Просмотр содержимого документа
«Диагностика мышления и интелекта младших школьников»
Диагностика мышления и интеллекта младших школьников.
Актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л. С. Выготского, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований:
рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции.
Уровень сформированности мышления служит показателем умственного развития ребёнка. По мнению Л. В. Занкова такими показателями служат:
-доказательность мышления;
-критичность;
-гибкость мышления.
З. И. Колмыкова добавляет к ним:
-экономичность;
-самостоятельность мышления.
Диагностика (изучение мышления и интеллекта)
Были проведены диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала и диагностика уровня развития логического мышления. В эксперименте участвовал 3 класс, 19 человек.
Были проведены тесты:
1. «Группировка».
Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Инструкция. Для первого воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!
Для второго воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!
Солнце
Шапка
Липа
Небо
Тополь
Медведь
Блюдце
Елка
Чашка
Сосна
Звезда
Белка
Заяц
Ложка
Лиса
Кружка
Луна
Юбка
Платье
Кофта
Обработка. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.
Нормативы. Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем – 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем –четыре группы.
Данные по исследованию приведены в таблице № 1.
2. Таблица Равена
Назначение методики. С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников. Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников. Данные по исследованию приведены в таблице № 2.
3. Для определения уровня развития логического мышления учащихся начальной школы использовалась методика «Четвёртый лишний».
Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:
стол, кровать, пол, шкаф;
молоко, сливки, сало, сметана;
ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
молоток, топор, пила, гвоздь;
трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
берёза, сосна, дерево, дуб;
самолёт, телега, человек, корабль;
Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
сантиметр, метр, килограмм, километр;
токарь, учитель, врач, книга;
дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.
Полученные результаты приведены в таблице 3.
Таблица № 1 Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
№
Смысловая обработка запоминаемого материала
I Восп
Группы Слов
II восп
Группы Слов
III Восп
Группы
Слов
1
7
1 группа
14
3 группа
15
4 группа
1
15
16
6
4 группа
3
7
10
2 группа
6
4 группа
4
11
12
2 группа
3
3 группа
5
9
7
1 группа
5
3 группа
6
9
2 группа
13
3 группа
5
4 группа
7
11
1 группа
13
2 группа
6
4 группа
8
10
11
1 группа
6
4 группа
9
7
11
4 группа
4
5 группа
10
9
7
1 группа
5
3 группа
11
9
12
3 группа
7
5 группа
12
10
1 группа
12
3 группа
6
3 группа
13
10
2 группа
15
3 группа
6
5 группа
14
8
1 группа
8
8
2 группа
15
9
14
4 группа
6
3 группа
16
10
1 группа
12
3 группа
6
5 группа
17
9
2 группа
14
4 группа
3
5 группа
18
8
11
2 группа
5
4 группа
19
6
1 группа
8
1 группа
4
3 группа
5 чел – по 5 групп
7 чел – по 4 группы
6 чел – по 3 группы
1 чел – по 2 группы
№
Методика Равена
А
В
С
Д
Е
Кол. балл.
В %
1
4-12-67%
6-26-100%
3-13-42%
3-20-50%
1-4-10%
75
48%
2
4-12-67%
4-17-65%
4-19-61%
3-20-50%
1-7-18%
75
48%
3
18-100%
21-81%
17-55%
33-83%
0
89
57%
4
5-13-72%
5-20-77%
4-20-65%
2-12-30%
1-7-18%
72
47%
5
5-17-94%
4-17-65%
2-10-32%
4-27-68%
0
71
46%
6
6-18-100%
5-20-77%
2-11-36%
4-26-65%
0
75
48%
7
6-18-100%
5-20-77%
3-13-42%
2-12-30%
0
63
41%
8
15-83%
14-54%
13-42%
27-60%
0
69
45%
9
6-18-100%
18-100%
4-20-65%
33-83%
1-8-20%
91
63%
10
18-100%
20-77%
17-55%
13-33%
0
68
44%
11
17-94%
21-81%
14-46%
26-65%
0
78
50%
12
13-72%
20-77%
3-13-42%
13-33%
0
59
38%
13
18-100%
18-100%
17-55%
33-83%
0
86
56%
14
6-18-100%
5-20-77%
2-7-23%
2-13-33%
0-8%
58
37%
15
5-13-72%
4-14-54%
2-11-36%
2-13-33%
1-8-20%
59
38%
16
13-72%
20-77%
11-36%
33-83%
0
77
50%
17
6-18-100%
18-10%
19-61%
33-83%
1-7-18%
95
61%
18
7-39%
23-89%
0%
33-83%
0
63
41%
19
6-18-100%
5-20-77%
2-10-32%
2-13-33%
0
61
39%
Таблица №3. Уровень развития логического мышления младших школьников.
кол-во баллов
уровень развития мышления
1
7
средний
2
10
высокий
3
9
высокий
4
9
высокий
5
5
средний
6
7
средний
7
10
высокий
8
4
низкий
9
4
низкий
10
10
высокий
11
9
высокий
12
6
средний
13
9
высокий
14
10
высокий
15
8
высокий
16
8
высокий
18
9
высокий
17
8
высокий
19
7
средний
Анализ результатов исследования
Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (2 чел. – по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 17 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп (кроме 1 ребенка). За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.
При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали средние интеллектуальные способности. У них есть возможность для дальнейшего развития логического мышления. Нужно обратить внимание на тех, у кого показатели ниже, чем у других ребят. С ними нужно проводить и дальше индивидуальную работу по развитию интеллектуальных способностей. У группы ребят есть показатели, которые ближе к интеллекту выше среднего.
Проанализируем уровень развития логического мышления. Для большинства детей характерен высокий уровень развития логического мышления (64%), 26% детей имеют средний уровень развития интеллекта, а у 10 % учеников логическое мышление развито слабо. Из данных результатов можно сделать следующий вывод. Во данном классе имеются большие перспективы для работы по развитию логического мышления как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование логических операций мышления.