Просмотр содержимого документа
«"Дневник наблюдений " в начальной школе - взгляд по новому.»
«Дневник наблюдений в начальной школе» - взгляд по новому.
Я работаю в начальной школе более 30 лет, и уже давно мои ученики ведут свои дневники наблюдений. Говорят, времена меняются и даже дети уже не такие, как раньше.
Раньше на уроках природоведения дети вели дневники наблюдений – следили и записывали наблюдения за погодой, за изменениями в природе и т. д. но мало места для простора мысли. И ребята вели записи, зарисовывали, вклеивали вырезки и картинки, а затем делились своими наблюдениями.
Время прошло много, но я по-прежнему со своими учениками веду свободные дневники наблюдения, при этом развивается и внимательность, и наблюдательность, и усидчивость, и ответственность, и развитие речи, и фантазия и воображение. Словом, все что встречается в окружающей их жизни. Кроме того этого требуют новые стандарты ФГОС.
На одном из первых родительских собраний в первом классе я рассказываю родителям о важности ведения дневников наблюдений. Только в таком союзе «Учитель-Ученик-Родитель» мы сможем все преодолеть.
И одной из первых задач перед родителями ставится задача: по дороге домой из школы / или в школу беседовать о прошедшем дне и «примечать» что-нибудь интересное, о чем потом дети расскажут нам.
Времени. Как всегда катастрофически не хватает, но на первых порах нас выручают уроки по 35 минут и 2-3 минуты после или между уроками мы посвящаем нашим наблюдениям.
Работа эта требует много сил и времени. Но мне и ребятам это нравится, и поэтому я нахожу время.
В 1 классе, пока дети еще не умеют писать и формулировать свои мысли, мы все вместе проговариваем о том, что видели необычного по дороге в школу:
- Пошел дождь!
- А какой? Уже холодный, осенний? Значит, пришла осень.
- Начался листопад.
- Выпал первый снег.
и т. д.
Дети говорят много, главное направить их в нужном направлении.
В 3-4 четверти свои наблюдения начинаем рисовать в специальных для этого альбомах, тетрадках и примерно 1-2 раза в неделю слушаем, рассматриваем рисунки каждого ученика.
Во втором классе ребята записи ведут уже в специальных тетрадях под названием «Дневник наблюдений» (Д/Н) под наблюдением и с помощью родителей по 2-5 предложений, не более, и зачитывают по очереди. В течение недели мы заслушиваем каждого ученика обязательно. В каждом классе есть свои звездочки-артисты и поэты, и кто-нибудь даже сочиняет стишки.
В 3 классе Д/Н , как и дневники по чтению работает ежедневно. Дети читают свои записи и даже демонстрируют рисунки каждый день и сдают Д/Н на проверку в начале года учителю, а дальше проверку осуществляют дежурные и ставят наши специальные детские штампики (дети сами в микрогруппах выбирают себе штампик).
Самый основной - 4 класс. Записи и рисунки дети ведут самостоятельно. И индивидуально. и в микрогруппах разрешено все.
Поощряются самые разные формы оформления своих наблюдений. Даже на отдыхе: на каникулах, на выходных мои ребятишки не дают покоя родителям и самостоятельно, и фотообзор «Как я провел лето», «Где я был и что я видел» и т. д. Знакомя нас слушателей и какой урожай собрали на даче, и какая была погода в Крыму, и как красива Эйфелева башня. Вести со всей планеты ведут дети в классе, потому что им все интересно и они умеют замечать то, что на что не каждый взрослый обратит внимания. Вот такие они мои ученики. У меня снова 1 класс… Работа продолжается.