Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам классно- обобщающего контроля в 1 класса»
Справка
по итогам классно-обобщающего контроля в 1 классе
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2018 – 2019 учебный год «Организация учебно-воспитательного процесса в первом классе в период адаптации обучающихся к школьной жизни» была проведена проверка организации работы в 1 классе с 10.12 - 25.12.2018 г.
Цель контроля:
1) адаптация ребенка в школе;
2) проверка выполнения обучающимися единых педагогических требований;
3) ознакомление с новым классным коллективом.
4) изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией; контроль режимных моментов; посещение уроков по всем предметам; классных часов; собеседование с классным руководителем; проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
Проверку проводили заместители директора по УВР Склянко М.Н.
С 10.12 по 25.12. 2018 г. посещались уроки и классные часы в 1-ом классе.
Это были различные по типу и структуре уроки (уроки всем классом, уроки по подгруппам, уроки-экскурсии, уроки-игры и др.).
1 класс работает по программе «Школа России». Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе в течение сентября, октября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут. Домашнее задание отсутствует.
На уроке в обязательном порядке проводились две физминутки в игровой форме. Четвертые уроки были проведены в нестандартной форме: уроки – экскурсии, уроки-игры, уроки путешествия. Классная комната проветривалась во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классной комнаты удовлетворительный.
Посещенные уроки показали, что учитель Ганощенко Л.А. владеет методикой построения занятий. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие обучающихся для восприятия учебного материала.
Требования, предъявленные учителем, едины и обучающимися выполняются.
Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, спортивной формы и т. д.).
Следует отметить доброжелательность учителя, взаимопонимание с обучающимися. Уроки проходят в хорошем темпе.
Тематические планы уроков Любовь Анатольевны грамотно отражают содержание учебного материала. На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал.
На уроках русского языка и обучения грамоте (автор учебника: В.П.Канакина) учитель осуществляла индивидуальный подход к обучающимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.
Уроки математики (автор учебника: М.И.Моро) учителем планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвует в ролевых играх, проводимых на каждом уроке математики.
К проверке предоставлено 20 дневников. Текущее расписание уроков есть у всех обучающихся, его записывают родители. Общение классного руководителя с родителями осуществляется посредством ученического документа-дневника. Классный руководитель регулярно работает с дневниками, о чем свидетельствует записи и подпись учителя. У большинства обучающихся дневники имеют аккуратный внешний вид.
Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.
Итоги посещения уроков в 1 классах:
1. Длительность уроков в период адаптации – 35 минут.
2. Четвертые уроки в 1 классе проведены в нестандартной форме и носят игровой характер.
3. Во время урока дважды проводится физкультминутка. Первая включает подвижные игры, а вторая – гимнастику.
4. Уровень освещенности классной комнаты удовлетворительный.
5. Классная комната проветриваются во время перемен, без присутствия детей.
6. Уроки проводятся в игровой форме, что отвечает требованиям возрастных особенностей детей.
В ходе классно-обобщающего контроля был проанализирован план воспитательной работы. В плане грамотно, с учетом возрастных особенностей спланированы классные часы, коллективные творческие дела, работа с родительской общественностью, а также индивидуальная работа с обучающимися. Классным руководителем оформлен социальный паспорт класса, соответствующий нормативным требованиям.
Проверку тетрадей осуществляла зам.директора по УВР Склянко М.Н. К проверке предоставлено 19 тетради по математике и 19 по русскому языку. В тетрадях обучающиеся работают систематически. Любовь Анатольевна исправляет ошибки, делает показ. Задания дети выполняют при помощи простого и цветных карандашей. Учителю необходимо продолжать совершенствовать навыки начертания цифр, учить правильно делать раскраску и штриховку рисунков.
Роль учителя в адаптации обучающихся высокая. Главное – положительный эмоциональный фон, который создает в коллективе учитель. Он следит, чтобы:
возникшие конфликты, споры, (а они всегда возникают, когда множество различных по характеру, темпераменту, воспитанию детей собраны в одну группу) разрешались положительно;
дети учились дружить, находить друзей в классе;
дети обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство переживания, сострадания друг к другу;
К тому же учитель проводит беседы, темы классных часов соответствуют возрастным особенностям.
Классная документация ведется четко, заполняется вовремя. Было проведено родительское собрание «Организация обучения первоклассников в период адаптации». 97% родителей присутствовали на собрании, выбран родительский комитет. Классный руководитель работает с детьми совместно с родителями.
В 1 классе по адаптации детей к процессу обучения в начальной школе педагогом-психологом Зюзиной И.В. проведена работа по изучению психологических особенностей в период адаптации.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Хотя все дети вначале воспринимают учебу как развлечение, со временем понимают: это серьезно. Как сложится его учеба дальше, во многом зависит от поведения педагогов и родителей. Ведь первоклашка переживает огромный стресс, даже если внешне совершенно спокоен. Радость, восторг и удивление периодически сменяются тревогой, растерянностью, напряжением. Период адаптации у каждого малыша свой: один приспосабливается за месяц, другие за четверть, у третьих он растягивается на год.
Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
Для оценки успешности адаптации первоклассников были:
Проанализированы данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период.
Опрошены родители.
Проинтервьюирован учитель по опроснику Л.М. Ковалевой, позволяющему уточнить особенности адаптации.
Проведено групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Методика «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения
Диагностика мотивации учебной деятельности по Лускановой А.Г.
Методика регистрации времени реакции – психофизиологическая проба для оценки функционального состояния центральной нервной системы
По итогам опроса первоклассников выяснилось, что 21,1% обучающихся класса (4 человека) имеют высокую мотивацию к обучению, низкую - 1 обучающийся (10,5%),у остальных 68,4% обучающихся – норма.
Результаты диагностики по методике «Домики»
Уровень физиологической адаптации
Таблица 1. Физиологический компонент
№ п/п
Фамилия, имя
Заболевания в период адаптации
Психосомати-ческая симптоматика
Вегетативный коэффициент
Уровень физиологической адаптации
А. М.
-
1,8
достаточный
А. Д.
-
3,25
достаточный
Б. М.
+
1,8
достаточный
В. Н.
+
частичный
В. А.
-
0,86
достаточный
Г. С.
+
1,5
частичный
Г.Д.
-
0,9
достаточный
Ж. А.
-
1,88
достаточный
Ж.И.
-
1,17
достаточный
К. М.
-
1,3
достаточный
К. И.
-
1
достаточный
К.В.
-
0,69
частичный
П.А.
-
1
достаточный
П.В.
+
0,6
недостаточный
С.Р.
-
0,67
частичный
С.Н.
-
1,8
достаточный
С.М.
-
1
достаточный
Т.К.
+
1,62
достаточный
Ш.Р.
-
0,79
частичный
Ю.А.
-
1,88
достаточный
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению
У 63,1% (12 чел.) оптимальная работоспособность. Данные обучающиеся отличаются бодростью, здоровой активностью. Школьные нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни позволяет восстанавливать затраченную энергию.
31,6% (6 чел.) выявили компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация режима труда и отдыха.
5,3% (1 чел.) испытывает перевозбуждение, что, возможно, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, приводящее к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Анализ данных полученных в ходе диагностической работы показал, что физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой происходит неоднородно:
достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) у 14 обучающихся;
частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс) имеют 5 обучающихся.
недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс) – 1 обучающийся.
Далее рассчитывался показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), что является индикатором психологического благополучия. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.
Преобладают отрицательные эмоции, доминируют плохое настроение и неприятные переживания у 7-х (36,8%) первоклассника. Имеются проблемы, которые они не могут решить самостоятельно.
У 57,9% обучающихся класса - эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.
Анализируя, как формируются и осваиваются способы и приёмы новый деятельности – процесса учения, можно сказать, что данный процесс проходит также неоднородно. Отмечается хорошая подготовка учащихся, ранее посещавших подготовительные группы в детских садах. Данные дети знают буквы, считают в пределах 20 вперёд и в пределах 10 (вперёд и назад(т.е. обратный счёт)), способны к чтению по слогам, а также целыми словами.
У 4 первоклассников отмечаются трудности в усвоении всех предметов.
Некоторые первоклассники испытывают трудности в усвоении отдельных предметов.
Анализируя эмоциональное принятие новой социальной ситуации, отмечается также неоднородность эмоционального фона.
- 17 обучающихся оценивают эмоциональное отношение к себе как положительное, 2 обучающихся оценивают эмоциональное отношение к себе отрицательно.
- отношение к учению 12 человек оценивают как положительное, 7 человек- амбивалентное.
В основном, обучающиеся положительно относятся к учителю.
- отношения одноклассников между собой складываются достаточно ровно и положительно. но 4 человека показали амбивалентное отношение к одноклассникам.
Делая вывод об уровне эмоциональной адаптации, можно сказать, что 17 человек имеют положительный уровень, 4 человека – амбивалентный уровень.
Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:
достаточный – у 7-ми первоклассников (35%)
частичный - 8-ми обучающихся (40%)
недостаточный (или дезадаптация) у 5-рых первоклассников (25%)
Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:
- первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
- первоклассников с частичной адаптацией.
Детей из первой группы необходимо дообследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.
Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
Сопоставление показателей различных компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников.
Общий уровень адаптации
Обобщая полученные результаты, всех детей условно можно разделить на 3 группы.
1 группа (15 человек) – первоклассники, обладающие достаточным и частичным уровнями адаптации, способствующими успешному обучению к школе. У них Сформированы позиции школьника, принятие школьных правил, доминируют, в основном, учебные мотивы, отсутствуют значительные сложности в обучении, хорошее самочувствие.
2 группа частичным уровнем адаптации (8 человек).Данные дети нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причина, вероятно, заключается в неготовности к обучению в школе и логопедической проблеме. Адаптационный период у этих детей займет более продолжительное время.
3 группа 5 человек)- первоклассники с недостаточным уровнем адаптации. Причина, вероятно, заключается в неготовности к обучению в школе и состояние здоровья.
ВЫВОД: В классе создаются необходимые условия для адаптации:
Систематически проводятся беседы различного характера:
о поведении в школе
о поведении в столовой, библиотеке;
о режиме класса;
о поведении на территории школы и в транспорте;
о приветствии взрослых людей и друзей.
По результатам проведенной работы педагога-психолога с обучающимися 1 класса и их родителями следует: у ребят средний уровень готовности к школьному обучению, что составляет 80%. Преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учительница, класс, в котором они учатся. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.
Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. По истечении полугода обучения в школе дети изменились в положительную сторону. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируются школьный коллектив.
Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать более разнообразные формы работы на уроках.
Рекомендации педагога - психолога:
1. Обсуждение с педагогом Ганощенко Л.А. индивидуальных особенностей школьников.
2. Продолжить работу классного руководителя по организации классного коллектива, для успешной адаптации всей группы детей.
3. Провести консультации для родителей по результатам диагностики адаптации.
4. Психологу проводить коррекционно-развивающие занятия для преодоления трудностей адаптационного периода.
5. Обучающиеся, у которых готовность к школьному обучению ниже нормы нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.