kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры по пожарной безопасности: Методическое пособие для учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по пожарной безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по пожарной безопасности»

Муниципальное казенное образовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 1



















ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Дидактические игры по пожарной безопасности



Методическое пособие

в помощь учителю начальных классов





















Бреды

2020























Дидактические игры по пожарной безопасности: Методическое пособие для учителей начальных классов/ И.Ю. Аманжулова учитель начальных классов.- МКОУ БСОШ № 1, 2020 – 23 с.



Дидактические игры помогут эффективно проводить обучение и воспитание по пожарной безопасности и могут быть использованы на уроках окружающего мира (ОБЖ), на классных часах и во внеурочное время. В методическом пособии, в приложении к каждой игре прилагаются разрезные карточки.

Дидактические игры разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся 1 -2 классов и сопровождаются иллюстративным материалом.



Методическое пособие составлено с учётом рекомендаций и требований органов противопожарной безопасности (ОНДиПР № 9 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области https://vk.com/club138391983 )





















Введение


Пожарная безопасность, как и безопасность человека во многом зависит от его просвещённости, осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обучению правилам действий в ЧС - пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, городских, сельских условиях - повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.



В рамках школьного курса на уроках окружающего мира предусмотрено обязательное изучение тем по основам безопасности жизнедеятельности, в том числе по пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведённого программой времени недостаточно для полного освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. Вот почему возникла острая потребность в создании данного пособия.

Методическое пособие «Дидактические игры по пожарной безопасности», предназначено для оказания методической помощи учителю начальной школы.


Методическое пособие носит практический характер. Для успешности освоения практических знаний и умений рекомендуется использовать в процессе обучения дидактические игры. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться находить решение в той или иной ситуации самостоятельно, тем самым ребенок реализует себя как целостно развитая личность.

В процессе игры закрепляются правильные правила поведения, систематизируются и углубляются знания по предметам, развивается речь и пополняется словарь, формируются нравственные качества.

Цикл игр по пожарной безопасности позволит педагогам в доступной форме объяснить детям, что огонь-это не игрушка, закрепить правила безопасного обращения с огнем.


Использование игр служит дополнительным стимулом овладения навыками безопасной жизнедеятельности.





















Дидактическая игра «Раньше и теперь»


Цель: формировать представление о предметах облегчающих труд людей данной профессии.

Задачи:

- продолжать учить детей играть в различные дидактические игры;

- совершенствовать знания детей по теме пожарная безопасность;

- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.



Комплектация игры: 12 карточек

Количество игроков: от одного и более


Ход игры. Учитель показывает набор карточек и просит учащихся распределить их в 2 группы. В одну группу - действия, которые предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара, а в другую, как в таких случаях нужно поступать сегодня.


1.Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше: над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня: звонят по телефону 01.

2.Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше: на телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня: на пожарной машине, на пожарном поезде, на пожарном вертолете, на пожарном самолете, едут, летят на пожар.

3.Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше: пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня: жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

4. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше: ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня: брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.







Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Цель:  формировать осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара.

Задачи:

-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;

-развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

- воспитывать у детей уважение к труду пожарных.



Комплектация игры: 6 картинок предметных

Количество игроков: от одного и более


Ход игры. Учитель выкладывает перед игроками несколько картинок изображенных на одной карточке, среди картинок есть пожароопасные (не пожароопасные) предметы.

Задача игроков найти лишние предметы (предмет) объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.



Дидактическая игра «Вопрос-ответ»



Цель: закреплять знания о правильных действиях при возникновении пожара.

Задачи:

-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

Разрезные карточки «Вопросы» –– 8 шт.

Разрезные карточки «Ответы» – 8 шт.

Количество игроков: от одного и более

Ход игры. Учитель предлагает вопросы и ответы в виде карточек (в одном конверте - вопросы, в другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Вопросы: «Если возник пожар?» «Если в комнате много дыма?» «Если на тебе горит одежда, что делать?» «Что делать, если задымился телевизор?» «Загорелась старая трава?» «Вдруг почувствовал запах газа?» «Трудно дышать от едкого газа?» «Что должно быть на пожарном щите?» 

Ответы: «Звони по телефону «01». «Пробирайся ползком к выходу». «Падай на пол и катайся». «Отключи, накрой одеялом». «Забросай землей, залей водой». «Открой окно, позвони «04». «Дыши через мокрую тряпку». «Ведро, лопата, песок, огнетушитель».

