Просмотр содержимого документа
««Анализ результатов ВПР и их учёт в управлении качеством начального общего образования»»
«Анализ результатов ВПР и их учёт в управлении качеством начального общего образования»
Русский язык: анализ результатов и рекомендации
В рамках всероссийской проверочной работы (далее ВПР) по русскому языку наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 13 заданий, в том числе 10 заданий к приведённому в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Рекомендуется шире использовать аудиодиктанты, позволяющие формировать у обучающихся действия, самоконтроля, коррекции. При работе над ошибками учить осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Задание 2 проверяет умение распознавать и подчёркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение. Задание вызвало затруднение у учащихся.
Рекомендуется в ходе изучения данной темы и её повторения акцентировать внимание на существенные признаки понятий «Однородные подлежащие», «Однородные сказуемые» и включать следующие задания: проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами; выделять в тексте или строить предложения с однородным членами по предложенным схемам (моделям).
Задание 3 п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения. С заданием базового уровня учащиеся успешно справились, продемонстрировав хорошее владение учебно-языковым опознавательным умением, владение познавательными универсальными учебными действиями (проводить классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, использовать графические средства для выражения информации).
Необходимо систематически отрабатывать умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения на предложениях, в которых подлежащее выражено личными местоимениями.
Задание 3 п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно- языковое морфологическое опознавательное умение)
Полезно предлагать обучающимся 4 класса упражнения, в дидактическом материале которых содержатся задания на распознавание грамматических признаков слов.
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем – 4 задание способствует и проверке коммуникативных универсальных учебных действий.
Учителю следует уделять самое пристальное внимание формированию орфоэпических норм русского языка не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Задание 5 на проверку умения классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения). В период изучения раздела «Фонетика» и особенно при его повторении периодически проводить звуко-буквенный анализ слов (полный или частичный).
Взадании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Наибольшее затруднение при выполнении данного задания вызвал сам текст, в котором содержалось несколько микротем. Как правило, одну из микротем, в явном виде сформулированную в тексте, учащиеся и принимали за основную мысль. Типичная ошибка связана с неумением четвероклассников определять то главное, что хочет сказать автор (основная мысль текста), разграничивать основную мысль и тему текста (о чём говорится в тексте, основной предмет высказывания).
Необходимо целенаправленно и систематически обучать младших школьников вычитывать из разных типов текстов (художественных, учебно-научных) различные виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную), с этой целью нужно использовать приемы понимания текста. Обучение школьников осмыслению текста может осуществляться на трёх этапах: до начала чтения, во время чтения и после чтения. На этапе до начала чтения происходит прогнозирование темы и содержания текста по заголовку; во время чтения аутентичного (реального) текста ученики выделяют ключевые слова в содержании абзаца (части текста), задают вопросы к каждой читаемой части (ведётся диалог с текстом); после чтения текста (рефлексивный этап) с опорой на ключевые слова, информацию, полученную в результате диалога с текстом, происходит окончательное осмысление темы текста (о чём говорится в тексте; фактуальная информация) и основной мысли (что хотел сказать автор; концептуальная информация). Основная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Если основная мысль не сформулирована в тексте в явном виде, определить её помогут, например, следующие вопросы. Что хотел сказать автор? Зачем он создал этот текст? Какие мысли и чувства у вас вызывает этот текст? Как автор относится к тому, что написал?
Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.
Работу по составлению простого плана следует начинать уже в процессе изучающего чтения текста. Этому способствует выделение ключевых слов в содержании абзаца (части текста), постановка вопросов к каждой читаемой части; на этапе после чтения текста учащиеся окончательно осмысливают тему текста и основную мысль и делят текст на смысловые части (как правило, они совпадают с абзацами), озаглавливают их. Внимание учеников должно акцентироваться на том, что все части текста последовательно раскрывают основную мысль, но в то же время каждая часть имеет свою маленькую тему (микротему), которую нужно сформулировать (иногда она уже сформулирована автором), она и будет являться пунктом плана. При формулировании предложения – пункта плана – используются ранее выделенные ключевые слова.
Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями. При обучении младших школьников построению самостоятельных речевых высказываний заданной структуры (повествовательных, вопросительных, побудительных предложений) необходимо: использовать опорный наглядный материал – сюжетные картинки; обучать учеников адекватно понимать, анализировать представленную ситуацию; выражать к ней своё отношение.
Особое внимание следует уделять развитию логических и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Работа по выявлению и уточнению лексического значения слов (в том числе с помощью школьного толкового словаря) должна проводиться регулярно, на каждом уроке. Необходима опора на контекстный методический принцип обучения: рассмотрение слова в его синтагматических связях в определенном контексте; начинать работу со словом следует после чтения предложения, в котором оно употреблено.
Возможно использование продуктивных упражнений следующих видов: определение лексического значения известных обучающимся слов и сравнение своего толкования с определением слова в толковом словаре; определение лексического значения слова путем подбора близких по значению слов.
Взадании 10 одновременно проверяется и учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), и предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи, и коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов с целью эффективного речевого общения. Важно систематически планировать лексическую работу на уроках русского языка и литературного чтения (планировать работу с дидактическими материалами, словарями синонимов и антонимов, редактирование текстов).
Задания 11–15 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу, задания 12–15 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки. Задания 11–15 направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова, преобразование структурной схемы слова в слово; задания повышенного уровня: анализ грамматических признаков имён существительных, имён прилагательных , глаголов, личных местоимений; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.
При изучении частей речи важно показывать обучающимся их структуру, частотные морфемы, связанные с образованием определенной части речи (например, суффиксы -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек- имён существительных; -оньк-, -еньк- имён прилагательных), регулярно предлагать упражнения с использованием структурных схем слов: на «оживление» структурной схемы словами; составление структурных схем слов; нахождение слов по заданной структурной схеме; определение части речи, к которой относится слово, по заданной структурной схеме. Такие упражнения нацелены и на развитие предметных учебно-языковых умений, и на формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с разными формами преобразования информации.
Задание 16 предполагает знание обучающимися норм речевого этикета, умение выражать просьбу, благодарность или отказ, исходя из анализа заданной речевой ситуации (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия) в письменной форме (правописные умения), задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия). Необходима регулярная сквозная работа по обучению младших школьников нормам речевого поведения в типичных для учеников начальной школы ситуациях формального и неформального межличностного общения; регулярное формирование у учащихся коммуникативных умений, связанных с речевым этикетом (понимание цели, адресата общения; употребление этикетных слов здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, благодарю, пожалуйста при устном и письменном общении); регулярное формирование у обучающихся коммуникативных умений строить точные и последовательные монологические высказывания с учётом цели и адресата общения (коммуникации).
Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6–10 и 16 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Выводы:
у обучающихся хорошо развиты умения: распознавать главные члены предложения, находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать части речи; классифицировать согласные звуки; распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; подбирать к слову близкие по значению слова.
Результаты диагностической работы показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по русскому языку, в том числе: писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма, изученные орфографические нормы; распознавать однородные члены предложения; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; классифицировать слова по составу; распознавать грамматические признаки слов; с учётом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи; выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.
Математика: анализ результатов и рекомендации
Работа содержит 12 заданий.
Учащиеся в целом успешно справились с выполнением заданий №1 , №2, №7 поскольку формированию умения выполнять элементарные арифметические действия уделяется в начальной школе достаточно много времени. Тем не менее, для повышения качества счёта можно рекомендовать уделять больше внимания таким заданиям, как:
1) вычисления с большими числами, длинные цепочки вычислений;
2) задания-конструкции (например, «придумайте два трёхзначных числа, сумма которых равна 999 и все цифры которых различны»);
3) текстовые задачи на применение соответствующих действий.
Для закрепления навыка соблюдения порядка действий можно на уроках предлагать несколько похожих заданий, где при кажущейся похожести порядок действий будет разным.
Например: 2 + 3 * 2; (2 + 3) * 2; 3 * 2 + 2; 3 * (2 + 2); (3 * 2) + 2. Необходимо отметить также, что определённый процент ошибок допускается в результате снижения самоконтроля обучающихся: выполнены не те действия или не все действия. Расстановка порядка действий и указание промежуточных значений способствуют самоконтролю обучающихся.
Сзаданием №3, направленным на выявление умение применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Можно выделить две группы проблем, помешавших более успешному выполнению этого задания: перевод текстового условия в математическую модель (в данном случае – одно или несколько выражений) и выполнение арифметических действий. Результаты выполнения данного задания в очередной раз актуализируют вопрос о развитии навыков самоконтроля у обучающихся. Необходимо также отметить особую важность умения строить математические модели на основе их описания, а также умения переводить информацию из одной формы представления в другую, развитию которых рекомендуется уделять особое внимание на уроках математики в начальной школе. Большое количество ошибок, особенно в текстовых задачах, связано с тем, что ученики не могут правильно прочитать условие задания.
Учителям следует чаще давать нестандартные вопросы в стандартных задачах. Например: вместо «Вычислите 12 + 13» можно дать «Вычислите 12 + 13, а в ответе запишите число, которое на 1 меньше получившегося у вас» или «…полученный ответ запишите теми же цифрами, но в обратном порядке». Вместо «У Пети было пять яблок. Одно яблоко он отдал сестре Маше. Сколько яблок осталось у Пети?» можно дать «У Пети было пять яблок. Одно яблоко он отдал Маше. На сколько яблок у Пети больше, чем у Маши?»
Задание № 6Проверялось умение работать с таблицами и диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Этот результат показывает, что тема анализа и интерпретации данных посильна для четвероклассников и, в силу её важности для прикладного использования при изучении различных предметов в основной школе и в повседневной жизни, целесообразно больше времени уделять работе с числовыми данными, полученными на практике, при проведении опытов и экспериментов, при наблюдении за погодой и т.п.
Для достижения более высоких результатов выполнения данного задания педагогам необходимо всесторонне развивать навыки самоконтроля и повышения внимательности у обучающихся в начальной школе.
Задание №11 повышенного уровня: проверялось овладение обучающимися основами логического и алгоритмического мышления. Умение рассуждать логически является одним из важнейших не только для изучения курса математики и других учебных предметов, но и в повседневной жизни. Поэтому очень важно регулярно включать в учебную работу задания на развитие логического мышления, проводить разбор таких заданий, предлагать ученикам участвовать в проведении рассуждений. Такие задания не требуют знания какого-то специального набора терминов и понятий, но на конкретных примерах могут быть разобраны различные образцы рассуждений и обоснований. Следует как можно чаще учить ребят рассуждать логически на уроках, логически обосновывать свои утверждения – отвечать на вопрос «Почему?».
Взадании №5 проверялось умение исследовать, распознавать геометрические фигуры и изображать геометрические фигуры. Нужно отметить, что усвоение четвероклассниками стандартных умений – вычисление площади и периметра прямоугольника – требует индивидуальной работы со стороны педагога по прочному усвоению детьми существенных признаков понятий «Периметр» и «Площадь».
Необходимо отметить, что цели изучения геометрии в школьном курсе математики не должны сводиться к освоению определённого спектра стандартных формул и приобретению умения применить эти формулы в стандартной ситуации. Важными с точки зрения практического применения результатов обучения являются навыки геометрического конструирования, умение видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры. Поэтому рекомендуется уделять на уроках больше внимания построению фигур (в том числе на клетчатом листе), нахождению площади фигур нестандартной формы путём разбиения на части, нахождению периметра, складывать из заданных фигур другую фигуру, разрезать исходную фигуру на несколько заданных фигур. Важно систематически давать обучающимся в начальной школе задания, связанные с геометрическим конструированием, поскольку такая деятельность способствует развитию геометрических представлений.
Задание №4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Рекомендация педагогам предъявлять учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, для формирования у обучающихся данных умений.
Умение решать текстовые задачи проверяется заданиями № 8 (в три-четыре действия - повышенный уровень) и умение применять математические знания для решения учебно-практических задач . Тематика заданий – время и даты. Можно рекомендовать чаще выполнять задания на вычисление времени и дат в разных ситуациях, поскольку, с одной стороны, они имеют выраженный практико-ориентированный характер, а с другой – дают хорошую основу для отработки навыков самоконтроля. Сравнительно низкий процент выполнения заданий, в которых нужно было применить математические знания на практике, свидетельствует о том, что зачастую знания, получаемые на уроках математики, являются «оторванными» от реальной жизни. Следует как можно больше вплетать жизненные ситуации в материал урока. При этом важно учитывать, что задачи типа «У меня было 23 яблока, а мне дали ещё 16. Сколько яблок у меня стало?» не являются практико-ориентированными, так как с очень маленькой вероятностью встречаются в жизни учеников начальной школы. Можно попытаться приблизить условие к событиям реальности. Например, если школьник опоздал на урок, то ему можно дать «штрафную» задачу: «Ты вышел из дома в 8:16, шёл до школы 23 минуты. Сколько будет на часах, когда ты войдешь в школу? Опоздаешь ли ты в этом случае?» Математические действия будут те же, но условие гораздо интереснее.
Задание №9: решение текстовых задач в два действия (верно решили 62,8%). Учителям следует обучать всех учащихся овладению общими приёмами решения задач на протяжении начального курса.
Очень низкие результаты оказались при выполнение задания №10, что показывает слабое овладение учащимися основами пространственного воображения. Поэтому очень важно расширять пространственные представления обучающихся в начальной школе, давая им задания, связанные с простейшим анализом расположения объектов в пространстве.
Задание №12 выявляет овладение обучающимися основами логического и алгоритмического мышления. Можно констатировать наличие лишь небольшой доли обучающихся, успешно справившихся с данным заданием. Решение могло быть найдено не только путем нахождения идеи решения, но и путем перебора конечного числа вариантов. Можно рекомендовать при выполнении заданий повышенной сложности рассматривать с обучающимися различные варианты решения, приучая их к поиску решения вместо попыток применить готовый алгоритм.
Предупреждение о типичных ошибках:
Трудность
Меры предупреждения/устранения
«Не успевает …»
Выяснить, за счёт чего может работать быстрее (не теряя в качестве выполнения). Помощь в самоорганизации. Не гнать! Не натаскивать!
«Решает частично…»
Работать над удержанием задачи (На какой вопрос отвечаешь сейчас? На какой вопрос получен ответ? Можно за один шаг/ход получить ответ/результат? Вася получил такой-то ответ. Что Вася не сделал/не доделал?)
«Отвечает не на тот вопрос»
Усилить работу над пониманием учебной/практической задачи (Что требуется сделать/узнать? Чем отличается это задание от…?)
«Элементарное не делает»
Деалгоритмизация предметных и учебных действий. Поисковая работа с готовыми решениями. Поиск ошибок. Не натаскивать!
Выводы:
у обучающихся хорошо развиты умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; работать с таблицами и диаграммами; представлять, анализировать и интерпретировать данные; использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Результаты диагностической работы показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе: - низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; - слабое развитие навыков проведения логических рассуждений; - недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умения решать практические задачи; - крайне низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования, умения анализировать чертёж, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры. Необходимо отметить, что перечисленные навыки весьма важны для формирования пространственных представлений. Именно поэтому цели изучения геометрии в школьном курсе математики не должны сводиться к освоению определенного спектра стандартных формул и приобретению умения применить эти формулы в стандартных учебных ситуациях.
Окружающий мир: анализ результатов и рекомендации
Работа содержит 10 заданий
Высокий процент достижения планируемых результатов наблюдается в формировании знаний и УУД в заданиях №1, №3, №4, №5, №7 по предмету «Окружающий мир»:
Задание №1: «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); использование различных способов анализа, передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства для решения задач» .
Задание №3: «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.); овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе».
Задание №4: «Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья».
Задание №5: «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности; умение анализировать изображения. Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач».
Задание №7: «Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач/ выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде»
Недостаточный уровень сформированности знаний и УУД в соответствии с требованиями ФГОС отмечены в следующих заданиях:
Задание № 2: «Использование различных способов анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использовать знаково-символические средства для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы
Задание №6: с первой частью задания этого блока: «Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, вычленять содержащиеся в тексте основные события» обучающиеся справились достаточно успешно, но во второй части этого задания «Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование», а в третьей части задания «создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач». Необходимо усилить практическую направленности в преподавании окружающего мира.
Задание №8: «Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах» затруднительной для обучающихся оказалась третья часть задания - оценить характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
Задание №9:«Сформированность уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Сформированность основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами»
Задание №10: «Сформированность уважительного отношения к родному краю; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Сформированность основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.
Выводы:
Наибольшую сложность вызвали задания на умение «создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов», «оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах», «указать роль семьи в жизни человека или чему может ребенок научиться у своих родителей», «назвать регион проживания, главный город региона, указать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона».
Рекомендации:
- усилить внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаково-символических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
- в системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач;
- усиление практической направленности в преподавании предмета,
- включение заданий, направленных на развитие вариативности мышления обучающихся и умений применять знания в новой ситуации, на умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов,
- предусмотреть проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, роль родителей в воспитании детей,
- усилить практическую направленность в изучении раздела «Где мы живем», «Родной край - часть большой страны», с целью формирования умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
«Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для развития региональных систем образования», — отметил руководитель ведомства Сергей Кравцов