Авторская педагогическая разработка программы адаптационного типа "Познай свой край"
Авторская педагогическая разработка программы адаптационного типа "Познай свой край"
Программа дополнительного образования "Познай свой край" составлена для обучающихся 3-4 классов, позволяет помочь детям изучить историю происхождения родного края, прививать любовь к природе своей местности, бережное отношение ко всему живому. Помочь осознать себя частицей природы, усвоить главную заповедь: не навреди!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка программы адаптационного типа "Познай свой край"»
Согласовано Утверждаю
Замдиректора по УВР Директор МБОУ СОШ №2 г. Тайшета
МБОУ СОШ №2 г. Тайшета _____________Иванова Г.А.
_________________ Батурина И.А. 04.09. 2014г
04.09.2014г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№ 2
г. Тайшета
Авторская педагогическая разработка программы адаптационного типа
программа дополнительного образования
для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных школ
Направление: научно-познавательное
автор: Соловьева Елена Николаевна ,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2013 г.
«Природа, как бесценный дар,
и человек-это единое целое.
Только в общении с природой
человек может достигнуть
нравственного совершенства».
В.И.Вернадский
Пояснительная записка
В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, изучать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека.
Изучая природу родного края, ребёнок узнает много нового и интересного о просторах, учится бережному отношению к окружающему миру.
Актуальность факультативного курса.
Одна их задач современной школы – воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого обучающиеся знакомятся с природой, причём знания даются в обобщённом виде, изучаются общие законы природы.
Но совершенно нет часов для изучения природы своей местности, родного края.
Моя задача как учителя – помочь детям изучить историю происхождения родного края, прививать любовь к природе своей местности, бережное отношение ко всему живому. Помочь осознать себя частицей природы, усвоить главную заповедь: не навреди!
Данная программа факультативного курса «Родной край», частично реализуется с 2012 года, ориентирована на обучающихся в третьего класса (8-10лет), рассчитана на один год.
Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания об Иркутской области, Тайшетского района, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
Научно – исследовательская– развивает навыки научно – исследовательской работы; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Данная программа является актуальной и востребованной для обучающихся 3-4 классов , так как:
Даёт импульс к самостоятельному поиску новых знаний;
Углубляет межпредметные связи;
Способствует созданию ситуации успеха для обучающихся как в индивидуальной работе, так и в групповой;
Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса. Работая вместе, дети предлагают много интересных выступлений, презентаций, выставок работ и т. д.
Цели факультативного курса.
Целями изучения программы являются вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению своего родного края, привитие любви к родной местности; формированию экологической культуры обучающихся.
Задачи факультативного курса:
- углубленное изучение знаний о родном крае;
- развитие интереса к изучению природы;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- развитие умений и навыков рационального природопользования;
- бережное отношение к миру природы;
- создать у детей представления о губительных последствиях негативного воздействия человека на окружающую среду;
Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки.
Обучащиеся должны стать неравнодушными к своей области, своему родному краю, к природной среде, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные обучающимися, могут быть использованы ими в дальнейшей их жизни.
Программа составлялась с учетом возраста обучающихся.
Личностно ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие креативных способностей обучающихся. Такое обучение предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности и использование активных форм: дискуссий, деловых игр, экскурсий. Целесообразна и такая форма работы, как самостоятельное индивидуальное или групповое исследование разных тем и проектирование путей ее решения.
Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на уроках. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через личные выступления, тестовые опросы, индивидуальные и групповые проекты, конкурсы рисунков, сочинения. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных мероприятиях по экологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы).
Краткое описание методики.
Программафакультативного курса рассчитана на 68 часов.
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.
Основные методы и формы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования, проблемные и игровые уроки, решение экологических задач, экскурсии.
Часть времени отводится на творческие задания.
Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества обучающихся. Я считаю, что наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
Основными принципами обучения являются:
- последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся – одно из главных условий успешного обучения;
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- эвристический (проблема ставится самими детьми, или же предлагаются пути решения).
Большое место в программе уделяется самостоятельным работам, выполнению исследовательской работы.
Предполагаемые результаты программы.
Предполагается, что по итогам полного участия в программе, учащиеся должны:
На уровне своих возрастных особенностей иметь общее представление об области, своем родном крае.
Углубленно изучить отдельные темы программы.
Сформировать коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности.
Овладеть терминологией, предусмотренной программой. Повысить интерес к дальнейшему изучению родного края.
Воспитать бережное отношению к природе.
Требования к уровнюподготовки.
К концу года обучающиеся должны знать:
- прошлое и настояшее местности, в которой они живут;
- географическое положение Ирутской области, Тайшетского района;
- природные условия;
- природные богатства области, края;
- временные особенности своей местности, их признаки, условия жизни животного мира.
- использование и охрана природы родной местности.
Обучающиеся должны знать:
- распознавать природные объекты при помощи карты;
- различать распространённые в местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- выполнять правила личного поведения в природе; обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; владеть элементарными приёмами работы с контурными картами.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение.
Программа факультативного курса «Родной край».
Методическая литература.
Материалы для бесед.
Наглядные пособия.
Правила поведения в природе.
Ресурсное обеспечение.
Классная комната (40 кв.м) для группового занятия.
Компьютер.
Магнитофон.
Содержание.
1 год обучения (34 часа)
Введение (1 час)
Тема 1. Иркутская область на карте России (1 ч.)
Дать общее представление обучающимся о программе «Родной край». Рассказать о необходимости изучения родного края. Познакомить с картой России. Определение границ Иркутской области на карте.
Предложить детям темы рефератов, для самостоятельного поиска и изучения.
Раздел.Прошлое и настоящее.
Тема 2. Областной центр. Его достопримечательности, архитектура (4 ч.)
Главный город области, его достопримечательностями, архитектурой. История возникновения города Иркутска. (Рассказ о том, почему так названа река, на которой стоит город, давшая ему своё имя, как отразились реальные события далёкого прошлого в сказаниях и легендах местных народов)
Тема 3. Родной край – частица нашей огромной Родины. Символы района. Визитка района. (2 ч.)
Определение на карте месторасположения Тайшетского района. Герб, гимн района. Творчество местных поэтов.
Тема 4. Географическое положение Тайшетского района. (3ч.)
Знакомство с картой Тайшетского района. Определение месторасположений деревень района.
Практическая работа № 1. Работа по контурной картой района (нанесение деревень)
Тема 5 - 7.Город Тайшет в большой истории. (5ч.)
Русское освоение, ссыльные, переселенцы конца XIX – начала XX века. Индустриализаци-я. Великая Отечественная война.
Раздел. Природные условия.
Тема 8. Формы поверхности Иркутской области, Тайшетского района. (4 ч.)
Знакомство с понятиями: Восточно- Сибирская равнина.
Практическая групповая работа. № 2.
Нахождение на карте России Восточно - Сибирской равнины, Иркутской области, Тайшетского района. Работа по контурной карте. Составление рассказа о формах поверхности Иркутской области, Тайшетского района.
Тема 9. Почвы области.(2 ч.)
Знакомство с новыми словами: почва, перегной, удобрение, подзолистые почвы, серые лесные почвы, пойма. Типы почв в нашей области, конкретно, в нашей местности. Улучшение и охрана почв. Использование удобрений на полях района.
Тема 10 - 11. Водоёмы области и их охрана.(2 ч.)
Практическая работа № 3.
- Найти на карте России и Иркутской области реки: Ангара, Иркут , Бирюса и их крупные притоки.
- Работа с контурной картой (нанесение главных рек и их притоков на карту)
- Запись новых слов в словарик.
- Рефераты обучающихся о главных реках области.
Тема 12-14. Байкал –жемчужина Сибири. ( 2ч.)
Рефераты обучающихся.
Тема 15-16. Обобщающее занятие ( 1ч.)
Раздел. Природные богатства.
Тема 12 - 13.Полезные ископаемые области. (2 ч.)
Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми в нашей области.
Практическая работа № 4.
Работа с контурными картами. Отметка основных месторождения полезных ископаемых.
Запись новых слов в словарик: нефть, нефтепровод, известняк, гравий, кварцевый песок.
Тема 14. Рыбные запасы водоёмовводоёмов. (2ч.)
Знакомство с рыбами, живущими в озёрах и прудах, в реках. Сообщения детей по теме. Индивидуальная и групповая работа с энциклопедиями, дополнительной литературой.
Тема 15.Растения области, края.(5ч.)
Типы растительности области, края: лесная, луговая, культурная, болотная, водная. Общее знакомство с каждым типом растительности.
Тема 16.Лекарственные растения родного края. Красная книга Иркутской области.(3ч.)
Реферативные выступления детей по теме. Время и место заготовки лекарственных трав. Растения, занесённые в Красную книгу. Охрана растительности. Тест по теме.
2 год обучения.
Тема 17.Пищевые дикорастущие растения.(2ч.)
Реферативные выступления детей по теме. Тест по теме.
Тема 18.Ядовитые растения.(1ч.)
Реферативные выступления детей по теме. Тест по теме.
Тема 19 -20.Царство грибов (ядовитые и съедобные грибы).(4ч.)
Знакомство со съедобными и несъедобными грибами. Правилами сбора грибов. Способами обработки. Рецепты приготовления их. Презентация о грибах. Тест «Съедобные и ядовитые грибы».
