Просмотр содержимого документа
«" Детские игры для развития речи."»
Игры с детьми по развитию речи на самоизоляции
Чем заняться с детьми на самоизоляции? Ведь важно, что бы ребенок развивался, не отставал в развитии от сверстников. Главное - занятия не должны быть обременительными: дети охотно откликаются на предложения поиграть, особенно если взрослый выступает как партнер по игре. Не надо сообщать детям истинной цели занятий: «будем учиться делать то-то…». А предложить: «Давай поиграем….». И даем любое задание, в зависимости от того, что нам нужно закрепить.
Например, развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают и педагоги, и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего обучения в школе. Взять любую игрушку – вместе с ребенком описать ее, следить, чтоб ребенок использовал в речи сложные предложения. Можно описать картинку в книге, или составить по ним рассказ. Подобрать прилагательные к игрушке – игры «Какой?», «Что из чего», «Из чего сделано?». Такие сложные понятия, как «антонимы», «множественное число существительных» можно закрепить в таких простых играх «Скажи наоборот» (высокий – низкий, темный – светлый и т.д.), «Один – много» (один мяч – много мячей, одна кукла – много кукол и т.д.)
Очень важен период, связанный с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней – это подготовка к обучению грамоте и в дальнейшем грамотная письменная речь. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки. Например, игры «Назови слово» (придумывание слов на заданный звук), «Какой звук слышишь чаще других», «Будь внимательным», «Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук в словах» и т. п. Игры «Подскажи словечко» или «Докончи предложение» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу, способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.
Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи. Лучше предлагать заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить его содержание. Очень хорошо разучивать скороговорки и чистоговорки, произносить их в разном темпе и с разной интонацией (детям очень нравится это упражнение). Можно предложить игры в доктора Звукова - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССОН, СОООН, СОННН). Или игры – звукоподражания – «Пожжужите как пчелки-ЖЖЖ», «Давай поговорим, как пчелки на пчелином языке – друЖЖЖба, мороЖЖЖеное, ЖЖЖалко т.д.
Хорошо подключать к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок. И главное – поощрять! Если ребенок ошибается – поправлять, не раздражаясь, не фиксировать внимание на недостатках. Вновь и вновь давать образцы правильных действий. Пусть ребенок ошибся в восьми случаях из десяти – «Уже получается!».
И, конечно же, нужно приложить все усилия для того, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики. Сделать их ловкими, подвижными. Рисование, лепка, конструктор, мозаика, вышивание вязание – это и развитие речи (прямая связь с полушариями мозга), и подготовка руки к письму. И не бойтесь давать детям ножницы, вырезайте вместе с ними. Ребенок не будет говорить чисто, пока пальчики не станут послушными.
Широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка. Если ребенок не захочет играть – не надо его принуждать, выберете ему роль кем ему приятно быть. Внимание к индивидуальности ребенка – первое условие успешности любых занятий. Если у ребенка интереса нет – обучение может превратиться в мучение и для малыша, и для родителей. В игре и только в игре подобные упражнения не вызовут сопротивления ребенка. И ребенок получает и закрепляет очень важные знания играючи. А знания, не навязанные, а полученные как бы исподволь, самые крепкие!