Дидактическая игра «Сложи картинку»


Цель:  способствовать уточнению знаний детей по теме пожарная безопасность.

Задачи:

-совершенствовать знания детей по теме пожарная безопасность;

-содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно – образного, логического мышления, познавательной активности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры:

Карточки – иллюстрации (образцы) – 4 шт.

Разрезные карточки – иллюстрации – 4 шт.

Количество игроков: от одного и более


Ход игры. Учитель делит карточки – иллюстрации между игроками, к ним же прилагаются разрезные карточки - иллюстрации. Задача игроков по образцу собрать данную карточку – иллюстрацию из предложенных частей. Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот игрок, который правильно и раньше других собрал карточку – иллюстрацию.



Дидактическая игра «Карточная викторина»



Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,

Задачи:

- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности;

- развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство ответственности;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Комплектация игры: 12 карточек

Количество игроков: от одного и более

Ход игры. Учитель раскладывает на столе карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.

Вопросы: «Назови возможную причину пожара» «Как правильно вызвать пожарных?» «Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?» «Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?» «Что делать, если в доме запахло газом?» «Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?» «Можно ли поджигать тополиный пух?» «Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?» «Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?» «Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?» «Как правильно покинуть задымлённое помещение?» «Можно ли играть спичками и зажигалками и почему?



Дидактическая игра «Лото - пожарная безопасность»


Цель:  формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара.

Задачи:

- формировать умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации;

- развивать внимание, логическое мышление, связную речь;

- воспитывать чувство ответственности.


Комплектация игры: 12 карточек

Количество игроков: от одного и более


Ход игры. Учитель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 9 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре.

Карточки: «мальчик играет спичками», «включен утюг без присмотра», «загорелась ёлка, «ребята оставили в лесу костер», «загорелась шторка», «сушится белье над газом», «дети поджигают тополиный пух», «при пожаре лифтом не пользоваться», «загорелся обогреватель», «загорелась розетка», «при пожаре мальчик прячется в шкаф», «газ сильно горит».

Ученик, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.


Дидактическая игра«Чем тушить пожар?»


Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования.

Задачи:

- закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар;

- развивать речь, память, логическое мышление;

- воспитывать чувство ответственности.


Комплектация игры: 10 карточек

Количество игроков: от одного и более


Ход игры:

Учитель предлагает ученику набор предметных картинок: огнетушитель, ведро с водой, телевизор, дрова, ящик с песком, пожарный шланг, книги, земля, пожарная машина, веник, бензин, мягкая игрушка.


Вариант 1, выбрать карточки, используемые при тушении пожара.

Вариант 2, выбрать карточки, которые оказались причиной возникновения пожара.

Тот, кто отвечает правильно, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.





Дидактическая игра «Разложи по порядку»



Цель: ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

Задачи:

- умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации;

-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.



Комплектация игры: 5 карточек

Количество игроков: от одного и более

Ход игры. Учитель раздает каждой группе для игры карточки с изображениями

и карточки с надписью: «Сообщение по телефону «01» о пожаре» «Эвакуация людей» «Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно» «Встреча пожарных» «Работа пожарных»

Учащиеся должны разложить карточки в нужном порядке, подобрать надписи к изображенным на них действиям.


Дидактическая игра "Огонь - друг или враг?"


Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня.

Задачи:

- умение моделировать ситуации, когда огонь является жизненно необходимым и несет хорошее и когда огонь выступает «врагом», может стать причиной пожара и гибели животных и человека;

- развивать речь детей, память, сообразительность, мышление;

- воспитывать уверенность в своих действиях.



Комплектация игры:

• карточки - иллюстрации – «огонь добро» – 11 шт. ;

• карточки - иллюстрации – «огонь зло» - 16 шт. ;

• карточки с изображением «доброго» и «злого» огня – 2 шт.

Количество игроков: от одного и более.

Ход игры. Вначале игры учитель просит ребят ознакомиться с карточками и обратить внимание, что красным цветом, выделены карточки, иллюстрирующие опасные ситуации, когда неправильное взаимодействие с огнем приводит к пагубным последствиям для человека, а зеленым выделены карточки, иллюстрирующие правильное взаимодействие с огнем, когда он становится жизненно необходимым для человека.

Учитель показывает карточку «Огонь - Добро» и «Огонь – Зло». Игроки делятся на две команды, команду «доброго» огня и команду «злого» огня. Задача игроков, разделить карточки - иллюстрации, «доброго» или «злого» огня.

Команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием объяснив свой выбор, становится победителем.

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аманжулова Ирина Юрьевна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564876

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства