Доклад на тему"Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
Доклад на тему"Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
Многие века наш народ жил верой в Бога. Люди впитывали веру с молоком матери и руководствовались его в своих поступках. Именно благодаря своей глубокой вере наши предки создали великую Россию-могучую державу, к голосу которой, затаив дыхание, прислушивался весь мир. В XXстолетии, когда революционная смута расползлась по русской земле кровавым пятном "времен связующая нить" была насильственно разорвана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса "Основы религиозной культуры и светской этики" »
Доклад по теме
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
Автор: Белоколоцких О.Э.,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»,
город Новый Уренгой
Многие века наш народ жил верой в Бога. Люди впитывали веру с молоком матери и руководствовались ею в своих поступках. Именно благодаря своей глубокой вере наши предки создали великую Россию - могучую державу, к голосу которой, затаив дыхание, прислушивался весь мир.
В XX столетии, когда революционная смута расползлась по русской земле кровавым пятном, "времен связующая нить" была насильственно разорвана, а страна была брошена в пучину саморазрушения. Именно в то время под видом борьбы с "опиумом для народа" стало насаждаться самое дикое невежество, отравленные плоды которого мы пожинаем до сих пор…
До недавнего времени школьные образовательные стандарты содержали конкретный перечень требований исключительно к предметным результатам подготовки обучающихся. Приоритет был отдан знанию школьниками основ различных наук. Но у жизни свои правила. И каждый день она демонстрирует всем нам, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель - субъект - не достиг нравственной чистоты и благородства души.
В федеральных государственных стандартах второго поколения четко определены конкретные требования к составляющим результата обучения сегодня: личностным, метапредметным и предметным. Причем, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении: нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Таким образом, федеральные образовательные стандарты определяют школу как основное звено в системе воспитания подрастающего поколения.
С целью решения задач духовно-нравственного воспитания в учебный план введен комплексный учебный курс для обучащихся 4-х классов "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), ориентированный на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В педагогической литературе описано множество методов и приемов нравственного воспитания, в разной степени направленных на формирование мотивов нравственного поведения. Существуют специальные классификации, помогающие разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным жизненным обстоятельствам. Однако единое логическое обоснование для упорядочения многочисленных способов педагогического воздействия найти невозможно, поскольку явления воспитания очень сложны и противоречивы. Вот почему в вопросе духовно-нравственного воспитания детей приоритетной является личность учителя.
Для любого рода деятельности: от грубой физической до самой утонченной духовной, к которой в том числе относится учительство, существуют главные побуждения, основные стимулы, определяющие его ценность. Воспользуюсь для наглядности тремя картинами.
Учитель внедряет современные технологии в образовательный процесс, осваивает школьные инновации. Идея не принята самим учителем, все выполняется под давлением проверяющих, администрации школы. Здесь побуждением к труду является насилие. А эту форму труда я называюмучением.
Вторая картина. Чтобы удовлетворить свои потребности, например, аттестоваться, учитель вынужден внедрять новшества, реализовать новые образовательные стандарты и т.д. За свой труд он получает определенное материальное вознаграждение – плоды. Этот вид деятельности, безусловно, шаг вперед, здесь нет явного насилия, учитель работает для себя. Однако этот вид деятельности можно назвать трудом только в узком смысле слова.
Картина третья. Учитель ведет урок. Детям не интересно, они отвлекаются. Нет эмоционального отклика, мучительно долго тянется время. Образовательный эффект слабый. Учитель задумывается: чтобы научить этих сорванцов, зажечь в них искру познания, пробудить желание быть деятелями, а не созерцателями, в уроке надо что-то менять. Учитель берется за освоение новых технологий. Форму труда в последнем примере я называю РАБОТОЙ. Что является побуждением в работе? Великий и вечный стимул – любовь! К детям, к профессии, к будущему. До тех пор, пока стимул к труду учителя не исходит из глубины души, пока он не затрагивает самых возвышенных ее струн, глупо рассчитывать, что пустыни превратятся в плодоносящие сады и в безводных местах начнут бить источники. Только свет внутренней жизни учителя способен озарить внешнюю жизнь его учеников. В этом – высочайшая поэзия Учительства.
Обучать детей основам православной культуры может и должен только учитель, в душе которого горит огонь православной веры. Наполнить ребенка знаниями, будто сети рыбака богатым уловом, сможет любой. А вот "прорвать" цинизм юной души, заставить почувствовать душевный трепет перед православной иконой, иконостасом в православном храме, дать детям прикоснуться к великому, ощутить благоговение у распятия Христа под силу не каждому. Может ли педагог, чуждый идеям православного воспитания, зародить ростки веры в детской душе? Может ли невидящий сам, заставить увидеть другого? Ответ очевиден. Не содержание учебника определяет процесс познания. Его определяет учитель.
Главной целью курса ОРКСЭ, основной задачей всего воспитательного процесса в школе должно стать стремление научить детей видеть и чувствовать мир. Здесь нельзя медлить, нельзя откладывать. Ведь именно бесчувственность, неумение понять и осмыслить, увидеть и услышать рождают апатию, лень, бессмысленное провождение времени. Не бороться надо с недостатками и пороками детей, а учить их благословенному и спасительному искусству – видеть мир. Чтобы дети усвоили какую-либо информацию о мире, им надо сначала полюбить этот мир. А любить – значит уметь его видеть.
Уроки ОРКСЭ – это постоянный сокровенный разговор с детской душою. Не надо давать школьникам свое уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли. Задача учителя – пригласить детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить счастливой жизнью, основу которой составляют такие добродетели, как доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, испытаниям.
Как же рассказать детям, например, о доброте, без привычных назидательных интонаций, чтобы все рассказываемое коснулось души и оставило в ней свой след? Отправной точкой разговора должны быть эпизоды из жизни лучших людей нашей земли, сказки, рассказы, стихи и притчи, цитаты как повод к размышлению, обсуждению той или иной духовно-нравственной проблемы. Детей надо учить на образцах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве. Слушайте музыку и обсуждайте ощущения от нее. Рассматривайте картины и говорите о том, что влечет души художников и заставляет их творить. Заведите "Журнал причин и последствий", в который дети будут записывать разные события их жизни и все, что вытекает из них. Нарисуйте солнце, спрятанное в душе человека, радугу, как лестницу в небеса. Придумайте «язык добра». Напишите священный гимн Великой Жизни. Отправляйтесь в путешествие к звездам. Засевайте чистую почву детского сердца семенем Божественной мудрости.
Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Культура любого народа, прежде всего, проявляется в идеях семейного воспитания. Развитие личности обучающегося зависит как от объективного содержания социально-нравственного опыта семьи, так и в значительной мере и того, как этот опыт усваивает и осмысливает сам ребенок: что принимается им, отвергается и почему. Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, становится подчас единственным критерием отношения к людям, окружающему миру. Поэтому в условиях реализации нового учебного курса необходима колоссальная работа с семьей. Духовно-нравственное воспитание в семье - сложный социально-педагогический процесс, руководство которым обязан взять на себя учитель, ориентированный на достижение духовного результата своих воспитанников.
Воспитывать - это значит питать и плоть, и душу, и дух. Воспитание во многих семьях свелось, к сожалению, к питанию в чисто физиологическом смысле: сытый человек - благополучный и добрый. Заботясь о плоти мы забываем о душе. Пришло время вспомнить истинный порядок вещей: дух питает душу, душа преображает плоть.
Мир веры сегодня для многих действительно непознанный, непонятный, бесконечно далекий, как звездные галактики. Давайте вместе стремиться приблизить его к нам и нашим детям, раскрыть его сокровища и снова оживить наш православный дух.