Деятельностный подход в образовании и учебном процессе ОС"Школа 2100"
Деятельностный подход в образовании и учебном процессе ОС"Школа 2100"
В выступлении внимание обращено на то, что уже в школе,на начальной ступени обучающиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в образовании и учебном процессе ОС"Школа 2100"»
Деятельностный подход в образовании и учебном процессе
ОС «Школа 2100».
В основе современных систем обучения на ступени начального общего образования лежит деятельностный подход. Однако организация этого вида деятельности вызывает у многих педагогов затруднения. Об этом много пишут, говорят, существует множество мнений, и все они имеют право существовать. Нам сегодня хочется не ударить в грязь лицом, хотя мы знаем, что более точного, более изысканного уже не сотворишь, но возможностям и совершенству нет предела.
Начальная школа работает по Стандартам второго поколения (начальное общее образование) в котором миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности, как важнейшего условия развития российского гражданского общества. Главное направление стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Никто, наверно, не возразит, что именно начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Что же следует из этого для нас, педагогов? В первую очередь, мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Еще Л.С.Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология» (она была опубликована в 1926 году) говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному». Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно». Каким же образом согласно стандартам второго поколения реализуется на практике деятельностный подход к обучению? Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей. В требования к организации обучения включены:
• организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
• выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
• организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей. В настоящее время особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода. Насколько каждый из УМК, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ к использованию отражает идеологию ФГОС НОО: формируются ли средствами УМК основы умения учиться и способность к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе. Наша школа давно начала работать по УМК «Школа 2100…». У нас накоплен довольно богатый опыт и мы с уверенностью можем сказать, что данный УМК вполне реализует идеологию нового принятого стандарта. Нами сделаны следующие выводы: Открытый Учебно-методический комплект «Школа 2100» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» автора Л.Г. Петерсон. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход. Данная концепция представлена в научно-методических пособиях: − «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода», 2005; − «Что значит уметь учиться», 2006; − «Деятельностный метод обучения: образовательная система "Школа 2000…”», 2007; − Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе "Школа 2000…”», 2008; − «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений», 2009 и др. Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Школа 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие, необходимости проблемного диалога. Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы:
•преемственности между различными ступенями образования;
•сделать учебный процесс единым и непрерывным, наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности. Проблемно – диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Методы обучения – проблемные. Формы организации учебного пространства - коллективные. Содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и познавательного интереса, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации и работы в современных информационных сетях. (Например такие формы познавательной деятельности как «Блиц- турнир») УМК «Школа 2100», безусловно, отражает интересы и потребности современного ребенка. Индивидуальную траекторию саморазвития каждого обучающегося в УМК «Школа 2100» обеспечивает сочетание дидактических принципов минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Мотивация к учению в УМК «Школа 2100» обеспечивается за счет реализации следующих требований «надо» − «хочу» − «могу» (технология деятельностного метода и система дидактических принципов «Школа 2100» (принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества):
•организации понимания учащимся методологически обоснованной нормы учебной деятельности (того, что значит учиться, что «мне надо» делать);
•организации осознания ими личностной значимости учения (того, почему «я хочу» учиться);
•создании ситуации успеха, веры в свои силы (осознания того, почему «я могу» учиться).
В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий. Это позволяет сделать вывод о том, что УМК «Школа 2100» обеспечивает системное формирование всех групп УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных. В УМК «Школа 2100» на уроках общеметодологической направленности учащиеся знакомятся с функциями ученика и учителя в совместной деятельности:
•ученик учится (учит себя), то есть выполняет учебную деятельность;
•учитель выполняет две роли − организатора деятельности ученика и его помощника.