Устное народное творчество: загадки, скороговорки о грибах.
Тема 21. Лиственные леса. (2ч.)
Лиственные леса области, родного края. Значение леса и его охрана. Презентация «Лиственные деревья» Игра «Что? Где? Когда?»
Тема 22. Хвойные леса. (2 ч.)
Хвойные леса области, родного края. Значение леса и его охрана. Загадки о деревьях. Презентация «Хвойные деревья». Тест «Лиственные и хвойные леса»
Тема 23. Значение леса и его охрана. «Красная книга» Иркутской области. (2 ч.)
Творческие проекты детей по теме.
Тема 24 - 26.Животный мир области. Звери наших лесов. 5( ч.)
Реферативные выступления детей по теме. «Красная Книга».
Сказки народов Сибири. Нанайская сказка «Лягушка и лось».
Творческое задание.
Составление альбома «Животные родного края»
Тема 27.Зимующие птицы. (2 ч.)
Реферативные выступления детей по теме. Презентация «Зимующие птицы»
Творческое задание.
Индивидуальное изготовление кормушек для птиц и размещение их в парках, возле домов, школы.
Тема 28. Перелётные птицы. (2 ч.)
Реферативные выступления детей по теме. Охрана пернатых друзей.
Тема 29. Охрана животного мира области. «Красная книга» Иркутской области. (1 ч.)
Реферативные выступления детей по теме.
Раздел. Времена года.
Тема 30. Белая краска зимы. (2 ч.)
Экскурсия в природу. Зимние изменения в природе. Народные приметы. Личные наблюдения детей за явлениями в природе. Температура воздуха, направление и сила ветра.
Творческое задание.
Сочинение на тему «Зимний денёк»
Тема 31. Весенняя акварель. (1 ч.)
Весенние изменения в природе. Народные приметы, пословицы. Личные наблюдения детей за явлениями в природе.
Творческие проекты детей «Запахло весной…»
Творческое задание.
Конкурс рисунков на тему: «Полюбуйся, весна наступает…»
Тема 32. Лето в Сибири. (1 ч.)
Летние изменения в природе. Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. Личные наблюдения детей за явлениями в природе. Презентация «Здравствуй, лето, звонкая пора.»
Групповое творческое задание.
Составление книги о лете, в которую войдут стихи разных авторов о лете и собственного сочинения, рисунки, загадки и т. д.
Тема 33. Осень бродит по лесам…(1 ч.)
Утренник «Осень бродит по лесам…» (Красота осенней природы. Осенние явления в природе, труд людей осенью.)
Тема 34. Использование и охрана природы родного края. Повторение и обобщение изученного материала. (2 ч.)
Повторение изученного материала. Урок – игра «Я знаю свой край».
Литература для учителя.
Юрков П. М. Родной край. Краеведческое пособие по природоведению для начальной школы. Новосибирск. 1982. 48 с.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 класс. Волгоград.2006.236 с.
Под ред. Яковлева Я. А. Земля Кожевниковская .Сборник научно-популярных очерков. Иркуск. 2006. 480 с.
Иоганзен Б. Г. Природа Иркутской области. Иркутск. 1971. 176 с.
Решетникова Г. Н., Стрельников Н. И. Окружающий мир . Занимательный материал. 3 ккласс. Волгоград. 2007. 265 с.
Заплавный С. А. Рассказы об Иркутске. Новосибирск.1980. 312 с.
Заплавный С. А. В Краю Кедровом. Москва.1985. 243 с.
Под ред. Емельянова А. М., Корзуна Г. Н. и др. Кожевниковский район. Итоги и стратегии. Иркутск.2005. 51 с.
Антипова З. М., Литковская Н. П. Зёлёные задачки. . 2008.26 с.
Решетникова Г. Н., Стрельников Н. И. Окружающий мир 3 класс, Волгоград.2008.264 с.
Дмитриева О. И. Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 4 класс. Москва 2006.367 с.
Адреса Интернета.
http://www.uroki.net/docnach.htm
http://sibnature.green.tsu.ru/html/foto.htm
http://kolplib.narod.ru/st11.html
http://sibnature.green.tsu.ru/html/anim.htm
Литература для обучающихся.
Юрков П. М. Родной край. Краеведческое пособие по природоведению для начальной школы. Новосибирск. 1982. 48 с.
Максимова И. Е. Сибирь – твой дом. Учебник. Иркутск, 1998. 278 с.
Заплавный С. А. В Краю Кедровом. Москва.1985. 243 с.
Энциклопедии различных авторов, имеющиеся у детей.
Антипова З. М., Литковская Н. П. Зёлёные задачки. Томск. 2008.26 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир тесты 3 класс Москва 2009. 95 с.