kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательские интересы младших школьников и приобщение ребёнка к духовно-нравственным ценностям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О читательских интересах младших школьников, о создании условий для приобщения ребёнка к чтению художественной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательские интересы младших школьников и приобщение ребёнка к духовно-нравственным ценностям.»

Колодезникова Лилия Егоровна.

МБОУ СОШ №1 г.Нерюнгри.

Эта тема была раскрыта в начале 90-х годов, но считаю, что она и сейчас актуальна.

Читательские интересы школьников и проблемы
формирования культуры чтения.

«Каждый черпает из книг мудрость и силу лишь в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект чтения книг всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности - желанию умению читателя взять из книги всё, что она может дать. Это закономерность».

Н.Н.Светловская.

Современные дети - это дети, которые родились уже заложниками проводимых социально - экономических реформ, что повлекло за собой падение духовности, исчезновение чётких нравственных критериев. Корректировать и совершенствовать духовные запросы детей - это всем известно - может и должно чтение.

Однако, отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом зависят:

Во-первых, от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые;

А во-вторых, от того, как обучает их читать учитель, какими возможностями пользуются их родители.

Для учителя начальных классов уроки чтения – это создание условий для приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям народов России. Это формирование высокой культуры речевого общения, развитие творческих способностей, а также возможность помочь каждому ребёнку познать самого себя, окружающий мир, научиться думать, принимать решение для самостоятельных действий.

А через родителей, чаще всего, в жизнь современного ребёнка первой приходит не книга, а телевизор, компьютер, видеомагнитофон. Анкетирование родителей и письменный опрос детей показали, что в домашней библиотеке практически нет детских книг, в районной детской библиотеке записаны несколько человек, в основном в школьной, за периодичностью чтения книг и тематикой ведёт наблюдение учитель.

В таких условиях очень трудно учителю перестроить ребёнка, убедить и увлечь книгой.

Тем не менее, детям нравится

  • выбирать книги;

  • рассматривать их;

  • предугадывать содержание до чтения;

  • анализировать после чтения;

  • делать иллюстрации к прочитанному;

  • эмоционально отзываться о добре и зле;

  • обыгрывать ситуации.

И это тот инструмент для учителя, чтобы ребёнок желал общаться с книгой и умел её читать:

  1. Умение.

  2. Желание.

  3. Чувство.

Первых два качества рождают третье. И в этом состоит задача учителя.

Для ребёнка книга - источник знаний. Она расширяет кругозор детей, учит их любить свою Родину, помогает воспитывать в детях чувство сопричастности, формирует идеалы, стремление подражать героям и быть похожими на них, учит хорошим поступкам, пониманию красоты жизни. Недаром народной мудростью даётся высокая оценка книге:

  • Испокон века книга растит человека.

  • Дом без книги, что без окон.

  • С книгой жить век не тужить.

  • Вслед за книгой умом двигай.

Народные высказывания могут быть темами часов общения, родительских собраний.

Учитель должен взрастить ребёнка до самостоятельного чтения. Самостоятельное чтение книг доставляет ребёнку много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребёнка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребёнок остаётся наедине с самим с собой. То, о чём он читает, глубже им переживается, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою. Уже не в первый раз я принимаю детей в первый класс. Дети всегда были с разноуровневой подготовкой, как раньше, так и сейчас. Но всегда они были едины в одном: воспринимали и воспринимают школу как совершенно новый и очень значимый этап в жизни. Они искренне умело или неумело откликаются на каждое слово учителя. Поэтому, пользуясь этими возрастными особенностями, с первых дней учёбы стараюсь привить интерес и любовь к книге, так как на протяжении всей дальнейшей жизни жизнь ребёнка, подростка будет тесно связана именно с книгой.

С первых школьных дней приучать детей брать книгу только чистыми руками, не слюнявить пальцы, перелистывая страницы книги, а только за верхний уголок сухими чистыми пальчиками. Умение вглядываться в книгу, рассматривать её, ещё не научившись читать. Замечать её тоненькие нежные листочки, чувствовать пальчиками как тихо переворачиваются листочки, как шелестят странички.

Видеть в книге рассказчика.

Это всё можно продемонстрировать на часах общения:

  1. «О чём может рассказать книга».

  2. «Каков хозяин, такова и книга».

  3. «По одёжке встречают, по уму провожают».

Так возникает желание быстрей научиться читать. Но процесс этот длительный и трудоёмкий. Поэтому, наряду с отработкой техники чтения, никак нельзя упускать из виду поддержание интереса к чтению книг:

  1. Приношу детям книги, которые сама читала в детстве.


Они не всегда красочные и яркие. Но в глазах детей такие книги особенные, ведь их читала их учительница, когда была маленькой. Книга «гостит» у всех детей. К концу месяца, иногда недели, в зависимости от количества детей в классе, «путешествуем» по её содержанию. Это небольшие сказки о животных, рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и другие. Подбираю с учётом возрастных особенностей.

Позднее, дети, знакомясь с библиотекой, выбирают книги сами и по рекомендации учителя.

Конкурсы чтецов, пословиц, скороговорок способствуют поддержанию читательского интереса. В жюри обычно бывают дети предыдущего выпуска, что играет немаловажную роль, как для малышей, так и для детей более старшего возраста. Стараюсь максимально использовать дни "книжкиной недели", организуемые библиотеками города и школы.

Очень положительно играет для ребёнка театрализованная игра. Она проводится после подробного анализа прочитанной книги. Когда определены положительные и отрицательные герои, их характер поведения, манеры, отработаны средства выразительности; эта работа лучше выполняется в группах как домашнее задание. Поднимают интерес к чтению общешкольные конкурсы «В мире театра», «В гостях у сказки». Дети любят писать свои отзывы о прочитанном (сочинения-миниатюры).

В начале года вывешиваю в уголке рекомендуемый список литературы на год, а затем выношу тему на обсуждение. Подключаются к этому и родители:

«По дорогам сказок»;

«Героическая и легендарная»;

«Поступки и проступки».

  1. Можно использовать и такой приём: чтобы заинтересовать ребят какой-либо книгой, надо выбрать такой отрывок, чтобы заинтриговать ребят. Прочитать, остановиться на самом интересном. Сколько поднимается рук, когда учитель предлагает дочитать её дома. И в течение месяца книга «ходит» по рукам. Затем новая книга, новый отрывок, ещё одна победа, ещё одна прочитанная книга!

Приёмов по работе с текстом много:

  • Составление плана (Чей план больше поможет?)

  • Озаглавливание (Определение основной мысли)

  • Пересказ подробный, сжатый.

  • Работа над композицией.

  • Иллюстрация, как словесная, так и художественная.

  • Выделение наиболее понравившегося отрывка, пропитывание и пересказ этого отрывка.

  • Поиски языковых средств, присущих разным жанрам или разным авторам.

  • Воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по плану или опорным словам.

  • Хоровое чтение, коллективное.

  • Вживание в роль.

  • Побуждать интерес с помощью дневников чтения.

  • Часах общения «Поэты среди нас»

Родители - главные помощники учителя. Надо вести работу с ними, чтобы и они прониклись серьёзным отношением к воспитанию у детей интереса и любви к чтению:

  • знакомить со списком литературы

  • нормой чтения

  • методами приобщения ребёнка к чтению.

  • - выписывать дома детскую периодику.

Темы родительского лектория:

- «Дом без книг, что, без окон», «Путь первоклассника к книгам», «Чтение – лучшее учение», «Хотите сохранить детство ребёнку? Научите читать хорошие книги».

В педагогической копилке по отработке техники чтения:

  • таблица букв (задания по таблицам: обведите красным карандашом гласные буквы, найдите парные согласные обведите синим карандашом и т.д.)

  • слоговые таблицы (открытые слоги, закрытые, к текстам и т.д.)

  • тексты для минуток чтения (работа в парах, один читает, другой следит, пересказывают друг другу и др. задания)

  • рефлексия по заданиям.

«Человек, который понимает природу, благороднее, чище; он не сделает дурного поступка. Он прошёл «душевный университет». Леонид Леонов.

Эти слова Леонова всегда помню, когда готовлюсь к урокам по чтению. Поэтому всегда стараюсь продумать каждый этап урока, чтобы ребёнок мог пройти этап «душевного университета».

Приведу пример работы над стихотворением И.Бунина «Листопад», одной из главных целей которого, как можно ярче представить картину настроения осени, чтобы дети могли пережить настроение, которым проникнуто всё стихотворение. Научить внимательно читать, осмысливать и интонационно правильно воспроизводить читаемое, когда тон чтения негромкий, но все картины ярко и красочно можно представить. Работа идёт в группах. Дети находят картины, схематично иллюстрируют по логически законченным частям. Раскрашивают цветными карандашами. А когда я вывешиваю свою картину, подготовленную к уроку, то они удивляются, переживают чувство радости, что и у них так, как у учителя. Что интересно, каждый класс индивидуален по-своему. Состояние совершенно разное, хотя учитель один и тот же, но данный урок состоится по- разному. Помню один выпуск, когда в классе за урок дети не только нашли и зарисовали картины, но и успели выучить стихотворение в классе. И как торжественно и проникновенно звучало стихотворение в конце урока, рассказанное Ромашовой Наташей. Можно было пользоваться своим рисунком-планом и это ей удалось. Сейчас она юрист. Интересно, помнит ли она то чувство восхищения, которое сумела передать, рассказывая стихотворение? Я помню. Класс слушал, затаив дыхание.


В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой...»

Читать - учиться!

Читать - думать!

Читать - жить!

Учителю начальных классов, так и учителю словесности предстоит ответственная миссия – воспитать у ребёнка любовь к книге.





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колодезникова Лилия Егоровна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства