Просмотр содержимого документа
«Cчастливая семья — это главная ценность государства.»
Cчастливая семья — это главная ценность государства.
Шеховцова Л.Д., учитель начальных классов
Прокофьева И.В., учитель начальных классов
Маркова Р.И., учитель начальных классов
МАОУ «Средняя политехническая школа №33»
Важной задачей образования в России является воспитание гражданина, который будет творить историю. Каким будет наше общество — зависит от воспитания в семье. Эта тема становится приоритетной, поскольку гармоничные отношения в семье, авторитет родителей, гордость за своих детей способствуют формированию таких личностных качеств у подрастающего поколения, которые обеспечат успешность социализации. Cчастливая семья — это главная ценность государства.
В связи с этим представляется необходимым подумать о духовно-нравственном воспитании в семье, применив исторический подход и взяв за основу труды известнейших психологов и педагогов. Обратившись к истории нашего народа, мы видим, что создание семьи на Руси испокон веков считалось свидетельством зрелости человека. Несемейный человек, избегающий ответственности, считался ненадежным, подвергался осуждению общества. В Древней Руси воспитание было суровым, исключающим свободу личности. Дети всецело подчинялись родительской воле, и люди даже помыслить не могли, что существуют другие методы воспитания. Но проходили века, менялись взгляды, убеждения, образ жизни и отношение к семье и воспитанию тоже изменилось. А.Н. Острогорский в своей статье «Семейные отношения и их воспитательное значение» раскрыл основные проблемы семейного воспитания в XIX веке. Основной трудностью являлось (как и в наше время) умение совместить роль «добытчика» и внимательного, ответственного отца, заботящегося не только о материальном благополучии детей. Поэтому совершенно справедливым считается утверждение, что воспитание детей накладывает огромную ответственность. Необходимо осознавать, что от каждого решения родителей зависит то, какими людьми впоследствии станут их дети. Актуальная и ныне тема усыновления детей показывает, что даже огромная ответственность не омрачает счастья иметь детей. Известные педагоги И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Н.В. Шелгунов считали материнскую любовь и заботу «подлинной гармонией воли и любви». Воспитание ребенка в семье — это его начальная школа, а родители — наставники, которые дают уроки уважения не только к членам семьи, но и к окружающим людям. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что влияние семьи приводит детей к истине, справедливости, добру. Следует подчеркнуть, что семейное воспитание — это не только гражданский долг родителей перед Отечеством, но и важнейший труд, священная обязанность сформировать разум и характер, воспитать благородное отношение к слабым и желание служить Родине.
Дорого и ценно для каждой российской семьи педагогическое наследие А.С. Макаренко. Его воззрения убедительно изложены в «Книге для родителей» — художественно-педагогическом произведении, освещающем вопросы семейного воспитания. Его глубокие размышления пронизаны гордостью за нашу молодежь, которая, по его мнению, является «ни с чем несравнимым мировым явлением», трудится и делает открытия на благо Родины. Педагог-патриот заряжал оптимизмом, своим прекрасным порывом в будущее, умением видеть в каждом человеке личность, которую нельзя отделить от общества. Особое место Макаренко уделял проблеме воспитания в коллективе. Представляется обоснованным согласиться с его суждением, поскольку семья является первым и главным коллективом в жизни человека. Как показывает анализ трудов А.С. Макаренко, главной целью семейного воспитания он считал воспитание «нового гражданина мира». В качестве важнейшего условия он указывает наличие полной семьи, где имеется четкий режим и трудовая деятельность, где жизненные принципы, работа, поведение родителей — все служит примером для детей. По его мнению, родители должны осознавать свою ответственность за воспитание будущего великой страны. В связи с изложенным выше следует подчеркнуть, что педагогические воззрения Макаренко остаются и будут оставаться актуальными, поскольку основаны на уважении к вечным ценностям. Многие исследователи его творческого наследия справедливо полагают, что оно является и нашим настоящим и нашим будущим и возврат к традиционным взглядам на воспитание представляется совершенно обоснованным.
На открытом родительском собрании родители и дети могут поиграть в такие игры:
Конкурс «Узнайте своих детей по описанию».
Конкурс «Узнайте своих родителей по описанию». Для этого дети и родители заранее составляют небольшие описания друг о друге, учитывающие внешний вид и особенности характера.
Конкурс «Угадай, чей голосок». Родители угадывают измененные голоса своих детей, а дети — голоса родителей.
Конкурс «Семейное пение». Семьи исполняют свои любимые песни
Конкурс «Узнай своего ребёнка» Для этого дети становятся в круг, а родители с завязанными глазами на ощупь узнают своего ребёнка.
Цель данной игры — желание родителей и детей показать, как они любят, ценят и уважают друг друга, которое так редко появляется в повседневной жизни.
Семья и дети остаются главными ценностями. Но существует и так называемая обратная сторона медали: мы по-прежнему видим в современном обществе массу отрицательных факторов, в числе которых следует упомянуть плохие жилищные условия, угрожающее состояние экологии страны, неуверенность родителей в завтрашнем дне, демографический кризис. Есть все основания полагать, что наше общество переживает кризис семейных ценностей. Особую тревогу вызывает постоянно возрастающее количество неполных семей, в которых ребенок испытывает недостаток не только в материальных благах, но и в любви, заботе, участии. Однако в числе положительных тенденций нашего времени нельзя не назвать возросшее внимание государства к данному социальному институту, поощрение молодых семей, повышение престижа многодетной семьи. Возрождение традиционных семейных ценностей — трудная задача общества и государства, которая для русского народа, однако, не является невыполнимой.
ЛИТЕРАТУРА
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1998.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека? // Педагогическое наследие; сост. О.В. Сухомлинская. – М., 1990.
Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / Сост. А.И. Сухомлинская. – М., 1988.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 56 с.