kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная общеразвивающая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 доп., 1 - 4 классов «Основы финансовой грамотности» на 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы по внеурочной деятельности "Финаисовая граммотность" для обучающихся 1 дополнительного, 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеразвивающая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 доп., 1 - 4 классов «Основы финансовой грамотности» на 2023-2024 учебный год»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа №162»




Утверждено

Приказом директора







Адаптированная общеразвивающая программа

внеурочной деятельности для обучающихся

1 доп., 1 - 4 классов

«Основы финансовой грамотности»

на 2023-2024 учебный год





























г.Нижний Новгород

2023 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 1 доп., 1 - 4 классов составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. №35850, на основе:

Цель:
формирование первичных экономических представлений и компетенций; развитие экономического мышления младших школьников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи:

  • формировать первичные экономические понятия;

  • учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Принципы реализации:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • уважительное отношение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий,

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • систематичность и последовательность работы по формированию финансовых занятий;

  • наглядность;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность.

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет; - экономические отношения семьи и государства; - человек и финансовые организации.


Общая характеристика курса

Курс «Основы финансовой грамотности» является курсом внеурочной деятельности, реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере экономики семьи.

Процесс обучения финансовой грамотности неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение основам финансовой грамотности носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью. Большое внимание уделяется межпредметным связям. Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что финансовая грамотность неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.

Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса по основам финансовой грамотности.

Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и включают:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-практические (исследование, экспериментирование и др.).

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.

В соответствии с учебным планом и программой, курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» изучается в 1 доп., 1 классе - 1 час в неделю (33 часа), во 2 – 4 классах - 1 час в неделю (34 часа).


Описание планируемых результатов освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

• составление текстов в устной форме;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


Методы и формы контроля

Для обучающихся 1 (дополнительного) класса используется качественная оценка деятельности через словесное и эмоциональное поощрение.

Обучающиеся 1- 4 классов проходят процедуру оценки результатов обучения в форме итогового тестирования. Тест состоит из 20 заданий разной сложности. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.


Система оценивания выполнения работы в целом (для каждой группы обучающихся):


I группа

II группа

III группа

Оценка «5»

Задание выполнено правильно на 100% - 95%

(100% - 20 баллов

95% - 19 баллов)

Задание выполнено правильно на 100% - 95%

(100% - 20 баллов

95% - 19 баллов)

Задание выполнено правильно на 100% - 90%

(100% - 10 баллов

90% - 9 баллов)

Оценка «4»

Задание выполнено правильно на 90% - 75%

(90% - 18 баллов

75% - 15 баллов)

Задание выполнено правильно на 90% - 75%

(90% - 18 баллов

75% - 15 баллов)

Задание выполнено правильно на 80% - 60%

(80% - 8 баллов

60% - 6 баллов)

Оценка «3»

Задание выполнено правильно на 70% - 50%

(70% - 14 баллов

50% - 10 баллов)

Задание выполнено правильно на 70% - 50%

(70% - 14 баллов

50% - 10 баллов)

Задание выполнено правильно на 50% - 40%

(50% - 5 баллов

40% - 4 балла)

Оценка «2»

Задание выполнено правильно меньше 45 %

(45% - 9 баллов)

Задание выполнено правильно меньше 45 %

(45% - 9 баллов)

Задание выполнено правильно меньше 30 %

(30% -3 балла)

Оценка «1»

не ставится

не ставится

не ставится




Содержание программы

В 1 доп., 1-4 классах темы планирования повторяются, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учётом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1 доп. класс (33 часа)

Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но наиболее приемлемые пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.   Народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Потребности и возможности (6 часов)

Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

Английская сказка «Три поросенка», русская народная сказка «Как коза избушку построила», белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон», «Каша из топора».

Труд (6 часов)

Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы со сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Сказки: «Так сойдет», «Трудовые деньги», «Морозко», «Мужик и Медведь», «Терем-теремок», «Колосок».

Деньги (7 часов)

 Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода».  Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

К.И. Чуковский «Муха — цокотуха»; А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино». Народные сказки:  «Как бедняк выиграл имущество богача»; «Деньги делают все»; «Говорящие деньги»; «Кошелечек», «Золотая антилопа»

Бартер (5 часов)

Эти сказки помогают детям понять суть натурального обмена (бартера, определять выгодность бартера (выгодность и невыгодность сделки, самостоятельно совершать обменные операции, не допускать излишней доверчивости.

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой».  Авторские: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», В. Осеева «Добрая хозяюшка».

Реклама (4 часа)

Эти сказки знакомят детей с экономической категорией «реклама» через чтение и обсуждение, раскрывают значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей, формируют представление о профессии рекламного агента, дают представление о рекламе как о способе получения выгоды.

Народные сказки «Лиса  и козёл», «Два мороза», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Купля-продажа (5 часов)

Формируемые экономические знания : купля-продажа как вид бизнеса-капитала.Чтение и обсуждение сказок с целью формирования представления о способах увеличения дохода (капитала, расширения представления о купле-продаже, прибыли (дохода, деловых партнерах).

Народные сказки «Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»; «Чудесная рубашка»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Как барин овцу купил».

Обобщение изученного материала за год. Итоговая викторина «Финансовая тема в сказках». (1ч)


1 класс (33 часа)

Я и моя семья (6 часов)

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Моё и чужое (5 часов)

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Окружающий мир как результат труда людей (5 часа)

Природные ресурсы «Россия – страна ресурсов» -расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о
рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, тепла).

«Путешествие по стране Бережливость» - «Царица водица» - Расширить знания детей о воде и еѐ свойствах; познакомить детей с круговоротом воды в природе;
дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; формировать у детей бережное отношение к использованию водных ресурсов.

«Путешествие по стране Бережливость»-«Его величество электричество» - Получить знания о пользе электричества. Освоить технику безопасности при обращении с электроприборами. Создание условий для формирования у детей основ бережного
отношения к использованию электроэнергии.

«Путешествие по стране Бережливость»-«Тепло» - Закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления. Формирование у детей основ бережного отношения к использованию тепла.

Почему люди трудятся (6 часов)

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Все работы хороши (6 часов)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Наш микрорайон (5 часов)

Микрорайон — это место, где есть условия для жизни и работы небольшой группы людей. В группу людей, населяющей микрорайон, входят те, кто живёт по соседству, посещают одни и те же магазины, чтобы получить желаемое и действительное. В микрорайоне есть мастерские, парикмахерские, школа, поликлиника, банк, почта, библиотека.

2 класс (34 часа)

Что нам нужно для жизни (10 часов)

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: потребность в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

«Хочу», «могу» и «надо» (8 часов)

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Как товары и услуги исполняют желания (16 часов)

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынках, ярмарках.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и т. д.

Школа как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.


3 класс (34 часа)

Жила-была денежка (7 часов)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство — то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

У всякого товара есть цена (6 часов)

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы приобрести товар. Сдача — это разница между суммой, которую заплатил покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Что нужно знать, чтобы товары покупать? (6 часов)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Доход не бывает без хлопот ( 6 часов)

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Дом невелик, да лежать не велит (9 часов)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.

Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.


4 класс (34 часа)

Богатство и бедность (11 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Труд основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Как товары производят (11 часов)

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг.-4-е Изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.-128 с. 2. Антонова Ю. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80 с. 3. Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -56 с. 4. Артемьева Н.Н. Киндерномика. Что такое деньги и как с ними обращаться? : книга-игра по финансовой грамотности для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 160 с. 5. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 2 класс: тетрадь творческих заданий – 21-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 72 с. 6. Смирнова Т.В. Белка и компания : Экономика для детей в сказках, играх и задачках/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой. – 4-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2013. – 144 с. 7. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников». – 3-е изд., Самара: Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров», 2012. – 112 с.

Электронные образовательные ресурсы

-электронные пособия;

-обучающие программы по предмету;

-видеофильмы соответствующего содержания;

-слайды соответствующего содержания;

мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.


Технические средства обучения:

-DVD –проигрыватель;

-компьютер;

-магнитофон.


Информационное обеспечение образовательного процесса:

-Федеральный портал «Российское образование» http://fcior.edu.ru

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

-Учительский портал http://www.uchportal.ru

-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.lsepttmber

-Портал «Мой университет». Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

-Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


Календарно-тематическое планирование

1 (дополнительный) класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Потребности и возможности

6



1

Английская сказка «Три поросенка»

1



2

Белорусская сказка «Легкий хлеб»

1



3

В. Г Сутеев «Мешок яблок»

1



4

К. И. Чуковский «Телефон»

1



5

«Каша из топора»

1



6

Итоговое занятие по теме «Потребности и возможности»

1




Труд

6



7

Сказка «Так сойдет»

1



8

Сказка «Трудовые деньги»

1



9

Сказка «Мужик и Медведь»

1



10

Сказка «Терем-теремок»

1



11

Сказка «Колосок»

1



12

Итоговое занятие по теме «Труд»

1




Деньги

7



13

К.И. Чуковский «Муха — цокотуха»

1



14

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»

1



15

Народная сказка «Деньги делают все»

1



16

Народная сказка «Говорящие деньги»

1



17

Народная сказка «Кошелечек»

1



18

«Золотая антилопа»

1



19

Итоговое занятие по теме «Деньги»

1




Бартер

5



20

Народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1



21

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

1



22

К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

1



23

В. Осеева «Добрая хозяюшка»

1



24

Итоговое занятие по теме «Бартер»

1




Реклама

4



25

Народная сказка «Лиса и козёл»

1



26

Народная сказка «Два мороза»

1



27

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

1



28

Итоговое занятие по теме «Реклама»

1




Купля-продажа

5



29

Народная сказка «Мальчик с пальчик»

1



30

Народная сказка «Чудесный мешочек»»

1



31

Народная сказка «Как барин овцу купил»

1



32

Итоговое занятие по теме «Купля-продажа»

1



33

Итоговое занятие за учебный год. Викторина «Финансовая тема в сказках»

1




Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Я и моя семья

6



1

Семья. Состав семьи

1



2

Дом, в котором мы живём, — место для семьи

1



3

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье

1



4

«Хочу» и «Надо»

1



5

Экономика как правило ведения домашнего хозяйства

1



6

Итоговое занятие по теме «Я и моя семья»

1




Моё и чужое

5



7

Собственность человека

1



8

Как человек становится собственником?

1



9

Личные вещи человека

1



10

Отношение к своей и чужой собственности

1



11

Итоговое занятие по теме «Моё и чужое»

1




Окружающий мир как результат труда людей

5



12

Природные ресурсы «Россия – страна ресурсов»

1



13

«Путешествие по стране Бережливость» - «Царица водица»

1



14

«Путешествие по стране Бережливость»-«Его величество электричество»

1



15

«Путешествие по стране Бережливость»-«Тепло»

1



16

Итоговое занятие по теме «Окружающий мир как результат труда людей»

1




Почему люди трудятся

6



17

Труд — это полезная деятельность людей

1



18

Блага, которыми надо дорожить

1



19

Ценность труда людей разных профессий

1



20

Важность домашнего труда для ведения хозяйства

1



21

Учение — это тоже труд

1



22

Итоговое занятие по теме «Почему люди трудятся»

1




Все работы хороши

6



23

Каждый человек имеет профессию

1



24

Какие бывают профессии по предмету труда

1



25

Как люди выбирают профессию

1



26

Профессии членов семьи

1



27

Как люди получают профессию

1



28

Итоговое занятие по теме «Все работы хороши»

1




Наш микрорайон

5



29

Что такое микрорайон?

1



30

Предприятие нашего района.

1



31

Итоговое занятие по теме «Наш микрорайон»

1



32

Итоговое тестирование за учебный год.

1



33

Экскурсия по микрорайону

1




Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Что нам нужно для жизни

10



1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни

1



2

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

1



3

Входная диагностика

1



4

Потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни)

1



5

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

1



6

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев)

1



7

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и разные профессии

1



8

Социальные потребности

1



9

Потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения)

1



10.

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни?»

1




«Хочу», «могу» и «надо»

8



11.

Потребности и желания

1



12.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение

1



13.

Ценность желаний, направленных на других людей

1



14.

Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

1



15.

Хочу и могу. Желания (потребности) членов семьи

1



16.

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний?

1



17.

Полезные привычки в быту

1



18.

Итоговое занятие по теме «,,Хочу”, ,,могу” и ,,надо”»

1




Как товары и услуги исполняют желания

16



19.

Что такое деньги, их происхождение

1



20.

Потребности людей в деньгах

1



21.

Доходы семьи

1



22.

Твой вклад в доходы семьи

1



23.

Расходы семьи

1



24.

Товары, услуги и цены

1



25.

Где покупают товары?

1



26.

Почему цены разные?

1



27.

Что значит экономить?

1



28.

Как вести учет доходов и расходов?

1



29.

Мы идем за покупками

1



30.

Покупатель — продавец. Игра «Магазин»

1



31

Итоговое тестирование за учебный год.

1



32.

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации

1



33.

Образовательные услуги

1



34.

Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп»

1




Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Жила-была денежка

7



1

Натуральное хозяйство

1



2

Как появились ремёсла

1



3

Входная диагностика

1



4

Что такое деньги, их происхождение

1



5

Рубли и копейки — деньги России

1



6

Деньги в разных странах

1



7

Итоговое занятие по теме «Жила-была денежка»

1




У всякого товара есть цена

6



8

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг

1



9

Цена товара

1



10

Сдача

1



11

Как расплачиваться на кассе

1



12

О чём может рассказать чек?

1



13

Итоговое занятие по теме «У всякого товара есть цена»

1




Что нужно знать, чтобы товары покупать?

6



14

Свойства товаров: цена и качество

1



15

Права покупателя

1



16

Чек как документ, подтверждающий покупку.

1



17

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах

1



18

Выгодная покупка

1



19

Итоговое занятие по теме «Что нужно знать, чтобы товары покупать?»

1




Доход не бывает без хлопот

6



20

Доходы семьи

1



21

Расходы семьи

1



22

Бюджет семьи

1



23

Как и где хранят деньги

1



24

Что такое кредит?

1



25

Итоговое занятие по теме «Доход не бывает без хлопот»

1




Дом невелик, да лежать не велит

9



26

Дом, домашнее хозяйство

1



27

Усадьба, приусадебное хозяйство

1



28

Собственность

1



29

Частная собственность

1



30

Государственная собственность

1



31

Итоговое тестирование за учебный год.

1



32

Фермерское хозяйство

1



33

Экономия и бережливость

1



34

Итоговое занятие по теме «Дом невелик, да лежать не велит»

1




Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Богатство и бедность

11



1

Как создаётся богатство

1



2

Источники богатства государства

1



3

Источники богатства человека

1



4

Входная диагностика

1



5

Открытия и изобретения. Создание новых технологий

1



6

Ценности материальные и нематериальные

1



7

Родословная книжечки

1



8

Богатство и культура

1



9

Богатство и милосердие. Меценаты

1



10

Налоги

1



11

Итоговое занятие по теме «Богатство и бедность»

1




Труд основа жизни

12



12

Ценность и значимость труда

1



13

Оценка труда. Почему разный труд оплачивается по-разному?

1



14

Важность учебного труда школьников

1



15

Все работы хороши

1



16

Как рубашка в поле выросла?

1



17

Как хлеб к нам на стол пришёл?

1



18

Мастер «золотые руки»

1



19

Результат труда людей

1



20

Местная сфера услуг

1



21

Трудовые награды

1



22

Безработица

1



23

Итоговое занятие по теме «Труд-основа жизни»

1




Как производят товары?

11



24

Природные ресурсы

1



25

Природные ресурсы твоей местности

1



26

Материальные ресурсы

1



27

Требования, предъявляемые к изделиям

1



28

Местная промышленность твоего края, её основная продукция

1



29

Фабрика, завод — места, где производят товары

1



30

Что такое управление?

1



31

Итоговое тестирование за учебный год

1



32

Важность труда людей разных профессий

1



33

Общественный порядок

1



34

Итоговое занятие по пройденному материалу за 1-4 классы.

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Гришанина Наталья Михайловна

Дата: 07.10.2023

Номер свидетельства: 637697


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства