Просмотр содержимого документа
«Диагностика письменной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР»
ДИАГНОСТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Нарушения письма у детей - это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормальным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития - овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженности. Диагностическим признаком нарушений письма, представляющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью речевых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (нерегулярностью школьного обучения, педагогической запущенностью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.).
Первые представления об уровне сформированности письма школьника и о характере специфических ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть проведено специальное обследование, включающее три раздела [1]:
Диктант.
Обследование начинается с письма букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки (5 гласных, 5 согласных букв. Лабиализованные гласные, свистящие, шипящие, сонорные, звонкие, глухие согласные, сходные графически), графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические изображения.
Письмо слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги, обратные, со стечением согласных, оппозиционные слоги. Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб - определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.
Письмо слов под диктовку. Ребенку диктуются слова, вначале простые, а затем фонетически более сложные слова, а также небольшие фразы.
Письмо предложений под диктовку. Ребенку диктуются предложения. Так же для определения доступного ребенку уровня письма.
Письмо текста под диктовку. Ребенку диктуется текст, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается. Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпического произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.
Целью письма по слуху, является выявление, в основном, фонематических ошибок.
Списывание.
Списывание букв (5 гласных, 5 согласных букв; строчные и прописные). В обследование включаются буквы сходные графически: буквы отличающиеся пространственным расположением элементов, количеством элементов.
Списывание слогов (прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных).
Списывание слов. Используются слова, в состав которых включены буквы графически сходные по написанию.
Списывание предложений.
Списывание текста.
Целью списывания, выявляются, в основном, выявление оптических ошибок. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.
Самостоятельное письмо.
Письмо букв (5 гласных, 5 согласных букв; строчные и прописные). Ребенку предлагается самостоятельно придумать и записать буквы.
Письмо слогов (прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных). Ребенку предлагается самостоятельно придумать и записать слоги.
Письмо слов. В процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Ребенку предлагается написать названия этих предметов.
Письмо предложений. Ребенку предлагается составить предложение по сюжетной картинке или на заданную тему.
Письмо текста (5-6 предложений). Ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сочинение на заданную тему. Изложение.
Целью самостоятельного письма учащихся, считается выявление как ошибок в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.
Обобщая результаты обследования письменной речи, необходимо:
сопоставить и проанализировать все виды ошибок при письме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству;
соотнести анализ ошибок при письме с особенностями устной речи ребенка.
Сводная таблица учета специфических ошибок письма представлена в приложении (см. приложение 1).
В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения письма.
Данное обследование письма рекомендуется проводить каждое полугодие, для выявления прогресса или регресса, для более точной корректировки индивидуального плана работы.
Нами было проведено обследование обучающихся 4 класса «Школы-интернат №4»г. Перми.
Исследование проводилось в апреле 2017 года.
В процессе обследования, дети вступали в контакт достаточно легко. При выполнении заданий не требовалось дополнительное объяснение инструкции.
Обследование проводилось во второй половине дня.
При возникновении трудностей, дети всегда принимали помощь взрослого, иногда, после неудачи был отказ от выполнения задания.
По результатам обследования всего класса были выявлены ошибки:
на почве несформированности языкового анализа и синтеза – 38%:
пропуски букв – 69 ошибок;
определение границ предложений – 24 ошибки;
пропуски, перестановки слогов – 9 ошибок;
вставки – 8 ошибок;
слияние частей слов – 4 ошибки.
оптические– 14%:
приписывание лишних элементов – 20 ошибок;
недописывание элементов – 13 ошибок;
зеркально письмо – 7 ошибок.
аграмматические – 13%:
агрмматизмы – 18 ошибок;
пропуски слов – 17 ошибок.
акустико-фонематические– 11%:
дифференциация звонких и глухих согласных – 19 ошибок;
дифференциация твердых и мягких согласных – 9 ошибок;
дифференциация свистящих и шипящих согласных – 5 ошибок.
Полные результаты представлены в таблице (см. приложение 2).
Можно сделать вывод, что у всех детей есть дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. Т.к. у детей наблюдались ошибки: обусловленные нарушением звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски гласных, согласных, твёрдого и мягкого знаков); обусловленные нарушением слогового анализа и синтеза на уровне предложений (вставки слогов и слов, неверное определение границ предложений).
Список литературы
Левина, P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс] – URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/narushenija-pisma-u-detej-s-4602
Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников [Электронный ресурс] – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml
Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи [Электронный ресурс] – URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/uchitelju-o-detjah-s-narushenijami-3415