современное состояние мотивации учения в начальных классах.

- проследить изменение дидактического материала в соответствии с социальными и технологическими аспектами времени, таким образом чтобы они работали и выполняли свою основную функцию.

- разработать современный дидактический материал, сделать его более живым, интересным, действенным.

- апробировать данные разработки на практике.

- проанализировать соответствующие результаты, разработать корректирующие действия.

Новизна и практическое значение.

Применение на уроках в начальных классах новых современных наглядных пособий раскрывает разнообразные возможности работы учителя и ученика, делается первый шаг ознакомления школьников с дистанционной системой образования, сглаживается проблема нехватки литературной базы школ. Новые технологии позволяют по новому построить весь педагогический процесс.

Новизна современных приемов позволяет более эффективно повысить интерес к учебе у детей младшего школьного возраста, для этого предлагается:

- современный комплекс дидактических игр, наглядного материала, направленных на формирование познавательного интереса к учебе в начальных классах;

- разработанные материалы, позволяющие контролировать уровень познавательного интереса.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе;

- программы по изучаемым предметам для начальных классов общеобразовательных учебных заведений;

- исследования по проблемам развития познавательных интересов у школьников;

Основными методами исследования явились:

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- графическое моделирование мобильной структуры учебного процесса блочного типа;

- анализ содержания различного дидактического материала для младших школьников;

- наблюдение за учебной деятельностью школьников на уроках.

- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых дидактических материалов по повышению познавательной мотивации в начальных классах;

- методы математической статистики.







1.1. Разработка и внедрение в учебный процесс современного дидактического материала

В результате проведенного теоретического исследования было выявлено, что применение дидактического материала способствуют решению данной проблемы, т.е. развитию интереса личности школьника младших классов.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

В экспериментальном 3 классе с ноября по февраль проводился эксперимент на основе внедрения в интегрированный процесс обучения изобразительному искусству и трудовому обучению современного дидактического материала. За данный период в учебный процесс был внедрен наглядный дидактический материал, носящий обучающий характер через игровые приемы. Материал оформлен в форме верстки в векторной программе Corel Draw 12, Microsoft Paint. Основная направленность данного материала рассчитана на расширение базовых знаний о формообразовании предметно-пространственного мира, законах композиционного соподчинения, гармонизации формы, цвета, фактурных характеристик. В данном сборнике разработаны вспомогательные материалы, рассчитанные на 6 учебных занятий, каждое занятие содержит три модуля:

1. Модуль 1 «Ознакомительный» предлагает на рассмотрение учащимся способы формообразования предметов средствами занимательной игры. Имеет ссылки на поиск дополнительной литературы.

2. Модуль 2 «Сделай сам» предлагает вариативные задания различной степени сложности. Имеет технологическую карту процесса.

3. Модуль 3 «Обратная связь» предлагает тесты в количестве 10 вопросов, критерии оценивания результатов.

Задачи дидактического материала:

  1. Формирование основ логики, активного познавательного интереса, процесса абстрагирования.

  2. Соотношение композиционного и эмоционального строя, общей тектоники

  3. Формирование основ политехнической грамотности.

Задания предлагается к исполнению в классе экспериментального обучения.

    1. Изготовление наглядных пособий с помощью компьютера.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов. Отснятые цифровыми фото – и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Сканер позволил вводить в компьютер изображения изделий, иллюстраций из печатных изданий, фотографии, а графические редакторы – устранить в них дефекты, выбрать нужный формат, изменить цвет, яркость, контрастность, удалить лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составить из них новые изображения.

Преподаватели используют преимущества компьютерных технологий для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается и преподавателями и студентами – будущими учителями технологии. Появилось новое оборудование, позволяющее осуществлять замедленную и ускоренную съемку.

Быстро создавать наглядные пособия можно в программах Power Point и Corel DRAW. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, поскольку дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении процесс изготовления изделия.

Можно создавать слайд – фильмы по каждой теме. Со слайд – фильмов можно снять копии с помощью обычного видеомагнитофона, что облегчит их распространение среди педагогов, которые смогут использовать эти разработки.

Накопленный материал можно использовать для создания Web – сайта. Гиперссылки позволяют быстро перейти к нужной Web – странице.

С помощью компьютерных технологий каждый учитель может изготовить нужные ему цветные и черно-белые диапозитивы большого формата. Они печатаются на специальных прозрачных пленках для лазерных и струйных принтеров, а содержащие только тексты и псевдографику можно распечатать на матричных и игольчатых принтерах, используя пленку для кодоскопов. Высокое качество таких диапозитивов позволяет просматривать их на больших экранах в мало затененных аудиториях.

Слайд – фильм.

Известно, что такие средства обучения, как видеофильм, слайды и т.п., во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно – образную, графическую информацию в сочетании со знако-символьной. Применение средств информационных технологий с использованием мультипликации, динамических изображений (приближение и удаление объекта, изменение параметров изучаемых процессов и др.), варьирование цвета и яркости звука делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной./31/

В последнее время все больше внимания уделяется разработке новых средств обучения на основе компьютерных технологий. Принято выделять несколько видов компьютерной поддержки учебного процесса:

1) обучающие программы, включающие гипертекст, вопросы для самопроверки, базы данных, в том числе и для дистанционного обучения;

2) моделирующие программы;

3) компьютерное тестирование;

4) обучающие среды, включающие перечисленные выше виды компьютерной поддержки.

Слайд – фильм состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую или графическую с пояснительным текстом. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов.

Опыт показывает, что компьютерный слайд – фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

- содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащемуся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

- представляет собой открытую систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;

- удобен в использовании и хранении (может быть записан на компактном носителе информации, например, CD) и не займет много места в помещении класса;

- позволяет при наличии проекционного экрана и частичном затемнении демонстрировать материал одновременно всем учащимся, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа непосредственно перед экраном монитора;

- позволяет сделать занятие более динамичным, а сэкономленное время использовать для практической работы;

- дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.

Психолого-эргономические требования Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного обеспечения, особенно форм общения человека с ЭВМ. Необходимо обеспечить психологическую естественность деятельности пользователя с ЭВМ, адекватность программы целям и функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья. Психолояльность и эргономичность являются одними из важнейших характеристик качества ПС (программных средств), Широко пропагандируемая и в настоящее время «дружественность программного обеспечения» как раз и предполагает наличие психолого-эргономической поддержки разработки программных средств.

Применение ПС расставляет особые акценты между психологической и эргономической поддержкой дидактических целей. Психологическая естественность в соответствии с возрастными возможностями пользователя теснейшим образом связана с обеспечением таких, эргономических требований, как воспринимаемость информации, выделение особых зон для особенной информации и т. п. Как отмечает Г. С. Цейтин любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы проектирования деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на основе опыта авторов системно-технического обеспечения, а чаще всего исходя из случайных соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в состав документации на автоматизированную систему, не является законченным продуктом ее разработки. И как следствие отсутствуют психологически и эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением ЭВМ, к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.

Был предложен проектный программно-исследовательский подход к созданию психолого-эргономического обеспечения технических и программных средств деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические, психологические и эргономические моменты:

- системно - психологическую характеристики пользователя;

- логико-психологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;

- перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных задач;

- описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия, процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления информационных технологий.

Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности предусматривать возможность получения информации различной степени подробности.

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при «ручной» технологии оказываются недостижимыми.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов. Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера. Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.

При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:

- информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;

- при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;

- рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;

- не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;

- на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.

В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.). Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично.

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении школы.

Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении позволяют отобрать учебные темы традиционного курса, изучение которых можно проводить с использованием ПЭВМ.

первый вид - это совокупность материальных объектов (явлений, процессов), которые необходимо проанализировать и систематизировать ученику для уяснения изучаемого материала.

второй вид - это набор различных условий и параметров, которые подбираются (задаются, вводятся учеником или учителем, программистом) с целью получения определенного результата (выполнения задания) компьютерного эксперимента.

Наглядность I рода - это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных физических экспериментов (внешний и внутренний облик зданий, цехов различных физических производств и т.п).

Наглядность II рода - это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых физических процессов и явлений,

Наглядность III рода - это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности I и II рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью III типа наглядности является возможность объединения реального физического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможность пользователю (ученику или учителю) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.























Заключение

Подготовив материал и проведя апробацию в школе, можно с уверенностью сказать, что принцип наглядности является одним из важнейших принципов дидактики. Благодаря использованию наглядного пособия на уроках удалось заинтересовать учеников, привлечь их к педагогическому процессу, сделать урок более ярким, интересным, насыщенным. Используя в педагогической деятельности различные виды наглядности, в сочетании с другими дидактическими принципами, до учеников можно донести любой объем информации. Проводя уроки в начальных класса внимание ребят на каком-либо задании, и только использование иллюстраций, планшетов, технологических карт, макетов, компьютерных и других новых технических средств обучения способствует заинтересованности школьников.

Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед разумным человечеством новые горизонты на поле образовательной деятельности, но при этом поставила и новые задачи.

Бурное развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное превращение компьютера из предмета доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий, предоставляющих пользователям принципиально новые "степени свободы" нежели их традиционные, "бумажные" аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до попыток создать принципиально новые учебные пособия – электронные учебники. В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина "электронный учебник" и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться.

Использования новейших наглядных пособии и технических средств обучения на уроках, это большой прорыв в области образования. Только разнообразие форм преподавания способствует развитию всесторонне развитой личности.























Библиография

    1. Бабанский Ю.К. « Методы обучения в современной общеобразовательной школе» – М.: Просвещение, 1985г./3/.

    2. Беспалько Ю.К. Программированное обучение – М.: Просвещение, 1991г./7/.

    3. Волович Л.А. Мухаметзянова Г.В. Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе – Казань, 1997г./10/.

    4. Гершенский А.Р. Компьютеризация в сфере образования - М.: Знание, 1982г./11/.

    5. Гузик Н.П. Учить учится – М.: Просвещение, 1981г./12/,

    6. Дашко Л.И. Наглядные пособия - М.: Просвещение, 1990г. 124с./14/, Зотов Ю.Б.

    7. Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1988г./17/.

    8. Каменский Дидактические принципы – М.: Просвещение, 1985г./20/.

    9. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры – М., 2000 171с./22/.
























12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кулаева Надежда Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства