Дидактическое пособие "Орфографические минутки на уроках русского языка в начальной школе"
Дидактическое пособие "Орфографические минутки на уроках русского языка в начальной школе"
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.
Главное направление нашего методического пособия - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Основное содержание сборника посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.
При обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы.
Главная цель нашей работы – научить активному универсальному способу получения знаний, способствовать развитию орфографической зоркости в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Орфографические минутки на уроках русского языка в начальной школе"»
Введение
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.
Главное направление нашего методического пособия - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Основное содержание сборника посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.
При обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы.
Главная цель нашей работы – научить активному универсальному способу получения знаний, способствовать развитию орфографической зоркости в процессе обучения.
Задачи:
· изучение научно-методической литературы по исследуемой теме;
· использование различных педагогических технологий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
· активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка
. определение условия формирования орфографического навыка младшего школьника
Как помочь ученикам за короткую языковую минутку повторить пройденный материал, при этом сохранить интерес к предмету?
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, письмо стало бы осознанным и грамотным?
Этот вопрос волнует как всех учителей начальных классов, так и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку “дано” от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:
во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Процесс выделения опознавательных признаков проходит ряд ступеней. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью последовательной проверки их признаков. После тренировки ученик уже не проверяет заданные признаки, а сразу опознает орфограмму, т.е. одномоментно, без последовательной фиксации ее свойств. Формирование же целостного образа оказывается невозможным без предварительного усвоения существенных его признаков. Значит, нахождение орфограмм обусловлено знанием опознавательных признаков и умением определять их;
во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологи-ческим минимумом. Начальные классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, чем тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности.
Кроме того, психологической особенностью младшего школьного возраста является особая эмоциональность. Освоение ведущей в этот возрастной период учебной деятельности, идёт достаточно медленно, как и формирование орфографических навыков. Ребёнку трудно сразу переключиться с игры на учение. Нужны какие-то переходные формы обучения. Современные учителя знают, что положительные эмоции обеспечивают успешность протекания целенаправленной деятельности школьников, а отрицательные, наоборот, часто снижают интерес к учению. Г.И. Щукина указывает на то, что познавательный интерес выступает “мощным побудителем активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной”. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создаёт условие, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся и усвоение материала. В целях создания положительных эмоций ими (учителями) используются проблемный подход в обучении, вносятся элементы занимательности;
в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип способствует развитию орфографической зоркости младших школьников
Как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а так же одновременного развития навыков правописания. Опыт работы в школе убедил нас в том, что таким методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки, позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса.
Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания.
Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.
Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, тексты, подбираемые для языковых минуток располагают и широкими воспитательными возможностями.
Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к языку, изучаемому предмету.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха.
Аа
1. Минутка чистописания Аа
2. Дать характеристику звуку /а/
(гласный, в тексте может быть ударным или безударным)
3. Объяснить смысл пословиц:
Где аккуратность, там и опрятность.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
-какие орфограммы встретились в пословицах? Объяснить.
- Запиши 5 слов с этой же орфограммой ( ванна, Анна,пассажир)
- назвать слова с ударением на втором слоге;
-назвать звонкие согласные
- назвать мягкие согласные
- назовите существительные, докажите.
4. Записать имена детей на букву А:
Аня, Алёша, Алина, Антон, Амирлан
Почему эти слова написаны с большой буквы?
-как изменятся имена первых двух детей, когда они вырастут? (Анна, Алексей)
5. Вспомните названия городов на букву «А»:
Астана, Алматы, Актобе, Атырау, Аркалык.
-что общего у слов? (пишутся с большой буквы)
6. Вспомните словарь на букву «А»:
Алфавит, акын, аптека.
- разбей слова на группы (одушевленные и неодушевленные, три слога и два слога)
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения.
7. Подбери синонимы к словам:
Аккуратный –опрятный, чистый
Аппетитный – вкусный
Алый – красный, багряный, пунцовый
Апрель – снегогон, цветень
8. Подбери антонимы к словам:
Аккуратный - неряшливый
9. Объясни значение фразеологизма:
Аника – воин – хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.
10. Это интересно:
Арасаны (минеральные воды) – целебные источники, полезные для здоровья человека. Артезианские колодцы – это колодцы при бурении которых вода пойдёт вверх под большим напором, т.к. она находится между двумя водоупорными слоями.
Бб
1. Минутка чистописания Бб
2. Дать характеристику звуку /б/ (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, имеет пару глухой /п/)
3. Объяснить смысл пословиц:
Без беды друга не узнаешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
--какие орфограммы встретились в пословицах? Объяснить.
- назвать слова с ударением на втором слоге;
-назвать звонкие согласные
- назвать мягкие согласные, всегда мягкие согласные.
- назовите существительные, докажите.
4. Записать имена детей на букву Б:
- как Борю будут звать, когда он вырастет? Какое отчество будет у ребенка, если папу зовут Борис?
Боря, Борис, Борисович
-какие орфограммы встретились в словах? Объяснить.
5. Вспомните названия озера в Казахстане на букву «Б»:Балхаш
- Что вы знаете про озеро Балхаш? (Балхаш – наполовину солёноё, наполовину пресное.)
-- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Воевать – бороться, биться, сражаться
Воровать – красть, похищать
Врать – лгать, обманывать
Верный – надежный, преданный
Враг – противник, недруг, неприятель
Вкусный – аппетитный, лакомый
Вершина – гребень
7. Подбери антонимы к словам:
Восток – запад
Восход – закат
Век – мгновение
Высокий – низкий
8. Объясни значение фразеологизма:
Волк в овечьей шкуре – злые люди, прикидывающиеся добрыми.
Витать в облаках – грезить, мечтать, фантазировать.
Гг
1. Минутка чистописания Гг
2. Дать характеристику звуку /г/ (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, имеет пару глухой /к/)
3. Объяснить смысл пословиц:
Грамоте учиться всегда пригодится.
-Внимательно прочитать пословицу.
- Повторить её не заглядывая в текст.
-Прочитать предложение орфографически.
-Назвать в предложении все орфограммы.
-Закрыть текст, писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
-Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
- назвать слова с ударением на втором слоге;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите глаголы, докажите.
3. Записать имена детей на букву Г:
Галя, Гена
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Галина, Геннадий)
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Геннадий? (Геннадьевич)
4. Вспомните словарь на букву «Г»:
Г_зета, горо_, г_лубой, г_гант.
-вставь пропущенные буквы, назови орфограмму
- разбей слова на группы ( три слога и два слога, сущ. и прилаг.)
- как сказать по-другому (синоним): гигант - великан.
- подбери родственные слова: город – городской, городишко, городок.
-какие орфограммы встретились, объяснить.
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
5. Подбери синонимы к словам:
Грустный – печальный, скучный, невеселый
Гостеприимный – радушный, хлебосольный
Грубый – резкий, дерзкий, вызывающий
Гневаться – сердиться, дуться, злиться
7. Подбери антонимы к словам:
Гласный – согласный гасить - зажигать
Голодный – сытый город - село
Грустный – веселый глубокий - мелкий
8. Объясни значение фразеологизма:
Ни к селу ни к городу – не к месту, некстати.
Гореть на работе. ( В каком значении употреблено слово «гореть»?)
9. Это интересно:
Горы в переводе на казахский язык обозначают «тау». Самая высокая гора Казахстана: гора Белуха (Актау). Горы Тянь-Шань (небесные горы), Зайлийский Алатау – хребет Тянь-Шаня. Алатау переводится – Пёстрые горы. На юго-востоке страны есть горы Тарбагатай (горы, на которых водятся сурки).
Дд
1. . Минутка чистописания Дд
2. Дать характеристику звуку /д (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, имеет пару глухой /т)
3. Объяснить смысл пословиц:
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Дружба дружбе рознь: иную хоть брось.
Друзья познаются в беде.
-найти орфограммы в пословицах, объяснить
- назвать слова с ударением на третьем слоге;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите глаголы, докажите.
4. Записать имена детей на букву Д
Даша, Дима, Денис
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Дарья, Дмитрий)
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Дмитрий? (Дмитриевич)
5. Вспомните словарь на букву «Д»:
Дев_чка,дер_во,д_ревня, д_журный, д_кабрь.
-вставить орфограммы.
- взаимопроверка в парах
- разбей слова на группы ( три слога и два слога,одуш./неодуш.)
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Дорога – путь, колея Друг – приятель, товарищ
Дымчатый – серый, стальной, пепельный Дети – детвора, ребята
Душистый – ароматный, пахучий
Дивный – чудный, сказочный, удивительный
Дрожать – трястись, трепетать
7 Подбери антонимы к словам:
День – ночь диалог - монолог
Добро – зло дюжий – хилый
Добросовестный – халатный далекий – близкий
8. Объясни значение фразеологизма:
Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся.
Держать камень за пазухой – затаить злобу, быть готовым отомстить кому-либо
Довести до белого каленья – сильно рассердить, вывести из терпения кого-либо
9. Это интересно:
Какие деревья знаете?
Дерево – многолетнее растение с одним стволом (утолщённым стеблем), который сверху разделён на множество ветвей. Самые высокие – эвкалипты (яблоня, вишня, слива относятся к низкорослым), самые быстрорастущие – бамбук, самое широкое – секвоя. Осина и берёза растут несколько десятков лет, дуб и ель – сотни лет, сосна и баобаб – тысячи.
Жж
1. . Минутка чистописания Жж
2. Дать характеристику звуку /ж/ (согласный, непарный по твердости – мягкости,всегда твердый, звонкий, имеет пару глухой /ш/)
3. Объяснить смысл пословиц:
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить - не поле перейти.
- назвать слова, в которых три слога;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные, всегда твердые согласные.
- назовите прилагательные, докажите.
4. Записать имена детей на букву Ж
Женя, Жанна
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Евгений, Жанна)
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Евгений? (Евгеньевич)
5. Записать города Казахстана на букву Ж:
Жезказган, Жетыкара (Костанайская область)
Казахстан богат медной рудой.(медный колчедан) Крупные месторождения – Жезказган и Конырат (в Сарыарке)
-Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения: Желтые листья падают с унылых деревьев.
- Придумай нераспространенное предложение, используя словарные слова:
+
-распространи предложение:
7. Подбери синонимы к словам:
Жуткий – страшный, ужасный, чудовищный
Желтый – золотой, лимонный, шафрановый, янтарный
Жаркий – знойный, жгучий, палящий
Живописный – красивый, прекрасный, восхитительный
Жулик – плут, мошенник, обманщик, шарлатан
8. Подбери антонимы к словам:
Жара – холод
Жесткий – мягкий
9. Объясни значение фразеологизма:
Журавль в небе – мечта, которая не может осуществиться, что-либо несбыточное
Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью
10. . Это интересно:Кто знает значение слова «жуз»? «жунгары»?
В 15 веке племена объединились в Казахское ханство. Ханство состояло из трёх жузов: Старшего, Среднего и Младшего. Огромные усилия по объединению трёх жузов приложил Тауке хан. В качестве советников он привлёк на службу самых мудрых своих современников: Толе би из старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего жуза. Они составили первый в истории казахского народа свод законов, который назывался «Жеті жарғы»(семь законов) Самые опасные враги – жунгары (джунгары). Абылай хан поднял казахский народ на борьбу с жунгарами.
Зз
1. . Минутка чистописания Зз
2. Дать характеристику звуку /з (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, имеет пару глухой /с/)
3. Объяснить смысл пословиц:
З_мля – что мать: что посе_шь, то и р_дит.
Знание – лучшее б_гатство.
-вставь пропущенные орфограммы, объяснить.
- в первой пословице подчеркнуть мягкие согласные, во второй пословице -звонкие согласные
3. Записать имена детей на букву З
Зина, Зоя, Захар
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Зинаида)
4. Какое озеро Казахстана начинается на букву «З»? (Зайсан – восток Казахстана)
5. Вспомните словарь на букву «З»:
Заяц, завод, забота.
- разбей слова на группы ( три слога и два слога,одуш./неодуш.)
Заварить кашу – затеять хлопотное или неприятное дело.
Заморить червячка – слегка перекусить.
Завести волынку – надоедливо, долго и скучно говорить об одном и том же.
9. Это интересно:
Засухоустойчивые растения(верблюжья колючка, молочай, жузгун, саксаул)– растения, которые растут на почвах, где мало влаги. Верблюжья колючка- корни 15-20 метров. Листья мелкие и редкие, ветки колючие. Молочай – короткий и разветвлённый корень впитывает влагу после редкого дождя или росы; толстые мясистые листья испаряют мало влаги.
ЗЕМНОВОДНЫЕ. (второе название - АМФИБИИ). Головастики их живут в воде, а взрослые животные могут жить и на суше. Земноводные имеют две пары ног. У бесхвостых земноводных – лягушки и жабы – задние ноги длиннее и сильнее передних, передвигаются прыжками. Саламандры и тритоны – хвостатые земноводные. Семиреченский лягушкозуб – редкий тритон, занесён в Красную книгу Казахстана, встречается в Джунгарском Алатау в верховьях горных рек.
Ии
1. . Минутка чистописания Ии
2. Дать характеристику звуку /и/ (гласный, в тексте может быть ударным или безударным, смягчает впереди стоящий согласный)
3. Записать имена детей на букву И
Игорь, Илья, Инна, Ильяс
- Какое отчество будет у детей, если папу зовут Илья? (Ильич, Ильинична)
4. Вспомните словарь на букву «и»:
Извините, иней, изморозь, искусный, искусство
-какие орфограммы встретились в словах? Объяснить.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
5. Подбери синонимы к словам:
Источник – ключ, родник
Июнь – хлеборост, червец
Июль – страдник, сенозарник
Изумрудный – зеленый, малахитовый
Испуг – страх, ужас, боязнь, паника
Искренний - откровенный
6 Подбери антонимы к словам:
Исток – устье
Истина – заблуждение
Искренний - лицемерный
7. Объясни значение фразеологизма:
Из мухи делать слона – преувеличивать
Играть в кошки мышки – хитрить, пытаться обмануть кого-либо
8. Объяснить смысл пословиц:
Испокон века книга растит человека
- в пословице подчеркнуть твердые и глухие согласные.
9 Это интересно:
Известняк – нерудное полезное ископаемое, белого, сероватого, желтоватого цвета, легко пилится, обрабатывается. Горы из известняка кажутся белыми, например, Актау, расположенный на Мангыстау. . Из известняка получают известь (при взаимодействии с кислотой и водой шипит). Глина + известняк = цемент,
песок + известь = белый кирпич. Известняк - хороший строительный материал, его наз белым камнем (Москва белокаменная, мавзолей Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане). В городе Актау многие дома построены из известняка. Очень известны Мангыстауские карьеры известняка.
Кк
1. . Минутка чистописания Кк
2. Дать характеристику звуку /к/ (согласный, парный по твердости – мягкости, глухой, имеет звонкую пару /г/)
3. Объяснить смысл пословиц:
Книга подобна воде: пробьет дорогу везде.
Испокон века книга растит человека.
-Внимательно прочитать пословицу.
- Повторить её не заглядывая в текст.
-Прочитать предложение орфографически.
-Назвать в предложении все орфограммы.
-Закрыть текст, писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
-Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
- назвать слова, в которых три слога;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите существительные, докажите.
-назовите морфологические признаки любого существительного
4. Записать имена детей на букву К
Коля, Катя, Костя.
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Николай, Екатерина, Константин)
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Костя? ( Константиновна, Константинович)
5. Записать города Казахстана на букву К :
Караганда, Кокшетау, Костанай, Конырат.
В Караганде богатые залежи каменного угля. В Караганде добывают закрытым способом (это месторождение открыл Апак Байжанов в начале 19 века)
Костанай богат добычей железной руды.
Конырат и Жезказган (в Сарыарке) - крупные месторождения медной рудой.(медный колчедан)
-Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения.
- Придумай нераспространенное предложение, используя словарные слова:
+
-распространи предложение:
7. Подбери синонимы к словам:
Колея – дорога, линия, путь.
Красный – румяный, пунцовый, багряный, кумачовый.
Комната – светлица, горница
Караулить – охранять
Кочевать – скитаться
Командовать – править, руководить, управлять
8. Подбери антонимы к словам:
Кроткий – яростный
Крепкий – непрочный
Краснеть – бледнеть
9. Объясни значение фразеологизма:
Как аршин проглотил – о человеке, который держится неестественно прямо, скованно.
Как в воду глядел – о человеке, который будто заранее знал что-либо, точно предсказывал что-либо.
Как курица лапой – небрежно, неряшливо.
Кот наплакал – мало.
10. . Это интересно:
Кызылординская область на реке Сырдарья. Знаменита богатыми урожаями хорошего риса. В мире насчитывается около 200 сортов риса. Всему миру известен рисовод Ибрай Жакаев. Разводят овец каракульской породы, шкурки которых очень ценятся. Эти шкурки называются смушками.
Лл
1. . Минутка чистописания Лл
2. Дать характеристику звуку /л/ (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, непарный)
3. Объяснить смысл пословиц:
Люби дело – мастером будешь.
Лентяй и сидеть устаёт.
- назвать слова, в которых три слога;
-назвать звонкие согласные
- назвать мягкие согласные.
- назовите существительные, докажите.
4. Записать имена детей на букву
Лена, Лёня, Лера.
-как изменятся имена детей, когда они вырастут? (Елена, Леонид, Валерия)
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Леонид? ( Леонидовна, Леонидович)
В Ленгерском месторождении в Торгайской степи и в Южном Казахстане добывают бурый уголь
Бурый уголь не обладает блеском, выделяет мало тепла, легко крошится, горит коптящим пламенем, остаётся много золы. Используется как местное топливо. В Казахстане 400 месторождений каменного и бурого угля.
Каменный уголь образовался миллионы лет тому назад, когда поверхность земли покрыта лесами из папоротников, хвощей и плаунов, достигавших в высоту 15-30 метров. Сначала из перегнивших в болоте растений получался торф, потом бурый, а затем чёрный каменный уголь.
Мм
1. . Минутка чистописания Мм
2. Дать характеристику звуку /м/ (согласный, парный по твердости – мягкости, звонкий, не имеет пару по звонкости глухости)
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать словосочетания с любым словом.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Метель – буран, вьюга
Март – зимобор
Мокрый – сырой, влажный
Моросит – накрапывает, льет
7 Подбери антонимы к словам:
Мир – война мгновение - век
Мириться – ссориться медленный - быстрый
8. Объясни значение фразеологизма:
Мало каши ел – мало
Мотать на ус - запомнить
9. Это интересно:
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (кормят своих детёнышей молоком). У них крупный головной мозг и развитые органы чувств. В основном 4 ноги. У хищников – когти, у копытных – копыта, у верблюдов – мозолистые подушки, у водных животных – тюленей и моржей – конечности превратились в ласты, а у китов и дельфинов они вообще исчезли, у летучих мышей передние конечности превратились в крылья.
Самая многочисленная группа – грызуны – мыши, крысы, хомяки, белки. У слонов – хобот – это изменённый нос. В группу приматов входит обезьяна. Самые умные из них – орангутаны, гориллы, шимпанзе.
Нн
1. . Минутка чистописания Нн.
2. Дать хар-ку звуку (согл.,звон.,тв., мяг.,)
3. Объясни смысл пословицы :Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- назвать слова с ударением на втором слоге;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите глаголы, докажите.
- назвать морфологические признаки глагола
- превратить глагол в существительное, прилагательное. (думай – дума, продуманный)
4. Назови имена девочек: Надя-Надежда, Наташа-Наталья
мальчиков: Нурлан, Нурсултан
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Нурлан? (Нурланович)
5. Вспомните словарь на букву «н»:
народ .
-какая орфограмма встретилась в слове? Проверь.
Образуй имя прилагательное(народный), измени прилагательное по родам, составь словосочетания.
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Народ- люди, публика ,жители.
Небывалый –невиданный, невероятный
Неловкий – неуклюжий
Несчастный – горемычный, обездоленный
7 Подбери антонимы к словам:
Неряшливый – аккуратный ненавидеть - любить
Неприхотливый –привередливый ночь - день
Новый – старый надежда - отчаяние
8. Объясни значение фразеологизма:
На седьмом небе – быть в полном восторге.
Не зги не видно – очень темно.
9. Это интересно:
Что в мире называют «чёрным золотом»?
Нефть – горючая маслянистая жидкость(тёмно-коричневый цвет и чёрный, иногда красноватый, жёлтый). По запаху напоминает керосин. Свойства: легче воды, горит, не оставляя золы. Нефть образовалась из остатков растений и животных, обитавших на дне океанов и морей. Чтобы добыть нефть бурят глубокие скважины. На заводах путём перегонки получают смазочные масла, бензин, керосин, топливо, пластмассу, краски. Из остатков нефти производят глицерин, парафин, гудрон.
Оо
1. . Минутка чистописания Оо.
2. Дать хар-ку звуку /о/(гласный ,ударный, безударный)
3. Объясни смысл пословицы: Без спорта нет силы, а без овощей-здоровья.
- назвать слова с ударением на втором слоге;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите существительное среднего рода, докажите.
- назвать морфологические признаки существительного
- превратить существительное в прилагательное, глагол. (здоровье – здоровый, здоровеет)
4. Назови имена на букву «О»: Оля- Ольга-Оленька-Олечка, Олеся
Олжас, Олег.
- Какое отчество будет у сына, если папу зовут Олег? (Олегович, Олеговна)
Разбей на группы( одушевлённые, неодушевлённые; что растёт на огороде ,а что нет)
-какие слова нельзя перенести?
-сочетаемость слов со словом овощи(свежие, ранние, сырые, дорогие, варёные)
Подбери родственные слова к слову: обед - обеденный, обедать
Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Очаровательный-прекрасный, прелестный
Осторожный – осмотрительный
Откровенный – искренний
Охранять – караулить, беречь
7 Подбери антонимы к словам:
Отважный – трусливый огорчить - утешить
Острый – тупой образованный - невежественный
Оборонять – нападать осень - весна
Осень. Осенние месяцы( сентябрь ,октябрь ,ноябрь)
8. Объясни значение фразеологизма:
Отрезанный ломоть – человек, который отделился от семьи и не поддерживает с ней тесную связь.
9. Это интересно:Осадки – дождь, снег, град. Роса – капельки испарившейся воды, которые появляются на траве летним утром. Выпадаемые осадки измеряются в миллиметрах осадкомером на метеостанциях.
Пп
1. . Минутка чистописания Пп.
2. Дать хар-ку звуку (согласный, парный, глухой, твёрдый, мягкий)
3. Объясни смысл пословицы: Поспешишь – людей насмешишь
-Внимательно прочитать пословицу.
- Повторить её не заглядывая в текст.
-Прочитать предложение орфографически.
-Назвать в предложении все орфограммы.
-Закрыть текст, писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
-Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
- поставь ударение в словах;
-назвать глухие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите части речи, докажите.
- назвать морфологические признаки глагола.
- изменить временную форму глагола
-измени вид глагола
- превратить глагол в существительное. (смех, спешка)
-Разбей на группы( одушевлённые, неодушевлённые; по родам, по первой букве /п/ и /п,/
- Подбери к этим словам имя прилагательное(школьный пенал..)
-подбери однокоренные слова к слову песок(песчинка ,песочница, песчаный).
- Выдели корень (одинаковую часть слов), можно разобрать слова по составу.
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
- придумать предложение с любым из слов, сделать синтаксический разбор предложения
6. Подбери синонимы к словам:
Писатель- автор; простор - даль
приветливо-радушно, дружески; прохлада - свежесть
праздник –торжество. птичка – птаха, пичуга
7 Подбери антонимы к словам:
плохой- хороший , правда - ложь
пасмурный- ясный, приятный - отталкивающий
победа-поражение. помогать – мешать
8. Объясни значение фразеологизма:
Будет и на нашей улице праздник-уверенность в том, что наступят лучшие времена для кого-либо возможность порадоваться над чем-либо
9. Это интересно:
Глава государства – Президент – Н.А. Назарбеав. 1 декабря 1991 года был избран первый президент.
В государстве есть законодательная и исполнительная власть. Законодательная власть – Парламент. Он состоит из двух палат: верхняя палата – Сенат, нижняя – Мажилис. Парламент готовит и принимает законы. Исполнительная власть – Правительство. Правительство руководит экономикой, обеспечивает внутренний порядок в стране. Во главе правительства – Премьер – Министр(премьер в переводе с французского означает первый)
Рр
1. . Минутка чистописания Рр.
2. Дать хар-ку звуку /р/ (согласный ,непарный, звонкий, твёрдый, мягкий)
3. Объясни смысл пословицы: Родители трудолюбивые, и дети не ленивые.
- поставь ударение в словах;
-назвать звонкие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите части речи, докажите.
- назвать морфологические признаки прилагательных.
- превратить прилагательное в существительное, глагол. (трудолюбие, трудоголик, лень, лениться)
Ртуть- единственный металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии. Ртуть быстро реагирует на повышение температуры. Тепло в градуснике расширяется и ртуть двигается. А ещё ёё используют для производства туши для глаз.
Сс
1. . Минутка чистописания Сс.
2. Дать хар-ку звуку(согласный, парный, глухой твёрдый, мягкий)
3. Объясни смысл пословицы: Без рук, без ног – калека, без СОВЕСТИ – полчеловека.
-назвать звонкие согласные
- назвать твердые согласные.
- назовите части речи, докажите.
- назвать морфологические признаки существительного.
4. Назови имена на букву «С»
Сауле ,Света-Светлана, Саша-Александра, Сандугаш
Сравни: Соня-соня
Саша –Александр, Слава-Вячеслав , Серик
Город: Семей
Река: Сена
5. Вспомните словарь на букву «с»:
сапоги, спасибо, собака, соловей, сорока, столица ,сегодня.
-проверка в парах
Составь словосочетания с существительными(молодая столица…)
-найди сущ-е мужского рода;
-найди слово с мягкого согласного
-найди слово с двумя слогами
6. Подбери синоним к словам:
собака – пёс (Роль собаки в жизни человека.) старый - ветхий
-Измени слова с уменьшительно-ласкательным оттенком(тетрадочка….)
-Когда так говорят? Речной трамвай (пассажирский пароход, рейсы по реке)
6. Подбери синоним к словам:
товарищ (друг, приятель) тактичный - вежливый
трудолюбивый – работящий толковый - умный
твердый – прочный трудный – сложный
7. Подбери антонимы:
Тупой – острый тужить - радоваться
Твердый – мягкий тусклый - ясный
Труд – лень труженик - лентяй
8. Объясни значение фразеологизма:
Тише воды, ниже травы -робко, застенчиво, скромно
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
9. Это интересно:
Горы Тянь-Шань (небесные горы), Зайлийский Алатау – хребет Тянь-Шаня. Алатау переводится – Пёстрые горы. На юго-востоке страны есть горы Тарбагатай (горы, на которых водятся сурки). Самая высокая вершина Алтая – гора Белуха (Актау). Тау – в переводе с каз.яз – гора
Уу
1. . Минутка чистописания Уу.
2. Дать хар-ку звуку(гласный, ударный, безударный)
Хвойные растения (ель, сосна, лиственница) – есть корень, стебель, листья семена, которые расположены на чешуйках шишек. У всех этих растений нет цветков.
Юпитер-планета гигант. Видимая поверхность планеты в 120 раз превосходит площадь Земли. Температура на планете -140 градусов. В 1995году до него долетела межпланетная станция, которая стала первым искусственным спутником Юпитера и сбросила в его атмосферу зонд.
Загадка: Если бы не было его, не сказал бы ничего.(язык)
Орган вкуса -язык. Объясни сочетаемость слов. Трудный язык, звучный язык, литературный язык, научный язык.
Когда так говорят: Язык без костей- очень болтлив, говорит лишнего.
Проглотить язык- перестать говорить, замолчать.
6. Подобрать антоним:
ясный - пасмурный, ненастный
яркий -тусклый
7. Объяснить значение фразеологизма: Язык до Киева доведет.
8. Это интересно:
Ярусы растительности: первый – самые высокие деревья, второй – более низкие деревья, третий – кустарники, четвёртый – травы и мхи. Растения, которые не способны существовать без участия человека, называются культурными: пшеница, картофель.
Список литературы
1. Нефёдова Е.А. , Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. ЗАО» Премьера» ГИППВ 2000.
2.КанакинаВ.И. Работа над трудными словами в начальных классах. Учебное пособие.М:Просвящение.1997.
3.Булатов М. Живое русское слово. Пословицы и поговорки. М:Просвящение 1973.
4.СкопинаЕ.В. ,Жиренко О.Е. Игровой материал по русскому языку. Москва
«ВАКО» 2004.
5.Ушаков Н,Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
М:Просвящение 1971.
6.Ушакова О.Д. Крылатые выражения. Словарик для школьника. Издательский Дом «Литера»,» 2008.
7.АрсирийА.Т.Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся.М: Просвящение.1995.
8.Федин С. Лучшие игры со словами. М:Рольф, 2001.
9.Мокиенко В.М. Почему так говорят. От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб: Норинт, 2006.