В начале этого года учителями начальных классов нашей школы были разработаны Рабочие Программы по всем предметам учебного плана, реализующие основную образовательную Программу НОО.
С сентября 2021 года приступили к апробации обновлённых Программ. В течение полугода мы работали по обновлённым Рабочим программам в 1 классе.
Суть апробации заключается в сравнении: как было – как стало.
И сегодня я хочу поделится нашим небольшим опытом и рассказать вам об основных изменениях между Примерной РП (обновленной) и содержанием учебников по УМК «Школа России»
Сравнительный анализ Примерной РП и содержание учебников по УМК «Школа России» |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Предметная область | «Русский язык» На данный момент учебника нет | «Русский язык» «Азбука» 1класс Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. .- М. «Просвещение», -2021 |
Цель изучаемого предмета | - приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно- нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; -предметные результаты ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции; - осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; | - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; -формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. |
Вывод | Цель изучаемого курса «Русский язык» в Примерная РП и УМК «Школа России» совпадает, но Примерная РП раскрывает более значимые приоритеты - осознание духовно-нравственных ценностей народа. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Содержание учебного предмета | Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению. | Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Тематическое планирование | Обучение грамоте: Развитие речи (8 ч) Слово и предложение (5 ч) Фонетика (27 ч) Графика (параллельно с разделом чтения) Чтение 70 ч Письмо 70 ч Орфография и пунктуация изучается параллельно с разделом «Письмо» Систематический курс (русский язык) (50 ч) Резерв (15ч) В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам. | Обучение грамоте: До букварный период (17ч) Букварный период ( 62ч) Послебукварный период (9ч) Систематический курс (русский язык) (44ч) |
Вывод | Содержание учебного материала в Примерной РП отличается, изучаемый материал представлен конкретно, различие в количестве часов. Важно отметить изменения в разделе «Развитие речи». Содержание конкретизировано, добавлено сочинение как вид письменной работы. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Предметная область | «Литературное чтение» На данный момент учебника нет | «Литературное чтение» «Литературное чтение» 1класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. .- М. «Просвещение» -2021 |
Цель изучаемого предмета | -формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; -достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; -осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; -первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; | -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; -совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; -развитие интереса к чтению и книге; -формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; -формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; -формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. |
Вывод | Цели изучаемого курса Примерной РП и УМК «Школа России» не совпадают. Цели Примерной РП ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей, традиций, отражающих сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности. |
| Примерная РП Учебники УМК «Школа России» |
Тематическое планирование | Литературное чтение (40 ч): Сказка народная и литературная (6ч) Произведения о детях и для детей (9ч) Произведения о родной природе (6ч) Устное народное творчество (4ч) Произведения о братьях наших меньших (7ч) Произведения о маме (3ч) Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 ч) Библиографическая культура (1ч) | Литературное чтение (40 ч): Вводный урок (1) Жили-были буквы (7ч) Сказка, загадка, небылицы (7) Апрель, апрель! Звенит капель (6ч) И в шутку и в серьез (7ч) Я и мои друзья (7) |
Вывод | Содержание учебного материала в Примерной РП отличается, тематика учебного материала расширена. Количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» одинаковое. В Примерной РП более подробно определены изучаемые разделы курса .На изучение предметного курса «Литературное чтение» по УМК «Школа России» выделено меньше разделов, темы перекликаются с некоторыми темами представленными в Примерной РП . |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Предметная область | «Математика» На данный момент учебника нет | «Математика» УМК «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021Моро М. |
Цель изучаемого предмета | 1. Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии. 2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 3. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. | - Математическое развитие младших школьников. - Формирование системы начальных математических знаний. - Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. |
Вывод | Цели изучаемого курса Примерной РП и УМК «Школа России» не совпадают. В Примерной РП цели изучения предмета более конкретные и четкие, одной из целей является формирование функциональной математической грамотности младшего школьника |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Содержание учебного предмета | Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: 1.Числа и действия над ними. 2.Величины и действия над ними. 3.Текстовые задачи. 4.Пространственные представления и геометрические фигуры. 5.Работа с информацией. | Содержание обучения представлено разделами: 1.Числа и величины. 2.Арифметические действия. 3.Работа с текстовыми задачами. 4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. 5.Работа с информацией. |
Вывод | Разделы различаются. В Примерной РП : «Числа и действия над ними», «Величины и действия над ними»; в программе по «Школе России»: «Числа и величины», «Арифметические действия». В содержании Примерной РП темы распределены по классам, в программе по «Школе России» содержание общее. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Тематическое планирование | 1 -4 класс. 1.Числа и действия над ними 2.Величины и действия над ними 3.Текстовые задачи 4.Пространственные представления и геометрические фигуры 5.Работа с информацией | 1 класс (132 ч) 1.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) 2. Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч) 3.Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) 4.Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч) 5.Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч) 6.Итоговое повторение (6 ч) 2 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч) 2.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч) 3.Числа от 1 до 100. Умножение и деление (43 ч) 3 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч) 2.Табличное умножение и деление (56 ч) 3.Внетабличное умножение и деление (27 ч) 4.Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч) 5.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) 6.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) 7.Итоговое повторение (10 ч) 4 класс (136 ч) 1.Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч) 2.Числа, которые не больше 1000 3.Нумерация (11 ч) 4.Числа, которые больше 1000. Величины (17 ч) 5.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (10 ч) 6.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч) 7.Итоговое повторение (13 ч) |
Вывод | Названия, последовательность изучения тем в учебниках по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП . |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Предметная область | «Окружающий мир» На данный момент учебника нет | «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир 1-3 класс- М. «Просвещение»,2019-2021 А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир 4 класс-М.»Просвещение», 2019 |
Цель изучаемого предмета | - формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. | формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально -ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. |
Вывод | В Примерной РП по предмету «Окружающий мир» по новым стандартам цели изучения предмета более конкретные и четкие. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Содержание учебного предмета | В содержании учебного предмета «Окружающий мир» три раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни» | В РП «Школа России» три раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни» |
Вывод | В содержании учебного предмета «Окружающий мир» в Примерной РП и в программе по «Школе России» разделы совпадают. |
| Примерная РП | Учебники УМК «Школа России» |
Тематическое планирование | 1-4 классы 1.Человек и общество. 2.Человек и природа. 3.Правила безопасной жизни. В тематическом планировании прописывается количество часов по разделам по классам. | Название разделов в учебниках А.А. Плешакова Окружающий мир, -М.Просвещение,2019 1 класс 1.Что и кто? 2.Как, откуда и куда? 3.Где и когда? 4.Почему и зачем? 2 класс 1.Где мы живем. 2. Природа. 3Жизнь города и села. 4. Здоровье и безопасность. 5 Общение. 6. Путешествия. 3 класс 1.Как устроен мир. 2.Природа. 3.Мы и наше здоровье. 4.Наша безопасность. 5.Чему учит экономика. 6.Путешествие по городам и странам. 4 класс 1.Земля и человечество. 2.Природа России. 3.Родной край — часть большой страны. 4. Страницы всемирной истории. 5.Страницы истории России. 6.Современная Россия |
Вывод | Названия, последовательность изучения тем в учебниках по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП. |