УМК «Планета знаний» |
Класс | Изучаемые геометрические понятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс | Пространственные отношения. | Определение местоположения предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше-ниже, слева-справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. |
Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая | Умение различать отрезок, ломаную линию, соединять две точки по линейке, строить отрезки и ломаные по линейке; сравнивать ломаные линии. |
Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины | Измерение отрезков заданной длины, пользование линейкой, понимание смысла существования единых мер для измерения длины отрезка. |
Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник | Умение распознавать, различать, давать характеристику и классифицировать многоугольники; построение многоугольника из соответствующего количества сторон, соотношение реальных предметов и их элементов с изученными геометрическими линиями и фигурами. |
Круг | Умение выделять круг среди других геометрических фигур; сравнивание |
Длина. Единицы длины (сантиметр). | Используют для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения - сантиметр; учатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертят отрезки заданной длины; используют линейку для измерения длин отрезков. |
Длина ломаной. | Знакомятся с понятием "длина ломаной" и способом ее нахождения. Производят вычисление длины ломаной линии. |
Периметр многоугольника. | Вычисляют периметр и площадь прямоугольника (квадрата); на уроке получат возможность научиться: указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата), изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки. |
Площадь (на уровне наглядных представлений). | Знакомятся с понятием «площадь». Формируется представления об измерении площади одинаковыми геометрическими фигурами. |
2 класс | Длина ломаной, периметр, площадь, объём. | Вычисляют длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках; определяют площадь геометрических фигур в единичных квадратах; определяют объем геометрических фигур в единичных кубиках. Учатся ориентироваться в рисунке-схеме; соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах). Исследуют зависимости между величинами. Стремятся к координации в сотрудничестве различных мнений о математических явлениях. |
| Геометрический словарь. Названия геометрических фигур. | Называют геометрические фигуры (квадрат, треугольник, многоугольник, куб, цилиндр, прямая, кривая, поверхность), различают геометрические фигуры; чертят отрезки заданной длины; сравнивают прямую, луч и отрезок; определяют количество звеньев ломаной; находят длину ломаной. |
Геометрические фигуры. Распознавание геометрических фигур. | Различают геометрические фигуры на рисунках, определяют количество фигур на чертеже; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; чертят линии и геометрические фигуры с помощью линейки. |
Углы. Виды углов. Прямой угол. | Различают прямой, острый и тупой углы, чертят прямые углы с помощью угольника. Объясняют понятия «прямой угол», «тупой угол», «острый угол», «вершина угла», «стороны угла». |
Четырёхугольники. | Называют свойства сторон и углов четырехугольника; измеряют диагонали прямоугольника, квадрата, ромба; выполняют построение фигур на клетчатой бумаге; сравнивают площади фигур; делят четырехугольник на треугольники. Исследуют простейшие свойства четырехугольников: измеряют стороны и диагонали, сравнивают, делают выводы, проверяют их на других фигурах; моделируют квадрат и ромб с помощью конструктора, экспериментируют с моделями; вычисляют площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники. |
Треугольники. | Различают виды треугольников на чертеже; определяют площадь фигур по клеткам; разрезают прямоугольник на два треугольника. Экспериментируют с треугольниками (количество прямых и тупых углов); выполняют вычисления по аналогии; вычисляют площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники; конструируют фигуры из частей прямоугольника. |
Величины и единицы измерений величин. | Исследуют названия единиц измерения величин; придумывают и решают текстовые задачи, анализируют, обобщают, делают выводы; соотносят единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура). |
| Измерение длины. | Называют единицы измерения длины: сантиметр и миллиметр, километр; устанавливают соотношения между единицами измерения, сравнивают длину отрезков, находят периметр многоугольника в миллиметрах; чертят отрезки заданной длины. Измеряют длины отрезков, сравнивают их, переводят сантиметры в миллиметры и обратно; вычисляют площадь прямоугольника по числовым данным. |
Площадь прямоугольника. | Называют единицы измерения площади, изучают правило вычисления площади прямоугольника; вычисляют площадь с помощью умножения. Используют умение вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием. |
Вычисление площади квадрата. | Вычисляют площадь квадрата через операцию умножения. Вычисляют площадь прямоугольника по числовым данным. Решают поставленную задачу разными способами на примере вычисления площади квадрата. |
3 класс | Периметр многоугольника | Различать многоугольники, вычислять периметр многоугольника, сравнивать периметры фигур, объяснять понятие «ось симметрии». Вычисление периметра многоугольника, в т.ч. со сторонами, выраженными в разных единицах измерения
|
Увеличиваем и уменьшаем фигуры | Знакомство с кратным сравнением чисел и величин, развитие пространственных представлений. Различать кратное и разностное сравнение, применять разностное и кратное сравнение при решении геометрических задач. |
Строим фигуры из кубиков | Измерение объема фигур, прямоугольного параллелепипеда (без введения термина), знакомство с единицами объема (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр), решение задач на кратное сравнение |
Площадь квадрата | Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.), отработка вычислительных навыков. Применять формулу площади квадрата при решении геометрических задач, объяснять особенности нахождения площади квадрата, обозначать квадрат числа, единицы площади. |
Делим на равные части | Делить отрезки на равные части с помощью линейки, циркуля, соотносить части геометрической фигуры и доли числа, определять и правильно называть доли числа (треть, четверть, половина) |
4 класс | Метр и километр. Сравниваем, вычисляем, решаем задачи. Метр и сантиметр. Меньше метра. Вычисляем периметр многоугольника. Переводим единицы длины. Геометрические задачи.
| Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Упорядочивать предметы по длине. Выполнять арифметические действия с единицами длины. Решать задачи, содержащие единицы длины. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Решать уравнения. Вычислять периметр многоугольника разными способами. Соотносить правило нахождения периметра прямоугольника с соответствующей формулой. Составлять выражение для решения задачи. Различать допустимые и недопустимые значения переменной в выражении с переменной. Решать задачи на определение длины пути. Соотносить единицы длины с протяженностью, глубиной и высотой предметов. Ориентироваться в рисунках-схемах при выполнении заданий. Давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…», «успеет ли…» и т. д.). Использовать умение вычислять периметр прямоугольника при решении задач практического содержания. Использовать табличную форму представления данных при решении нестандартных задач Решать нестандартные задачи по выбору |
Что изучает геометрия. Четырехугольники. Треугольники. Куб. | Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Решать геометрические задачи в 2-3 действия на определение длины стороны, площади, периметра прямоугольника. Различать видимые и невидимые элементы куба на чертеже. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Вычислять площадь поверхности куба. Вычислять значение выражения. Решать задачи на определение стоимости покупки, цены и количества товара. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Использовать свойства сторон прямоугольника при вычерчивании и решении задач. Выявлять общие свойства разных четырехугольников, определять различия. Обобщать знания о четырехугольниках. Классифицировать четырехугольники; треугольники. |
| Квадратный метр. Меньше квадратного метра. Составляем таблицу единиц площади. Измерение больших участков. | Вычислять площадь прямоугольника, определять неизвестную сторону. Переводить единицы площади. Сравнивать площади. Выполнять арифметические действия с именованными числами (площадью). Решать задачи, содержащие единицы площади. Соотносить единицы площади друг с другом и с размерами участка. Конструировать прямоугольник заданного размера из прямоугольников меньшей площади. |