Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения мастер-класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Уртазымская СОШ»
2016г.
Тема: «Использование активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе».
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах.
Аудитория: учителя начальных классов.
Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них деревьями ( «Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (по количеству участников), карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);
Ход мастер-класса:
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, меня зовут Шеваракова Светлана Николаевна. Я учитель начальных классов Уртазымской средней общеобразовательной школы.На своих уроках я активно применяю различные методы обучения. И сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом.Тема моего мастер-класса: «Использование активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»
-Уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поделись добром».Прошу вас встать и повторять за мной.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони друг другу протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
(Выполнение упражнения).
С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями». (Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово).
А также Метод « Поздоровайся глазами».( Дети здороваются друг с другом не словами, а молча- глазами. При этом стараются глазами показать, какое у них сегодня настроение)Такие забавные методы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
II. Сообщение темы, введение в неё.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
- Давайте рассмотрим подробнее методы, которыми я пользуюсь на разных этапах урока.
III. Знакомство с основными видами АМО.
1.АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать
Метод «Фруктовый сад».(слайд №2) Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают( хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево Яблоня, а второе Лимонное дерево.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на яблоках записать свои ожидания от моего мастер-класса,а опасения на лимонах и прикрепить плоды .
( Раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
На этом этапе можно использовать методы: «Дерево желаний»,«Поляна снежинок»,«Разноцветные листья», «Ковёр идей»,
« Цветочная полянка».
2.АМ презентация учебного материала
- Следующий метод «Инфо - угадай –ка»
Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения» применив метод «Инфо-угадай-ка». (слайд №3) Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах. Вы можете записывать, карточки на столах.
Сектор №1«Понятие».
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Сектор №2. «Этапы урока».
- На каких этапах урока можно применять АМО? ( ответы педагогов)
Активные методы применяются на всех этапах урока.(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов уроков, релаксация, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Сектор №3.«Виды АМО». Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их. Запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце мастер-класса и заполним до конца.
Сектор №4.«Цели применения АМО». Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
3-й Метод «Составление кластера».
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера».Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.
- А у меня вот что! ( каждый щелчок комментирую)
(слайд №4)
- Изучив на уроке русского языка в 3 классе тему « Глагол», учащиеся составили следующий кластер. ( слайд № 5)
-С большим успехом использую этот метод на уроках окружающего мира. На уроке в 3 классе по теме: «Зимняя пора в жизни животных», при изучении материала, отвечая на вопрос « Как зимуют звери?», учащиеся составили кластер.
(слайд№ 6)
Следующий метод, используемый мной в работе «Пометки на полях» или «Инсерт».(слайд №7)
Этот метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:
+
-
?
!
Знаю
Не знаю или забыл
Хочу узнать подробнее
Узнал
новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Например, итогом изучения темы « Глагол» в 3 классе является анализ глагола как части речи. После применения метода « Инсерт» у ученицы появились такие знаки . которые позволяют отследить усвоение изученного материала.( слайд № 8)
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочуузнать больше (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся. После прочтения текста ученик своими словами заполняет таблицу. Данный метод позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить её дома.
Например, на уроке окружающего мира в 3 классе, изучая тему « Организм человека», ученицей была составлена вот такая таблица.
( не читаю) ( слайд № 9 )
( музыка) На этапе релаксации часто использую метод « Четыре стихии»
(слайд № 10) , чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Методы релаксации могут совершаться под тихую музыку, под пение птиц.
-Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть, применив данный метод. Для этого я прошу Вас всех встать. « Четыре стихии» - это земля, вода ,воздух, огонь. Если я скажу « земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу « воздух» - вы поднимаете руки вверх. Если я скажу « вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если я скажу « огонь» - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем. Спасибо!
На этапе обобщения знаний использую метод «Синквейн». Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
( слайд № 11)
Используя на уроках русского языка при изучении словарных слов этот метод, учащиеся составили синквейн к слову дорога :(слайд № 12)
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По дороге едут автомобили.
Шоссе
С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.
- Уважаемые коллеги, попробуйте сами составить синквейн по теме нашего мастер-класса. Задание на столе на карточке.( слайд № 13)
- А сейчас давайте одну из групп заслушаем.
- Пожалуйста, вы
- Вот какой синквейн составила я. ( зачитываю)( слайд № 14)
На этапе подведения итогов урока, применяю такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Светофорик», «Звездопад»
Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем усвоили тему урока.
Используя Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Выбрав Метод « Светофорик» Дети с помощью сигнала дают знать усвоили ли они материал: красный – материал неусвоен, желтый – возникали трудности в ходе усвоения нового материала, зелёный – можно двигаться дальше, материал усвоен и понят.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке..
IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Уважаемые. Коллеги ! Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.
Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.
- Пожалуйста, выскажитесь. Вы………(Выслушиваются ответы по желанию).
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.(слайд №12)
+( плюсы) в том, что активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- ( минусы) в том, дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять её или нет, это уже дело творчества каждого учителя.
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. Спасибо за внимание!