Просмотр содержимого документа
«Для дистанционного обучения учащихся 3 класса. Окружающий мир "Широкая Масленица"»
«Сударыня - Масленица».
Из далеких языческих времен пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник. Знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласково: «честная масленица», «веселая», «ясочка». Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его и сократить дни празднования с 14 до 8 дней.
Вся неделя празднования масленицы по церковной терминологии именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням великого поста, который следует сразу за масленицей и длится семь недель. До самой Пасхи. Но люди еще в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо. Но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого праздника у русских являются – блины. Даже поговорка была такая: «Без блина – не масленица». У украинцев и белорусов блинов часто не было, а были – вареники с сыром, пекли гречневые блины – гречники.
Блины пекли в течение всей сырной недели. И первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу – для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Историки и писатели отмечают широкий размах праздника, участие в нем всех и старого, и малого, и простолюдина, и знатного. В помещичье-дворянской семье Лариных например, всегда помнили об этом празднике:
Они хранили в жизни сырной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины…
Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названии дней масленицы.
Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни. Которые поют в день «встречи», отличает жизнерадостность.
Вторник – заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния. Представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженных. Маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение – катание с обледенелых гор.
Среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры. Торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытом небом. Из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг именовался разгулом, переломом. Широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда и происходили жаркие кулачные бои.
Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера, хотя и существует поговорка «не к теще на блины едешь» (о чем-то сложном, непростом, что ждет впереди), не только тещи зятев, но и зятья угощали в этот день тещ!
Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье – проводы, целовник, прощальный день, который завершает масленичный чикл. Встретившись в прощенное воскресенье, люди непременно приветствовали друг друга поцелуями, говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста», отвечали «Бог тебя простит». Так же существовали традиции посещать могилы родственников.
В воскресенье масленичной недели «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождающих Масленицу. За околицей устраивали большой костер. Давали чучелу масленицы блин, и торжественного сжигали его со словами: «Гори, блин, гори, Масленица».