Доклад на тему: "Экологический потенциал предметов начального звена"
Доклад на тему: "Экологический потенциал предметов начального звена"
Доклад на тему: "Экологический потенциал предметов начального звена"
В невесёлой гамме наших сегодняшних переживаний, всё явственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивает всё человечество.
Проблема экологического образования школьников не надумана и решение её должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.
Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный длительный процесс, но он необходим, т.к. будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Экологический потенциал предметов начального звена"»
Экологический потенциал предметов начального
звена.
Экологические проблемы в теории педагогики в учебно-воспитательном процессе школ.
Значение и состояние экологии в системе учебно- воспитательной работы школ.
Нравственно- экологические проблемы и системный подход к их решению на уроках.
В невесёлой гамме наших сегодняшних переживаний, всё явственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивает всё человечество.
Проблема экологического образования школьников не надумана и решение её должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.
Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.
Экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина, литература и русский язык.
Таким образом, современная экология-это универсальная бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология- это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки её охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников
спосооствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться в пользу природе. Надо, чтобы ребёнок понял, что природа- это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу- значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа- важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально- нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперёд- сейте зёрна,
Если вы думаете на 10 лет вперёд-сажаете деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперёд-воспитывайте человека.
Наверное, это и есть основная цель экологического образования и воспитания.
Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой.
Экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах.
Экология должна стать важнейшим элементом системы образования, причём обязательным, как изучение письма или арифметики.
Поэтому главной целью всех педагогов должно быть: воспитание высокой экологической культуры школьника. Для этого необходимо
формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание, следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, и игровые приёмы обучения.
Большими возможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладают уроки природоведения. Изучение мира растений, животных, природных явлений, составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на этих уроках. Можно использовать нестандартные формы, приемы, повышающие интерес к предмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее, чтобы уроки носили познавательный характер, проводятся практические работы. Можно предлагать учащимся на уроках природоведения использовать кроссворды, которые повышают любознательность детей, познавательный интерес к природе.
Однако сформировать нравственно- экологическое сознание школьников, ограничивалось рамками одного учебного предмета невз- можно, поскольку у детей будет создаваться неполное представление о сложной системе взаимодействий, характеризующих вопросы охраны природы. Поэтому необходима интеграция научного знания: привлечение к этому процессу других учебных дисциплин, то есть, включая экологический материал в ткань разных предметов, учителя активизируют у детей и развивают интерес к природе. На таких уроках дети лучше усваивают изученный материал, у них развивается любознательность, вырабатываются умения обобщать, делать выводы, а знания приобретают систематичность.
На уроках математики необходимо вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы, приобщать детей составлять задачи, используя знания полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой.
Например: Отгадайте загадку.
Возле ёлок из иголок Летним днем построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник)
-Кто видел муравьев?
- Почему нельзя разорять муравейник?
Решим задачу про них.
Четыре муравья тащат соломинку, а три спешат им на помощь. Сколько всего муравьев будет тащить соломинку?
Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?
интегрированные уроки- природоведение и математика, чтение и природоведение, русский язык и природоведение реальный шаг в направлении, экологизации растущего человека . «Природа и люди - одно целое», «Природа в опасности.» , «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.
Природоведение
«О чем рассказывает глобус»
«Лес и человек в лесу»
«Водоем- природное сообщество»
Внимание можно уделить таким урокам и темам.
Русский язык.
1 )Сочинение «Какой я представляю себе нашу планету, глядя на глобус»
Составление и запись памятки «Как вести себя в лесу»
Составление и запись памятки « Как вести себя у водоема»
Многие педагоги экологическое воспитание и образование осуществляют и в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков, факультативов. Использование экологических сказок, рассказов В.А. Сухомлинского, чтобы научить ребенка видеть вокруг себя, пагубное влияние человека на природу. Знакомство детей с лекарственными травами, с их биологическими особенностями, с основами охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека. Использование дидактических игр, например «Угадай дерево по листу» или « Что изменилось». Задания на систематизацию и обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.
Например: Хоровод дружбы.
Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелы и цветок,
Дружат лист и лепесток,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Продолжить своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.
Анализ литературы, опыт школ по данной проблеме показывает, что немало учителей, понимающих, что воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, являются одним из факторов, определяющим сохранение жизни на нашей планете.
Немаловажную роль играют и уроки русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает, что данный
предмет обладает нравственно - экологическим потенциалом. Для систематического осуществления экологической работы следует включать дополнительный материал, используя диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.
С учетом возрастных особенностей младших школьников появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.
Как не вспомнить великого педагога К. А. Ушинского, который смотрел на загадку, как на картинное описание предмета, веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения.
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, т. к. главная цель учителя не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувство, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр - познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения.
Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое в т.ч. и благополучия самого человека.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный длительный процесс, но он необходим, т.к. будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов.
псиильзуя экологический материал каждый учитель нашей школы осуществляет личностно- ориентированный подход к учащимся в изучении экологических проблем.
используя разнообразные формы и методы организации работы учащихся, позволяющие раскрыть содержание предложенной темы.
создавая атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
стилизируя учащегося к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться , получить неправильный ответ;
поощряя стремление ученика предлагать свой способ работы, анализируя в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечая и поддерживая оригинальные.
применяя задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала словесную, графическую, условно - символическую.
создавая педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работать.
Обсуждая с детьми в конце урока не только то, что мы узнали (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что сделать по-другому;
при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
при задании на дом называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.