kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» »

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Л.В. Харченко

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№9

З.К. Хамукова

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№9


Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Наши мудрые предки понимали: выживет лишь тот человек (и тот народ), который умеет существовать в гармонии с окружающим миром. Жизнеспособен тот, кто нашел на земле свое место и свое дело. Жизнеспо­собен тот, кто умеет найти общий язык («поладить») с окружающим миром - и в природе, и в социуме. Жизнеспособен тот, кто оставит после себя на земле здоровое, сильное и хорошо обученное потомство.

Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народ­ное художественное творчество.

Но сокровищница народной культуры и народной педагогики открыта для нас и сегодня. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой.

Наша программа «Педагогический потенциал народной культуры» обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.

Программа носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими цен­ностными ориентациями в единстве и взаи­мосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это ду­ховная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.

Приоритетным в программе является чувственно-эмоцио­нальное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музы­кальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.

В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осу­ществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельнос­ти детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонациональ­ного и трудового города.

Необходимо организовать по­исково-исследовательскую деятельность уча­щихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духов­но-нравственной потребности. Это отноше­ние выстраивается как открытие умения чувствовать и размышлять во временной перс­пективе, утверждаясь в социуме.

Модернизация образования совершенно не предполагает отказ от замечатель­ных достоинств и ценностей, характерных для народной культуры. А поэтому задачу педагогов мы видим в том, чтобы ненавязчиво, увле­ченно и потихонечку возвращать детей в русло истинной народной культуры, с ее духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью. И в этом смысле национальная школа является замечательным хранителем, воспи­тателем и распространителем народной культуры.

Наша программа воспитательной деятельности выстраивается сту­пенчато, в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Через сказку, миф, игру дети приобща­ются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков. Интерес ведет к осознанию, осознание формирует личность, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Детская мудрость поражает. Обсуждая храбрость и мужество героев народного эпоса на уроках литературного чтения, ребята всегда замечают, что, защищая с оружием в руках «вдов, сирот да малых детушек» на своей земле, герои не пытаются, раз­махивая мечом, наводить порядок на землях чужих.

Используя богатейший опыт народной педагогики, школа одновремен­но может решать задачи патриотического, интернационального и духовно нравственного воспитания, развивать интеллект и творческий потенциал учащихся, формировать экологическую культуру и способствовать утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья - род - народ - че­ловечество».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Харченко Л.В. Хамукова З.К.

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства