Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» »
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Л.В. Харченко
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№9
З.К. Хамукова
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№9
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей, задача воспитания, говоря простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача педагогики.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Наши мудрые предки понимали: выживет лишь тот человек (и тот народ), который умеет существовать в гармонии с окружающим миром. Жизнеспособен тот, кто нашел на земле свое место и свое дело. Жизнеспособен тот, кто умеет найти общий язык («поладить») с окружающим миром - и в природе, и в социуме. Жизнеспособен тот, кто оставит после себя на земле здоровое, сильное и хорошо обученное потомство.
Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народное художественное творчество.
Но сокровищница народной культуры и народной педагогики открыта для нас и сегодня. Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой.
Наша программа «Педагогический потенциал народной культуры» обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.
Программа носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет организовать работу по ознакомлению учащихся с ведущими ценностными ориентациями в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Так, этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это духовная история России и Адыгеи; языковая культура, искусство.
Приоритетным в программе является чувственно-эмоциональное проживание школьниками красоты родной земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры, знакомство с обрядами и традициями прошлого и настоящего своего народа.
В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонационального и трудового города.
Необходимо организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие умения чувствовать и размышлять во временной перспективе, утверждаясь в социуме.
Модернизация образования совершенно не предполагает отказ от замечательных достоинств и ценностей, характерных для народной культуры. А поэтому задачу педагогов мы видим в том, чтобы ненавязчиво, увлеченно и потихонечку возвращать детей в русло истинной народной культуры, с ее духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью. И в этом смысле национальная школа является замечательным хранителем, воспитателем и распространителем народной культуры.
Наша программа воспитательной деятельности выстраивается ступенчато, в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Через сказку, миф, игру дети приобщаются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков. Интерес ведет к осознанию, осознание формирует личность, раскрывает творческий потенциал ребенка.
Детская мудрость поражает. Обсуждая храбрость и мужество героев народного эпоса на уроках литературного чтения, ребята всегда замечают, что, защищая с оружием в руках «вдов, сирот да малых детушек» на своей земле, герои не пытаются, размахивая мечом, наводить порядок на землях чужих.
Используя богатейший опыт народной педагогики, школа одновременно может решать задачи патриотического, интернационального и духовно нравственного воспитания, развивать интеллект и творческий потенциал учащихся, формировать экологическую культуру и способствовать утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья - род - народ - человечество».