Просмотр содержимого документа
«Буклет «Рекомендации педагогу, работающим с детьми с нарушением зрения»»
1. Ознакомиться с заключением врача- офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего затруднения в обучении.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса, на первой или второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным оснащением.
3. Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются учеником, имеющим зрительные нарушения.
4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения задания. Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
5. Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
6. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 минуты на обдумывание.
7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различия его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам.
9. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо виднелись по отдельности.
10. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
11. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей.
12. Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме, на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал.
13. На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
14. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза.
15. При предъявлении материала, связанного его с осязательным обследованием время, также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
16. Трудности координации движения, несогласованность движений рук и глаза при нарушении зрения замедляет темп выполняемых заданий, связанных с предметно- практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения заданий.
17. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к доске и рассматривать на ней представленный материал.
Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс слабовидящих детей.