доклад на тему "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука".
Доклад на тему "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука".
В данном докладе показана работа над автоматизацией звуков методом игры. В настоящее время всё больше детей, приходящих в школы страдают тем или иным нарушением речи. В своём докладе я отразила лишь некоторые игровые моменты своей работы и это далеко неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания, как дошкольников, так и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольников и младших школьников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад на тему "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука". »
Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука.
Жаданова Татьяна Николаевна – логопед
Кобдинской средней школы
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в душе моей.
А.С.Пушкин.
В последние годы в системе школьного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопедического пункта соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. У нас на логопедическом пункте обучаются дети с общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с фонетическим дефектом. Практически у всех детей страдает память, мышление, внимание.
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. И я, не исключение, начиная работать учителем-логопедом я столкнулась с такой проблемой. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и приемы. Это позволило решить сразу несколько задач: - пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; - расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; - повысить познавательную активность и работоспособность детей; - активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания, как дошкольников, так и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольников и младших школьников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
“Волшебной палочки”,которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;
Упражнения “Игра на пианино”,когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:
А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Аналогично выполняется упражнение“Цветочек”,когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
“Рыбалка”,в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
Не менее интересна игра “Веселый огород ”. На полянке находятся две корзинки, в которых находятся синие буквы – согласные и красные – гласные. В двух других находятся овощи и фрукты. Берем любой овощ или фрукт выкладываем его на полянку, а дети должны выложить это слово.Можно смешать овощи и фрукты, а дети должны разобрать по корзинкам.
Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать или какую-то игрушку назвать «Звукоед») который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии. И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на интерактивной доске, пересказы-драматизации, стихи-драматизации.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.
Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе.
Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника логопункта, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребёнка.
Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития младших школьников.
И хочу закончить словами Е. И. Тихеевой:
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и появлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».
Используемая литература:
Коррекционно – развивающая работа с детьми; Н.В. Серебрякова, издательство КАРО, 2008 год.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; Т.Б.Филипова, Г.В.Чиркина, издательство Айрис пресс, 2007 год.