На этой основе строятся правила взаимодействия между учителем и учениками, и между учениками, эффективные с точки зрения достижения совместного результата, которыми как раз и является «достижение личностного, социального и познавательного развития учащихся». Осознание каждым участником образовательного процесса личностной значимости данного результата, наличие согласованных правил эффективного взаимодействия и четкой системы организации уроков, обеспечивающей поэтапное формирование всех видов УУД, позволяет придать сотрудничеству конструктивный и продуктивный характер. Главным механизмом формирования самостоятельности в УМК «Школа 2100» является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. На самых первых уроках 1 класса учащиеся знакомятся с основными двумя шагами учебной деятельности. Они узнают, что «учиться − это значит, во-первых, понять, что я не знаю, и, во-вторых, самому найти способ действий». Таким образом, самостоятельность становится мерилом их эффективности как учеников, и на этапе рефлексии каждого урока они выполняют самооценку своей учебной деятельности, исходя именно из этого критерия. Затем дети осваивают механизмы самостоятельного учения, то есть ответ на вопрос: «Что я должен делать, чтобы самостоятельно решать учебные задачи?». Постепенно и последовательно они знакомятся со всеми шагами учебной деятельности, осваивают общие надпредметные способы их осуществления, затем осмысленно применяют их на уроках по разным учебным предметам при решении различных учебных задач. В результате, у детей формируется знание способов организации самостоятельной учебной деятельности и умение учиться самостоятельно в соответствии с общими методологическими требованиями. Таким образом, реализация программы «Школа 2100» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Образовательная система «Школа 2100» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
УМК «Школа 2100»полностью обеспечивает сочетание результатов обучения: предметных (развитие конкретных предметных умений), а также метапредметных результатов (развитие УУД). К развиваемым универсальным учебным действиям можно отнести:
•интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией, представленной в различных видах),
•собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д. )
•организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
•коммуникативных умений(эффективное и результативное общение в совместной деятельности),
•нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев). •личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника
Учебные задания данного УМК сконструированы с точки зрения развития УУД в соответствии с возрастными возможностями детей. Так например, на уроках русского детям предлагается:
выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат:
• упр. 173, 4 класс,
• 3 класс, первый урок по теме: «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ». Система упражнений, открывающая новые знания:
1) Упр.344. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины. Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину7 Почему? Чем похожи эти слова?»
2) Упр. 345. Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
3) Упр. 346. Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».
4) Упр. 347. … Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать? … выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова».
5) «?» Обобщение знаний. «Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах по плану: …».
6) Прочитай определение в рамке. Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. «Все ли было верно в твоем рассказе?». (Дети читают правило.).
• 3 класс, упр. 230. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. «Прочитай имена существительные. Выпиши их в два столбика. …В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода. В какой столбик ты записал слова мужского рода, в какой – женского? … Как ты определил? Какими словами-подсказками можно воспользоваться? Какие существительные ты написал -одушевленные или неодушевленные?»
вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание:
• Упр. 81. «Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером. …»
• 87. «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми»
• 2 класс, упр.73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай?»
извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
• 75. «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений:
• Правила, определения и др. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов (даны в учебнике или составляют с детьми). Например, 3 класс, упр.1 «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5»; упр. 208
• Система работы с различными словарями. Например, 4 класс,
упр. 12, «Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;
упр.14. « …. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова.»;
3 класс, упр.221 «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?».
Личностные.
• Многие тексты упражнений носят духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев: 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха» Задание: «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр.2 стр.33 «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие. «В одном доме жили две девочки… (По В. Одоевскому)»».
• Умение доказывать свою позицию. Упр. 17, 4 класс: «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен? (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык.)»
Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа 2100…» является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
Основной задачей курса математики – обучение младших школьников построению, исследованию и применению математических моделей. При этом внимание уделяется трём этапам формирования и изучения данных моделей:
• этапу построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
• этапу построения математической теории, в которой описывается свойства построения модели;
• этапу приложения полученных результатов к реальному миру.
Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками, т.е. деятельностномуметоду обучения.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Особенность деятельностного метода в курсе математики в УМК «Школа 2100..» заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения новых знаний:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) (1-2 мин.).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний (4-5 мин.).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин.).
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 мин).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление (4-5 мин.).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут;
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 минут;
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3 минуты;
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.