kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ духовно-нравственного воспитания личности обучающегося в педагогической теории и практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание личности обучающихся определено первостепенной задачей современной образовательной системы. В данной работе проведен анализ духовно-нравственного воспитания личности в педагогической теории и практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ духовно-нравственного воспитания личности обучающегося в педагогической теории и практике»

Анализ духовно-нравственного воспитания личности обучающегося в педагогической теории и практике


Духовность - одно из наиболее сложных понятий на Земле. «В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [8].

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [2].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность - есть одно из измерений духовности человека» [16].

Нравственность же, в основе которой лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости, есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота.

А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностной ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства [6].

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность существуют в нераздельном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желание и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания. В.И. Даль определял «мораль» как «нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека» [6].

«Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование морали: «Мораль – совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Мораль выступает как основа содержания нравственного воспитания личности» [7].

По отношению к человеку мораль является целью, перспективой самосовершенствования и требованием.

Итак, мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество.

Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль». «Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения» [5]. Следовательно, не всегда человек, соблюдающий все нормы морали, является нравственным человеком. Мораль также не всегда нравственна, например, мораль фашистской Германии действовала разлагающе, развращающе и разрушала все общечеловеческие ценности.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Духовность личности связана с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых и других взглядов на человека и окружающий мир. Поэтому духовность нельзя воспитать извне, она может быть развиваема только изнутри. Нравственность же (но только истинная, сознательная) является необходимым средством, условием для развития духовности. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Не всякий нравственный человек духовен, но каждый духовный человек непременно нравственен [10].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [17].

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогика является наукой о воспитании. Воспитание - в самом общем виде - заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, на наш взгляд, с четырьмя положениями:

• во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.

• во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос¬ти к каждому человеку.

• в-четвертых, овладение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [12].

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности [15].

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. В их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность - понятие религиозное, нравственность - светское). По мнению А. Лихачева, в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [4].

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей [4].

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [4].

Мы полагаем, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Воспитание духовно-нравственного начала содействует формированию у человека:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [4].

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [4].

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс, направленный на:

• усвоение и принятие обучающимися культурных, духовных и нравственных ценностей общества, базовых национальных ценностей;

• развитие способностей различать добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное;

• на преодоление разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.

Духовно-нравственное становление учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения жизненного самоопределения личности составляют основу мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Рассмотрим понятие «жизненное самоопределение». «Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми» [9]. Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном, который рассматривал самоопределение в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Те «внутренние условия», через которые преломляются внешние воздействия, суть его сознательно определяемое отношение к окружающему; «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» [13].

К.А. Абульханова-Славская развивает в своих работах подход, намеченный С.Л. Рубинштейном: «С самоопределением индивида связано не только противостояние общественной необходимости или общественному принуждению... но и активная или пассивная реализация общественной детерминации, что составляет индивидуальный способ общественного бытия» [14]. То есть понятие самоопределения Абульханова-Славская К.А. связывает с активной жизненной позицией человека, с его «индивидуальным способом жизни». «Определение человеком своей позиции в социальной действительности составляет необходимое звено общественного становления личности... осознание этой позиции и есть самоопределение, проведение своей личностной линии в многообразных ситуациях общения» [1].

М.Р. Гинзбург выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее» [19].

В сложном, многоступенчатом процессе развития человека – самоопределении, выделяются как структурные элементы разные его виды: жизненное, социальное, семейное, профессиональное, личностное и т.д. Большинство исследователей указывают на их взаимосвязь, отмечая различия в их содержательном наполнении. [1], [11]

Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения [3]. Жизненное самоопределение как выполнение человеком своего предназначения лежит в основе других его видов. Самоопределение может быть исследовано в двух основных сферах жизнедеятельности человека - личной и профессиональной.

Самоопределение не имеет четких границ, актуализируясь как личностный процесс в разные периоды жизни человека под влиянием внутренних и внешних изменений. Основываясь на современных представлениях о человеке, жизненное самоопределение может быть понято как процесс, свойственный человеку как открытой, самоорганизующейся системе. Процесс жизненного самоопределения как проявление самоорганизации предполагает ломку сложившихся жизненных стереотипов, установок, открытие новых возможностей, горизонтов. Интересна позиция Федоровой Е.П., которая считает, что жизненное самоопределение есть «перманентно воспроизводимое противоречие между образом жизни и той картиной мира, которая складывается у человека в данный момент времени, и оно является источником его движения...» [18].

Жизненное самоопределение – ведущая проблема в жизни подрастающего поколения, так как от этого зависит дальнейшее содержание жизни и жизненный успех каждого. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и остаться при этом собой, сохраняя свою автономность; она позволяет найти свой жизненный путь.

Таким образом, мы определили, что духовно - духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, направленный на усвоение и принятие обучающимися культурных, духовных и нравственных ценностей общества. Оно является основой жизненного самоопределения личности, позволяющей сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов свою дальнейшую жизнь.




Список литературы


  1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности [Электронный ресурс] /Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1988. — С. 137 - 145. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-professionalnaya-ya-kontseptsiya#ixzz353zbSVFL.

  2. Артюхова, И.С. Ценности  и  воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – 1999. – №4. – С.78-80.

  3. Большой психологический словарь /под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.

  4. Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.  Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.

  5. Дворецкая, М.Я. Концепция целостного человека в святоотеческой антропологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/dvorecky_konc_chel.php.

  6. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский //Педагогика, 1992. - № 11-12. – С. 22 – 26.

  7. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  8. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

  9. Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

  10. Печкурова, Е.А. Сущность и природа нравственности и духовности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/sushchnost-i-priroda-nravstvennosti-i-duhovnosti.

  11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Пряжников Н.С. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 256 с.

  12. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

  13. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1981. – 563 с.

  14. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться ч.12 [Электронный ресурс]. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001. . – Режим доступа: http://wco.ru/biblio/books/feofanz7/main.htm.

  15. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 1 СD-ROM.

  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов /В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

  17. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1980, т.2. – 560 с.

  18. Федорова, Е.П. Изучение проявления психической ригидности в процессе жизненного самоопределения / Е.П. Федорова //Вопросы психологии. 1999. - № 7. - С. 132-151.

  19. Шахирева, Н.В., Копытченко, Е.С. Система духовно-нравственного воспитания Ушинского и ее актуальность в условиях современного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/26/6307.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мещерякова Татьяна Сергеевна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства